Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Кук. 3. Мораль и справедливость - врата "общественной тшувы" для нашего поколения



Глава 3

В нашем поколении, когда мировоззрения усложнились, и абстрактная философия, в общем, потеряла своей авторитет для многих людей, невозможно апеллировать к, одним лишь формальным доказательствами и науке, чтобы излечить сердца заблудшие.

Однако, следует сделать основной акцент на то, что существует вовек, и невозможно ни одному человеку, обладающему человеческим достоинством, опровергнуть его, и это — мораль и справедливость. Мораль и справедливость — они глубина мудрости и основа ее, и только с их помощью мы сможем найти общий язык с любым человеком, ибо нет такого человека, который бы не признавал основополагающее значение морали и справедливости.

Поэтому в качестве врат, для того, чтобы прийти к соблюдению Торы и страху перед Небесами, мы должны объяснить все законы Торы, как в отношении физических заповедей, так и в отношении духовных заповедей, в соответствии с требованиями морали и справедливости. И для такого объяснения может оказаться очень полезным изучение смысла заповедей, и особенно — их национального содержания.

Лишь когда человек достигнет совершенства в исполнении Торы в соответствии с требованиями природной морали, тогда он сможет подняться выше и выше, пока не постигнет также чистый страх перед Б-гом и любовь к Нему.

Для того, чтобы дать место требованиям морали и справедливости, с помощью которых мы сможем удостоить всех сынов народа нашего вернуться в полной тшуве к Торе Вс-вышнего, и к полному исполнению Его союза, заключенного с нами, мы должны очистить путь для природного требования морали от всех препятствий, которые могут найтись в том, как представляется природная мораль и как она согласуется с путями Торы.

И это — посредством того, что мы объясним те понятия, которые, на первый взгляд, противоречат законам природной морали в глазах тех, кто не достиг совершенства в постижении смысла Торы. В точности так, как философы прежних времен стремились согласовать требования философии с Торой, насколько это возможно, в таких вопросах, как антропоморфизм, или в вопросе, может ли творение воздействовать на Творца.

Поэтому подробное описание смысла Торы и заповедей, и выравнивание и расширение путей природной морали в соответствии с путем Торы — есть основная работа, которая требуется в нашем поколении от писателей, создающих книги, которые способны привести к исправлению поколения.