Внутреннее сущностное «я» отдельного человека или целого общества не раскрывается внутри него иначе как по мере его святости и чистоты, по мере его высшей доблести, насыщенной чистым сиянием Б-жественности, пылающей внутри него.
Согрешили мы вместе с отцами нашими, грех Перво-Адама, отрекшегося от собственной индивидуальности, согласившегося с Нахашем и потерявшего себя. Он оказался не способен был ответить на вопрос «где ты?», ибо он не знал, что с ним. Ибо истинное «я» сокрылось от него.
Поклоняясь чужим богам, согрешил Израиль, оставил свою истинную суть, оставил благо.
Согрешила земля, воспротивившись собственной сущности, уменьшив собственную силу, устремившись к конечной цели, не дав всю свою сокрытую мощь, чтобы вкус дерева был подобен вкусу плода, устремив свой взгляд вовне, задумавшись о судьбе и карьере.
Луна, обвинившая солнце, потеряла свой собственный внутренний мир, радость своей участи, возмечтав о внешнем почете царей.
И с тех пор мир погружается все ниже и ниже в потере собственного «я», как отдельной личности, так и целой нации.
Приходят обученные воспитатели, смотрят на внешность, они также отвлекают от поиска внутреннего «Я», и только добавляют соломы на костер, поят жаждущих уксусом, набивая сердца и мозги всем, что вовне их, а «Я» забывается все более.
И если нет «Я» - нет «он», и тем более, что нет «ты».
Дух наш, Мошиах Вс-вышнего, это сила его и в этом величие его, не вовне нас он, дыхание ноздрей наших он, Вс-вышнего и царя его Давида мы будем искать, к Вс-вышнему и к благу Его устремимся, и собственное «я» мы будем искать, в поисках собственной сущности и сути, удалив всякого чужака и мамзера, «И познаете вы, что Я — Вс-вышний Б-г ваш, выводящий вас из земли египетской, я — Б-г»
Комментарий рава Юваля Фройнда
Рав Кук перечисляет здесь четыре основных греха, упомянутых в Торе, и всех их он связывает с основным коренным грехом потери собственного «Я», потери себя.
1) Грех Адама, вкусившего от «древа познания добра и зла» вопреки Б-жественному приказу
2) Грех идолопоклонства — поклонение «чужим» богам
3) Грех земли. В истории сотворения мира в Торе упоминается скрытый грех земли. Вс-вышний приказывает земле «вывести дерево-плод, делающее плод», а земля производит «дерево, делающее плод». Хазал уточняют, что первоначальное намерение было что также само дерево (ствол, ветки и т.д.) будет «плодом», т.е., съедобным. Фактически, дерево несъедобно, и лишь его плоды съедобны. Таким образом, земля нарушает Б-жественную заповедь, произведя дерево, лишь плоды которого съедобны
4) Грех луны. Также здесь речь идет о «космическом» грехе, который Хазал обнаруживают в рассказе о сотворении мира. В начале сказано «и создал Вс-вышний два великих светила», а в продолжении «великое светило» и «малое светило и звезды». Что привело к уменьшению одного из светил? Хазал объясняют, что луна задала вопрос Вс-вышнему, «как же два царя могут пользоваться одной короной». В наказание за ее зависть, Вс-вышний приказал ей уменьшить себя.
Рав Кук связывает все эти грехи в единую цепочку, смысл которой — потеря собственного «Я».
Внутреннее сущностное «Я» не раскрывается, но только по мере внутренней святости и чистоты
Обыкновенное течение жизни не способно раскрыть аутентичную личность. Первичная природа жизни — это бесформенность, дикость и слепота. Пока человек не облагородил свои жизненные силы — неизбежно над ним будут властвовать внешние факторы, такие как физические желания, зависть, лень и т.д., которые оттягивают силы и внимание на себя.
Простой смысл «святости» и «чистоты» это — очищение духовных сил, которое приводит к тому, что более глубокие жизненные силы прорываются наружу. Пока это очищение не произошло, мы имеем дело не с личностью, а скорее с ее тенью. Личность как бы сокрыта под толстым слоем материальных забот и общественных норм, которые человек приобретает естественным путем.
В этом смысле мусар и Тора не формируют человеческую личность, а лишь приходят для того, чтобы дать человеку инструменты для очищения своей первичной материи своей жизни, и освободить место для его личности, чтобы она смогла раскрыться.
По мере высшей доблести, насыщенной высшим сиянием Б-жественности, которое пылает внутри него
Чем больше человек приближается к своей сущности, тем более раскрываются в нем его жизненные силы. Стремление действовать, радость жизни, творческое начало и (хазон) становятся в нем все сильнее. Глубинная причина тому — чем больше человек приближается к собственной сущности, тем больше он приближается к изначальному творению, как его создал Вс-вышний. И эта первичная «точка» есть источник силы и жизненности — мощь жизненного потока, еще не искаженного человеческой природой
Согрешили мы вместе с отцами нашими, грех Перво-Адама, отрекшегося от собственной индивидуальности, согласившегося с Нахашем (змеем) и потерявшего себя. Он оказался не способен был ответить на вопрос «где ты?», ибо он не знал, что с ним.
Глубинная причина греха Адама — это само то, что он послушался внешнего голоса — змея, а не той внутренней истины, которая изливалась из него. В тот момент, когда человек устанавливает свой жизненный путь, ориентируясь на внешние факторы, заглушая собственный внутренний голос, грех уже «вышел в путь». Действие греха это лишь отражение внутреннего падения, результат отказа от собственного «я». (Это можно выучить из того, что после греха Вс-вышний обращается к человеку с вопросом «где ты», т.е., где ты, где твоя внутренняя сущность?! И Адам не способен дать ответ на этот вопрос).
Поклоняясь чужим богам, согрешил Израиль, оставил свою истинную суть, оставил благо.
Грех идолопоклонства не только в том, что человек «ошибся адресом» в поисках высшей силы, но также потому, что такое служение чуждо народу Израилю. Языческие культы, обожествляющие элементы материального мира, требующие экстатической преданности им, сопровождаемые дикими побуждениями и бессмысленными видениями, чужды еврейской душе.
Согрешила земля, воспротивившись собственной сущности, устремившись за целями и смыслами, не отдав всю свою сокрытую силу на то, чтобы вкус дерева был подобен вкусу плода
Как уже объяснялось, земля согрешила тем, что произрастила дерево, плоды которого съедобны, вместо того, чтобы само дерево было съедобно. Тот же грех совершает человеческий род, когда, устремляясь к «плодам» - карьере, достижению каких то жизненных целей — он забывает о себе. Как только человек обозначил какую-то должность или какое-то достижение как центральную цель, он направляет на это все свои силы. Эта цель становится смыслом его жизни. Она ослепляет его и заставляет его забыть об остальных его способностях и делах его жизни. Все, что не связано с достижением данной цели (специальности, общественного статуса, власти) — лишь задерживает и мешает. Так «плод» жизни делает бесплодным древо жизни, так, что, в конечном счете, жизнь превращается в обыкновенную обузу, и только «маленький остров» - в виде цели, которую человек себе поставил — остается для того, чтобы успокоить внутреннюю пустоту и опустошенность.
Луна, обвинившая солнце, потеряла свой собственный внутренний мир, радость своей участи, возмечтав о внешнем почете царей.
Как объяснялось, грех луны состоял в том, что она спросила Вс-вышнего, кто будет царствовать между ней и между солнцем, и в наказание она была уменьшена. Очевидная параллель с человеческим обществом — вопрос «кто главнее», который задает луна — это увлеченность внешней иерархией и осуждении другого. Человек, счастливый своим уделом и любящий самого себя, не нуждается в этих вопросах. Они ему не интересны. Вопрос, где я нахожусь по отношению к другому — следствие внутренней пустоты, пытающейся найти смысл в победе над другим. В тот момент, что луна указывает на солнце и сравнивает себя с ним — она уменьшается. Когда человек погружается в сравнение себя с окружающими — он теряет контакт с самим собой — единственным источником настоящего счастья — и завязывает неразрешимый узел зависти, ненависти и конкуренции, лишь отдаляющих его от чувства удовлетворенности, к которому он так стремится.
Приходят обученные воспитатели, смотрят на внешность, они также отвлекают от поиска внутреннего «Я», и только добавляют соломы на костер, поят жаждущих уксусом, набивая сердца и мозги всем, что вовне их, а «Я» забывается все более.
Трагедия человеческого общества в том, что также востпитатели занимаются лишь внешним — приобретением знаний, умений, подготовке к практической деятельности, и решением возникающих на поверхности проблем. Но никто из них не направляет ученика, как достичь своего индивидуального внтуреннего «я». Тем самым они добавляют еще грех, ибо они не только не воспитывают,наоборот, они еще заставляют человека заглушать эту внутреннюю жажду к раскрытию индивидуальности. Ученик, доверяющий своим учителям, начинает думать, что его «избавление» зависит, на самом деле, от приобретения внешних знаний, которыми они его напитывают.
Если нет «я» - нет «он», и тем более, что нет «ты»
Потеря личности и индивидуальности — это ущерб не только для самого человека. Эта потеря ведет за собой тяжелые последствия: отсутствие собственного внутреннего мира ведет к отрицанию внутреннего мира также у другого человека. Нет интереса к тем внутренним мирам, которые есть в другом (нет «я» - нет «он»), и тем более, что становится невозможным эмоциональный, внутренний контакт с другим человеком (нет «я» - нет «ты»)