Из уроков рава Ашкенази в «Торат а-толадот», сборник 6
Ортодоксия — это катастрофа
Нужно понять, что различие между реформистами и ортодоксами у ашкеназских евреев, это не началось, как это обычно думают. Реформисты были первыми. И ответом была ортодоксия. Это невела и это трейфа. И мудрецы поколения в Германии, когда началась система «Тора вместе с дерех эрец», мудрецы поколения, настоящие судьи, были против этого, не хотели этого. Они наложили херем на это!
«Вы выводите себя из общины народа Израиля»? Создаете отдельные общины? Я имею в виду, ортодоксальные? Это катастрофа! Они не хотели слышать об этом!
(зал) Ортодоксы? Кто сказал, что они вышли из общины? Как «прушим» («фарисеи») в свое время?
Рав. Ортодоксы отделились от общины. Что значит «кто сказал»? «Ортодоксия» по немецки — я не знаю немецкого — но так это по французски — это означает «отдельная община». Например, община Франкфурта. Она назвала себя «отдельная община», отделившаяся от основной общины. И даяним наложили на них херем. Если ты «паруш» (отдаляешься) от нечистоты — это прекрасно. Но если ты «паруш» (отдаляешься) от общины — это катастрофа.
И исторически это было так. Реформисты начали, и тогда пришел ответ от ортодоксии. Что выиграл от этого еврейский народ? Остался «лысым с обоих сторон».
Я ортодокс. Поэтому я говорю изнутри. В свое время я объяснял это так: для того, чтобы испечь хлеб, нужны мука и дрожжи. Но если ты делаешь хлеб из одних только дрожжей — это не хлеб. Ни там нет у тебя хлеба и ни там тоже нет у тебя хлеба. Нужно смешать одно с другим. Тогда есть хлеб.
Народ Израиля это не только колено Леви
Другими словами. Народ Израиля это не одно только колено Леви. Колено Леви — это самое святое колено Израиля. Но если колено Леви отрывается от народа Израиля — то нет ни колена Леви, ни народа Израиля.
Поэтому Яаков благословляет колено Леви: «разделю их среди народа Яакова, и рассею их среди народа Израиля». «Проклят гнев их, когда он силен». Когда он силен — он несет в себе проклятие. Когда гнев их силен — это проклятие. Поэтому нужно рассеять их среди народа Израиля.
И поэтому создавать отдельную общину — это катастрофа! Но это пришло как ответ на то, что сделали реформисты. И я думаю, что эта тенденция продолжается по сей день.
Сама идея — правильная. Ортодоксы хотят видеть себя как «святое колено» народа Израиля. Но на деле — они отделяются от народа Израиля.
(зал) Их результат — это, по сути, «Агудат Исраэль»? И смотрите, как хорошо они себя ведут? Сидят в кнесете…
Рав. Они вынуждены это делать. Это стратегия Вс-вышнего. Но тем не менее, это не решает проблемы, о которой мы говорим. Что невозможно ограничить народ Израиля границами Агудат Исраэль. И Агудат Исраэль никогда не видела себя как обьединение всего народа Израиля. Возможно, когда-нибудь это произойдет. Они видят толкьо «своих людей» (аншей шломейну). Это общеизвестно. Только «наши люди»!
Но стратегия Провидения «поймала их». Так или иначе — это другая тема.
Двигаться со скоростью «малых детей»
Есть стих, который говорит: «многих погубила она». Что я имею в виду? Когда Яаков говорит Эйсаву, «Я пойду медленно, со скоростью скота, который со мной и со скоростью, которой могут идти малые дети». Если ты берешь с собой только тех, кто могут идти быстро, и всех остальных ты оставляешь, ты разрушаешь, ты бросаешь… - это проблема.
(зал) Но практически, хотя это странно, сегодня из Агудат Исраэль начинают мобилизовываться в армию. А выходцы из кибуцев отказываются служить…
Рав. Там есть немногие, и там есть немногие, не следует обобщать.
Тем не менее, что, в действительности, произошло? Не было бы ни страны Израиля, и ни армии, и ни войны, и не тех, кто отказываются служить, если бы не движение сионизма! И мы помним, насколько «Агуда» была против этого! Для нее иудаизм был «религией», хвала Б-гу, «мы не хотим думать, откуда это пришло», «у нас есть возможность создать общины в земле Израиля».. Но это другая тема.
И можно привести еще примеры. Это то, что произошло в поколении Эноша!
(зал) Это значит, что если бы вели себя иначе, мы бы сегодня находились совсем в другом месте…
У сефардов никогда не было разделения между «светскими» и «религиозными»
Рав. Я возьму, для примера, сефардский мир. Было множество причин — колонизация, деколонизация и т.д. Но в сефардском мире не было такого понятия как «религиозная партия» или «светская партия». Такого не было никогда. И тогда вся страна была еврейской. С различными ступенями «хасидизма». С различными ступенями «религиозности». А сейчас есть «классы». Как это называют? — Антагонизм! Мы бы могли сэкономить несколько войн.
(зал) Но где же был сефардский мир?
Рав. Поскольку это пришло с запада, не с востока.. Проблема сефардов, что они начали подражать ашкеназам. Невозможно переписать историю, но если бы политический сионизм зародился бы среди сефардов, все бы завершилось уже во время войны за независимость. Здесь было достаточно солдат.
Но для того, чтобы быть «сионистом», нужно было придерживаться определенной идеологии, и поэтому только малая часть сделала алию..
Сегодняшние сефарды подражают ашкеназам, и это проблема
И что происходит сегодня среди сефардов диаспоры? Поскольку почти все раввины получили ашкеназское образование, то, поскольку они слышат от своих раввинов, что возможно, есть сомнение в отношении сионизма — поэтому они не приезжают. Все наши проблемы — толкьо потому что нет достаточно евреев. У меня есть пример. Ортодоксальной общины в Париже. Ортодоксальная община, основанная евреями из Германии. Консерватизм был для них неприемлем, если у реформистов даже есть ошибка — но их намерение правильное. Но у консерваторов — тогда — не было ни намерения ни…
(зал) Консерваторы?
Рав. Большая община, которая видела себя как «французы, исповедующие религию Моисея». И пришли эти ортодоксы из Германии, после войны. Они были ярые анти-сионисты. Сегодня их община пуста. Потому что все дети — уехали в Израиль. Но это не благодаря Агуде! Это против Агуды. Это результат молодежных движений. И сегодня у них нет даже миньяна. Они должны выходить на улицу, чтобы найти хотя бы одного сефарда, чтобы дополнить миньян… Я в свое время отправлял к ним своих первых учеников, в их школы и ешивы. Они были удивлены. Они были закрыты в собственных «четырех локтях», и вдруг приходят студенты, ученики, которые не хотят идти на экзамены в субботу, которые хотят жениться на кошерной еврейке, откуда это пришло? Откуда это упало на них? Это не пришло от них…