Рав Йегуда Ашкенази (Маниту)[1]
Сборник отрывков из лекции «революция еврейской идентичности»
Между «йегуди» и «иври». Тора Земли Израиля
Мы находимся в поколении, в эпоху революции, в переходную эпоху иудея, возвращающегося в Землю Израиля, в эпоху возвращения к «ивриют[2]». И то, чего не хватает, это то, что рав Кук называет «Тора Земли Израиля».
Что означает «Тора Земли Израиля»? В чем различие?
Первый момент, который я хотел бы прояснить, скажите мне, если это получилось достаточно ясно, это вопрос, в чем состоит различие между иври и йегуди.
(зал) Ясно, что есть различие, но не ясно, в чем оно состоит. Непонятно, в чем состоит содержание «иври».
…
Один из наших грехов, что мы любим давать «определения» по Шулхан Аруху: покушал что-то некошерное? Не одел тфилин? Это не то, что нужно. Это грех против нашей еврейской идентичности. Если твоя «иврийская» идентичность в порядке — тогда — «свет народам из Иерусалима». Это оптимальный, мессианский путь. Если же эта иврийская идентичность нарушена — это галут. И в галуте появляется «иудей». Иудей — означает двойная идентичность. С одной стороны, внутри он иври. С другой стороны, снаружи он гой.
И я думаю, что в этом состоит величие рава Кука. Эпоха сионизма — это эпоха «кец» (мессианская эпоха), эпоха завершения изгнания. Все революции, которые мы ощущаем во всем мире, связаны с этой эпохой. Время собирания изгнанников - это время мировой революции, свидетелями которой мы являемся. Поэтому нужно вернуться к иврийской идентичности.
Есть Провидение в мире. Провидение решило, что именно через светских евреев произойдет эта внутренняя революция еврейской идентичности. Поскольку «евреи шулхан аруха», как правило, раввины, и есть исключения из правил, не способны были понять, что происходит.
Они были неспособны открыть, что настало время (избавления), и продолжают оставаться иудеями изгнания, не делая никаких выводов из того, во что они сами, по сути, верят. Что это завершение изгнания, и возвращение на землю отцов, на обетованную землю, или еще глубже этого. И поэтому мы продолжаем с «иудейской Торой», хотя мы уже находимся в эпоху иврим — это израильское общество. Это, по сути, твой вопрос.
Тора как «кодекс» и Тора жизни
(зал) Как рав определяет отличие «иврийской Торы» от …
Рав: Еще раз. Изначально, «иудей» читает Тору, как религиозный кодекс. Иудей — должен быть религиозным. Когда ты говоришь, что множество вернулись в тшуве, но лишь немногие вернулись к Торе. Большинство — вернулось к религии. И тогда это Шас или Дегель аТора[3] и т.д.
(зал) Что такое «религия»?
Рав: «Религия» в христианском смысле этого слова. Есть «мирская», будничная, жизнь. И есть «служение», заповеди — как они их понимают. Есть какое-то «религиозное» состояние. Это «религия».
Иудаизм в изгнании превратился в подобие христианства или мусульманства
И иудей — что иудей ищет в Торе? — религиозные аспекты! В настоящем иудействе есть тоже религия. Но иудаизм это больше, чем религия. Слово «религия» («дат») - это заимствованное слово. Это известно. Мы пользуемся этим термином, но такого слова нет в языке Торы. У нас есть понятие «Тора». Тора — это раскрытие мысли Творца. Это простые понятия, и нужно понять их в глубину. Когда Рамбам говорит «Служение Творцу», это означает служение Творцу, не служение какому-то идолу, какому-то лидеру, который раскрыл какую то «религию».
Иудеи, так или иначе, несмотря на то, что они остаются верными — даже не осознавая этого — словам пророков Израиля — иудеи ведут себя так, как будто бы иудаизм - это «религия» наподобие христианства, или ислама, или буддизма, или какой-либо другой религии.
Состояние «йегуди» это временное состояние. В изгнании мы «хранили» заповеди. Не «исполняли» их, только хранили.
Некоторые люди думают, что Вс-вышний сначала сотворил их синагогу, а вокруг их синагоги — мир. Это — «религия». Тот, кто так думает — он мыслит в точности, как христианин. Как мусульманин. Как любой человек, у которого было какое-то «религиозное чувство», и он видит в Творце мира «основателя религии». Это совершенная авода зара (идолопоклонство!). Возможно, это определение идолопоклонства. Я не сказал «аводат элилим», но «авода зара[4]». Вс-вышний, в традиции пророков Израиля, он Творец Мира. Он не «творец Синагоги», который разместил мир вокруг синагоги. Поэтому требуется полный переворот. Мир — это творение Творца. И в мире нужен Храм. И это — Тора.
В чем задача Храма?
(зал) в чем задача Храма?
Рав. Освящать жизнь. Что происходило в Храме? Цельный человек — коэн. Одетый в цельные одежды. Это целая наука — что означает «цельный человек», и что означает «цельные одежды». И он живет в цельном доме — в Храме. И он кушает цельную пищу. И он живет цельной жизнью. Это святость.
(зал) Простой человек, не первосвященник. Каково его отношение к Храму?
Рав. Простой человек связан с Храмом своей каваной, своей работой (служением). Что означает «служение»? Служение это не религия. Служение это жизнь. «Во всех путях твоих познай Его».
И мы знаем это. До греха, религиозное служение Адама было служением (работой) жизни. Еда. Соитие. Дыхание. Это — служение Творцу. Мы забыли об этом. И поэтому я говорю, что это очень близко к подходу христианства.
Эпоха Второго Храма — начало изгнания
(зал) Я хочу спросить что-то про эпоху Второго Храма. Второй Храм, Гемара. По Вашим словам, это уже как бы несколько «сниженная» Тора. Есть два способа понять это. С одной стороны, это кажется неизбежным. Это как соотношение хохма и бина. Должна быть изначально какая-то «искра» пророчества. Потом должен быть период обработки, прояснения, опускания в детали. Вопрос или это осталось так в чистом виде, или же прошло еще какие-то этапы, произошло какое-то «окаменение»?
Рав. Давай вернемся к начальным определениям. То, что произошло во Втором Храме, и рав (Кук) говорит об этом намеком, как в «Орот», так и в «Арпилей Тоар», это то, что иудаизм превратился в «религию» во времена Второго Храма.
(зал) Он говорит о Втором Храме или эпохе Изгнания?
Рав. Второй Храм.
(зал) Рабби Цадок — это тоже Второй Храм.
Рав. Да. Основной религиозный истеблишмент Второго Храма состоял из саддукеев.
Природная святость. Цель — сама жизнь
Рав. Это имеет отношение к тому же понятию «природной святости». Нужно достичь такого состояния, когда человек живет (переживает) содержание самой жизни — в этом цель Творения. Когда ты кушаешь. Когда ты пьешь. Когда ты любишь. Но когда это будет исправлено, это называется счастьем, которого ты достигаешь.
Требуется исполнять нравственный закон, чтобы достичь такого состояния. И есть два пути для этого (об этом говорится во многих источников). Есть путь Торы и заповедей, который приводит к исправлению мира. И есть путь реальности, путь страданий.
Мы находимся в эпоху развития культуры, когда есть научные, технологические возможности, чтобы исправить мир, превратить его в сад, в котором хочется жить. Но цель — это сама жизнь. Нет никакой другой цели!
Это понятно, то, что я говорю? И это есть истинная, природная святость, которая гораздо глубже, чем мистическая святость. Когда я дышу — я служу Творцу. И поэтому мне нужны врачи, чтобы помочь мне дышать как нужно. И так далее, в отношении всего содержания жизни. Это цель — жить!
(зал) Но это же конец психиатрии! Все психиатры останутся без работы!
Рав. Да.
Например, что происходит в субботу? Ты просто живешь. И поэтому сон — это наслаждение. Я ищу, где я выучил это. В основном, по-видимому, это «При Цадик[5]». Возможно, у него есть много глав об этом. Когда ты живешь в субботу. Функционирование жизни в субботу. И есть «суббота суббот» - Йом Кипур — это истинная жизнь. И это настоящее счастье. И это настоящая святость.
Но иудей не мог жить так, в радости, в изгнании. Когда мы вернулись в Эрец Исраэль — это возвращается. Эта природная святость — возвращается.
Израиль раскроет народом мира, что означает природная святость
В конечном счете, чего ждут мудрецы народов мира от Израиля? То, что Израиль раскроет им, это именно природная святость, о которой говорили пророки Израиля.
(зал) Но что же тогда означает весь этот длинный период Талмуда, и поским[6], и движение мусара, и сагфаним[7], и хасидим? Это помогло чем-то? Есть ли в этом какой-то конструктивный смысл?
Рав. Это помогает. Это помогает нам жить так, как я сказал.
Тора рава Кука - Тора в эпоху социологии
Можно понять, может это несколько другая тема, но очень близко. Раскрытие Торы в эпоху пророков — это было само пророчество. После этого есть раскрытие Торы, после эпохи пророков, посредством философии. Параллельно у тебя есть каббала. Стиль каббалы после эпохи Зоара, который еще каким-то образом немного имеет отношение к пророчеству — это стиль философии. Далее у тебя есть хасидизм. Это раскрытие Торы в области психологии. Сейчас мы находимся в эпоху социологии. И это то, что отличает учение рава Кука — это раскрытие Торы в эпоху социологии.
(зал) Социология. И сейчас еще политика.
(зал) это означает, что есть Тора в природе?
Рав. Очевидно.
(зал) И это еще не раскрылось?
Рав. Нет.
Очень даже возможно, что были еще какие-то составляющие. Был один сионистский философ, я забыл, как его звали… Это Борухов, кажется, искал это?
(зал) Гордон.
Рав. Борухов тоже. Искали нечто подобное. Нужно обдумать это. Возможно, что это больше относится к мудрецам народов мира, но нужно помочь им,
(зал) природа уже исправлена?
Рав. Нет. Природа все еще в состоянии «незикин[8]».
(зал) Когда пожирают друг друга? Что вся природа это один сплошной незек?
Рав. Да. То, что есть незек (ущерб) — это то что осталось от древнего мира хаоса. И поэтому вся задача человека — это построить мир как Храм, и поэтому ясно, что работа — это строительство Храма. Все что делают, все работы в мире, все профессии в мире, это строительство Храма, но в аспекте будней, если можно так сказать. Есть будничная работа. И есть работа в святости. Это те же самые вещи. Но в аспекте святости. Это уже во время тикун (исправления). Это я также выучил от рава Кука.
Что делает коэн в Храме? Это совершенный человек, одетый в совершенные одежды, кушающий совершенную пищу.
(зал) Я слышал это от рава в прошлый раз, и не понял. Почему у коэна есть самые совершенные одежды и самая совершенная пища?
Рав. В этом есть большая мудрость
(зал) Может быть, можно сказать, что коэн это какая-то точка встречи между человеком и Творцом, но это понятие совершенного человека, который кушает совершенную пищу, и одевает совершенную одежду — я не понимаю этого.
Рав. Это значительная часть учения каббалы. Выучить эту мудрость цельности этих одежд, этой пищи, и моральных качеств такого человека. Коэн в храме — это человек в мире.
[2] «иудей» у рава Маниту — это образ галутного еврея, еврейство которого ограничено рамками галахи. «Иври» - своего рода «новый еврей», «природный еврей», качество еврейской души, пробуждающееся в Земле Израиля. Понятие «иври» - очевидным образом восходит к Аврааму, который называется в Писании «Авраам-а-иври». Прим. переводчика
[3] Религиозные партии в Израиле
[4] Имеется в виду, что не в буквальном смысле «идолопоклонство», но тем не менее, нечто чуждое иудаизму.
[5] Учения Рабби Менахем Мендела из Витебска
[6] Законоучители
[7] Отшельники, занимавшиеся «умерщвлением плоти»
[8] Имущественные ущербы