Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Свой личный духовный мир строит каждый человек внутри себя сам



Свой личный духовный мир строит каждый человек внутри себя сам.

Все, что он слышит от других — всего лишь подготовительный этап для строительства собственной личности.

Вся суть Торы — стих, выражающий его собственное имя.

В этом — вся тяжесть суда, вся глубина вопроса. Весь страх ответственности. Все наказание могилы.

Зачастую человек настолько настроен на восприятие, что полностью теряет внутренний центр.

Знает он многие имена, и лишь собственное имя забыл он, и не узнает его.

И тогда весь труд его — впустую. И единственный путь исправления для него — заткнуть уши свои, и не слушать вообще никого.

И после этого великого разрушения — глухоты, равной полной потере личности — «оглушил его — выплачивает полную его стоимость» — он может вернуться и обновить свой внутренний мир.

Комментарий (рав Юваль Фройнд)

Все, что он слышит от других — всего лишь подготовительный этап для строительства собственной личности.

Человеческая душа способна внимать. Человек способен постичь мысли других людей, встретиться с культурами и духовными путями, вместить в себя огромное количество внешнего знания. Эта способность внимать и воспринимать — не просто ради удовлетворения интеллектуального любопытства — она создает эффект «бумеранга» в душе. Всякая мудрость, которую человек воспринимает извне — должна стать инструментом, с помощью которого он понимает лучше самого себя, и делает свой внутренний духовный мир более богатым и совершенным.

Вся суть Торы — стих, выражающий его собственное имя.

В этом — вся тяжесть суда, вся глубина вопроса. Весь страх ответственности. Все наказание могилы.

У каждой души есть особый строй. Склонности, способности, предпочтения, скрытые устремления — уникальная «смесь». Каждая такая душа способна сделать нечто, на что никто другой не способен. И никто не сделает это вместо нее. Основная ответственность человека: развил ли он то особенное духовное качество, которое в нем, или же он не обращал внимания на свою душу, и оставил без внимание самое главное в своей жизни. Рав Кук отвечает, что мидрашим наших мудрецов, описывающие момент смерти как момент страшного суда, подчеркивают эту центральную идею — пронизывающий насквозь вопрос — реализовал  ли я тот духовный потенциал, который есть во мне?

Зачастую человек настолько настроен на восприятие, что полностью теряет внутренний центр.

Знает он многие имена, и лишь собственное имя забыл он, и не узнает его.

В крайней ситуации человек открыт ко всему, беспрестанно воспринимает мудрость извне, и избыток информации размывает его собственную личность. Он уже не знает, кто он, что имеет к нему отношение, а что нет. Он теряет способность фильтрации и собственной точки зрения. Избыток внешней информации вредит ему и лишает его внутренней точки опоры (очевидно, что в обществе, когда информационное пространство расширилось, и СМИ «промывают» сознание со всех сторон, человек очень быстро достигает состояния, когда из-за потока информации он теряет способность чувствовать самого себя, и чувства его притупляются).

И единственный путь исправления для него — заткнуть уши свои, и не слушать вообще никого.

И после этого великого разрушения — глухоты, равной полной потере личности — «оглушил его — выплачивает полную его стоимость» — он может вернуться и обновить свой внутренний мир

В ситуации, когда любое новое внешнее знание вредит человеку — он должен «оглохнуть» — перестать слушать окружающих. Человек должен заткнуть свои уши относительно всего, что вовне его, для того чтобы снова почувствовать самого себя, свой внутренний мир. Понятно, что это процесс тяжелый и проблематичный. Внимание развивает человека и оплодотворяет его, и когда он теряет возможность пользоваться внешней информацией — это повреждает один из самых мощных «подъемных механизмов» его личности (рав Кук приводит здесь закон Торы в области имущественных ущербов, который обязывает человека, приведшего другого к глухоте, выплатить ему компенсацию как при случае смерти) — и объясняет его в духовной области. Рав Кук говорит, что духовная глухота подобна смерти, ибо прекращение встречи с духовными идеями и обработки их в душе приводит к внутренней пустоте). Но иногда нет другого выбора, и это единственное, что способно помочь, когда личность «похоронена» под горами знания. После некоторого периода такой «глухоты», когда человек очищается от избытка информации, и начинает снова слышать свой внутренний голос — он способен снова вернуться к здоровому процессу восприятия и обработки внешней информации.