Величие души праведника



Величие души праведника — со стороны двух вещей: со стороны добрых деяний, которые называются «порождениями праведников», и со стороны величественного достоинства сущности их чистой души. (Олат аРаая, ч. 1, О молитве. Стр. 33)

***

Важнее любого частного деяния — общее воздействие самой сущности (души праведника — перев.). Сознание народа, что Б-жественный святой человек находится среди них. Человек, возвышенный и вознесенный от всей низости жизни, человек, который весь он — свят для Вс-вышнего, сердце и душа которого отданы лишь для любви Вс-вышнего и любви к творениям, любви к Торе и страху перед Небесами — такое сознание всегда оказывало в Израиле свое духовное воздействие в большей степени, чем какие-то отдельные деяния (праведника).

Это своего рода унижение для нации, когда она постоянно ищет у своих выдающихся личностей лишь практическую пользу от их деятельности. Как будто бы эти великие люди созданы лишь для того, чтобы быть инструментом для какого-то дела. Действительно, великая обязанность для великих людей поколения служить своему народу во всех специальностях, к которым они способны, и все, что они могут сделать на благо своего народа. Но есть моральное унижение в том, когда народ не сознает, что сущности жизни нации и ее здоровье измеряются мерой ее великих людей.

Нахождение мудрецов поколения, великих мудрецов Торы и праведников, придает духовную мощь всему поколению. И мы обязаны постоянно возвышать дух нашей нации, осознать драгоценность и величественность жизни в святости — со стороны ее самой. И поскольку такая жизнь не достигает совершенства иначе как вместе с величием в Торе и великом страхе перед Несесами — поэтому мы должны проникнуться глубоким внутренним уважением и верностью сердца к великим людям, приобретшим дерзость святости, в любви к Вс-вышнему и любви к Торе, в непрестанном труде и непревзойденных способностях.

(Эдер а-якар, стр. 43-44)

Запись опубликована в рубрике: .