Рав Йегуда Леон Ашкенази (Маниту)[1]
Отрывки из лекции «революция еврейской идентичности»
(зал) Как, с точки зрения рава, должна выглядеть современная средняя ешива[2]?
Рав. Смотри. Я руководил средней ешивой в течение четырех лет.
(зал) В Эрец?
Рав. Да, это была сефардская «Метивта» в Старом Городе. После Шестидневной войны. Когда мы вернулись в Старый Город, я руководил ей. В конце концов я поднял руки. Ибо все Рамы[3] — Рам это основа учебы в средней ешиве — преподавали по системе «Порат Йосеф». Невозможно было ничего сделать. И я сказал: «или программа мисрад ахинух, или я ухожу». Я ушел, и ешива закрылась. Вы слышали про «Метивту»? — Она закрылась.
(зал) Что это за программа «Порат Йосеф»?
Рав. Это программа рава Овадии Йосефа. Например, каждый день Независимости была «война». Один преподаватель хотел, чтобы в этот день говорили теилим (псалмы). Другой преподаватель хочет, чтобы произносили таханун (покаянную молитву). И все преподаватели вместе были против поднятия флага. Это только один пример.
Как учить страницу Гемары? Я сказал: ты не поп, ты Рам! Измени уровень, измени стиль! Они учат, как попы!
(зал) Что значит «попы»? Учат страницу Гемары?
Рав: Учат «религии»! Когда ты видишь, как Творец Мира говорит со страницы Гемары — это Тора. Когда ты видишь, как какой-то поп говорит — это не Гемара! Это не Тора! Ты понимаешь? За исключением одного: рава Кахане. Брат рава Кахане. Это был настоящий талмид хахам. У него была тоже какая-то «религиозная» сторона. Но его мудрость — это настоящая мудрость. Он преподавал Тору — как Тору!
Нужно убрать из учебы весь этот фанатизм. «Слава Б-гу» и т.д. Нужно убрать все это. Невозможно понять, или это настоящая вера, или это суеверие, что они имеют в виду на самом деле. Нужно раскрыть величие мысли Творца. И именно в Гемаре, в дискуссиях Абайе и Рава. В Раши, в Рамбаме, в великих мудрецах Израиля. И убрать все эти толкования, которые приводят человека к убеждению, что он самый великий грешник на свете. «Тогда он должен стать «религиозным», чтобы искупить свои грехи». Это не Тора!
Я попытаюсь объяснить. У нас есть множество источников, которые говорят: все, что получил Моше, Аарон получил тоже. Так почему же мы говорим «Тора Моше», а не «Тора Аарона»? В чем отличие между «Торой Моше» и «Торой Аарона»?
Отличие очень простое: Моше пришел, чтобы раскрыть Тору, исправляющую мир. Аарон — это священничество, религиозный культ. Если есть грех, то нужно его «искупить». «Тора Аарона» - это Тора искупления. Тора Моше — это Тора исправления мира. Моше не интересуют подробности Храмовой службы. Это как раз глава Тецаве? Глава, где не появляется имя Моше. Мидраш говорил, что «учил днем, и забывал ночью». Это относится к Аарону.
Но — если есть грехи — нужно их искуплять! Но смотреть на Тору в целом как на «Тору искупления» - это христианство! Вы понимаете идею?
Но тот, кто думает, что мудрость Торы это «философия», это еще большая опасность. Нужно также верить и также быть хахам. Трудно объяснить, что я имею в виду, но это ясно?
(зал) Вопрос, практически, как выйти из этого?
[2] Т.е., ешива для возрастов средней школы. То, что называется в Хабаде «ешива ктана» или «метивта»
[3] Преподаватели метивты