Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пятая часть Шулхан Аруха[1]



Маниту (рабби Йегуда Леон Ашкенази)

(Из уроков о революции в еврейской идентичности)

Нужно перевести наш иврит на святой язык. Мой опыт показывает, что лишь немногие способны это вынести. Многие начинают, но возвращаются к «иудейской Торе». Другими словами, возвращаются в ешивы Бней Брака. Боятся этого.

Иудей — это как Яаков. Он боится подняться наверх. Есть различие между Яаковом и Израилем. Иудей — это как Яаков.

(зал) Его можно понять. Иудей, который теряет свое «иудейство», ему кажется, что он падает в пропасть, он не понимает, что он поднимается наверх.

Маниту: Да. Когда Яаков удостоился имени Израиль, он не потерял ничего из своих качеств как Яакова. Но он поднялся на ступень Израиля. И именно Йосеф это сын Яакова, а Йегуда — сын Израиля. Это различие.

Яаков — это еврей изгнания. «Яаков любил Йосефа», «вот родословие Яакова Йосеф».

Но Йегуда — это уже раскрытие способности быть Израилем, которая была сокрыта в Яакове.

Давайте возьмем другой стих. «И жил Яаков в земле Египетской 17 лет. И приблизились дни Яакова умереть». Есть смысл в этом стихе. Поскольку Яаков живет в Египте, поэтому дни Израиля приближаются к смерти. Не «Израиль», но «Дни Израиля».

Проблема в том, что в галуте мы были в аспекте Яакова, а сейчас мы вернулись к аспекту Израиля. И нам нужна Тора Израиля! Но у нас в руках есть только Тора Яакова.

Средство, которое передал нам рав Кук, это, что именно в этой Торе Яакова, в этих же буквах следует раскрыть Тору Израиля. Не оставлять это!

(зал) Как это сделать? Например, я сейчас учу «Мишна брура» и я занимаюсь там такими мельчайшими подробностями, как например, пятно на штанах в субботу.

Маниту: дальше я буду говорить как совершенный апикорес (атеист).

Нужно начать с начала.

(зал) С Танаха.

Маниту. С Пятикнижия. Потом Мишна. И нужно знать, что наше Пятикнижие приводит нас к нашей Мишне. Не к Мишне той или иной эпохи.

(зал). Что означает «наша Мишна»?

Маниту. Я сказал намеком, я объясню.

«И ты пойдешь к судье, который будет в те дни». Но ты же не можешь пойти к судье, который не живет в твои дни! Что же тогда имеет в виду этот стих?

Есть люди, которые идут к судье других эпох. В те дни, он был настоящим судьей. Но в эти дни это не мой судья. Мишна брура — это другая эпоха. Мне нужна Мишна наших дней. Ты понимаешь?

(зал) Где найти ее?

Маниту. Где найти? В этом вопрос! Как делают это? Не «где найти»..

Я расскажу одну историю. Однажды, во Франции, у меня был вопрос. Очень сложный вопрос. Я пошел к раву Шафрану, раввину Женевы. Он был великим мудрецом. Я задал ему свой вопрос. Он ответил мне: слушай. Ответа на твой вопрос нет в нашем Шулхан Арухе. В нашем Шулхан Арухе есть четыре части. Но об этом говорится в «пятой части» Шулхан Аруха.

— И где же эта «пятая часть» Шулхан Аруха?

— Пятая часть Шулхан Аруха — это ты сам…

И поэтому я думаю, что следует начать, скромно, не сильно афишируя, издавать сборник мудрецов Торы, которые учатся вместе, как выразить язык той же самой Торы, но более релевантно нашему времени. С Эйнштейном, со всем тем, что ты сказал, но — с начала! С самого начала! И все, что не релевантно нашей задаче, пропустить. Потом видно будет! Сейчас у нас нет времени! Это ясно?

(зал) Если я правильно понял, у меня сложилась следующее представление: в сущности, когда мы учим Мишну, например, мы учим, то, что рав назвал «Тору иудеев». Мы учим Мишну, как ее видели Абае и Рава. То, что рав предлагает, чтобы мы начали учить Мишну с точки зрения Моше и Аарона. Несмотря на то, что это те же самые слова!

Маниту: замечательно!

(зал) И тогда оттуда мы прийдем к Абаей и Рава, и они помогут нам.

Маниту. Совершенно точно.

(зал) И что произойдет, если мы прийдем к противоположным выводам?

Маниту. Зависит, кто приходит к таким выводам. Зависит, кто учит. В этом настоящий вопрос — зависит, кто это делает.

Есть понятие «сначала вера». У меня есть некоторый опыт в этом. Можно почувствовать — немедленно — кто верит в «Тору с Небес». Тот, кто верит в «Тору с Небес» — можно полагаться на него. Тот, кто не верит в Тору с Небес — запрещено даже начинать с ним. Ибо у него это — «религиозная философия». У меня есть много знакомых, среди реформистов, среди консерваторов… Прекрасные люди, исполняющие заповеди. Каждый на своем уровне. Но они находятся совершенно вне традиции! Ибо у них нет никакого понятия, что означает «Тора с небес». Они не понимают, в чем состоит содержание веры в народе Израиле. Вера в народе Израиля — это не «теологическое» понятие! Это не «я верю, что Творец существует». Это инфантильно так это понимать.



[1] Оригинал здесь