Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(продолжение)

(продолжение) Что нужно для диалога? Что может сделать диалог возможным? Может быть признание того простого факта, что как религия (любая) так и наука (любая) по сути, продукт, и отражение, человеческого сознания. Даже если мы готовы сказать, что Синайское откровение это действительно было раскрытие Свыше. Это раскрытие Свыше пришло и опустилось в мир, в сознание человека, в то общество, которое сущестовало три с половиной тысячи лет назад. И Тора говорит понятиями современного ей общества, «дибер акатув беовэ». Даже если это раскрытие Свыше — это идет через «медиа» — через посредство коллективного сознания (или коллективного бессознательного). Поэтому так конкретная «модель» Б-га, которую мы себе рисуем — зависит от нашгео сознания. Аналогично, любое настоящее научное открытие это «эврика», это нечто приходящее свыше, это ступень пророчества. Рабби Нахман учил, что все что говорится внизу, говорится сначала Свыше. Само сущестование трех основных религий — что это если не признание того простого факта, что один и тот же Б-г раскрывается по разному разным людям и разным нациям? Я уже не гооворю про буддизм и восточные религиозные практики. Так или иначе, мир — даже географический — описываемый в Танахе — это очень небольшая часть современного мира. Так почему мы так боимся диалога? Может, нас пугают «крепостные стены», которыми окружила себя каждая из религий? Христианство с точки зрения иудея — клипа, нечто запрещенное. Аналогично иудаизм с точки зрения зхристианства. Аналогично светская наука с т.зр иудаизма. Аналогично иудаизм с точки зрения современного ученого — просто какой то анахронизм. Получается, каждый «город» окружен барьерами, стенами. И выйти из стен невозможно, а войти в «чужой» город еще более невозможно.. И тем не менее… Во всех поколениях, и в нашем поколении тоже, были (и есть, хочется верить) какие то высокие души, способные перепрыгнуть через все эти барьеры * אז אולי ה»נחש» המשיח הוא הקול הפנימי שאומר לך «אל פחד». אפילו שתשלם את המחיר. בכל זאת. אל תפחד לעבור את הגבול.. * אז אולי ה»נחש» הוא בעצם החוש שלך, ה»חש» שלך, החלק השותק של הנפש שלך, שלוחש לך מה לעשות. אכן, הנחש-החוש הזה הושתק, ו»על גחונך תלך» וכו’ וכו’. ובכל זאת. ה»חוש» — זה משהו משיחי. משיח זה חוש. * Так или иначе, получается, что на уровне «маль», на уровне того, что открыто декларирует та или иная религия или наука — действительно, диалог невомзожен, и стены слишком высоки. Но есть «хаш» — есть «молчащая» часть души, и там нет границ. Эта «молчащая» часть души — это тот таинственный «нахаш», который шепчет Хаве, что нужно покушать от яблока, тем самым «запуская» всю историю человечества. Этот «нахаш» — «хуш», это «молчание», которое выше слов. И там нет преград между религиями или различными областями знания. Там нет парализующего страха «я вдруг я ошибаюсь». Интересно, что в иврите этот корень «хаш» («молчание») имеет еще одно значение, кроме «нахаш» («догадываться, гадать»). Есть еще «нахуш» (целеустремленность, твердость в достижении намеченной цели). Наверное это все связано. Внутренний «хуш», «молчание» души, которое подсказывает человеку, что он должен делать, которое отключает зашкаленный страх, и направляет человека к цели. Мошиах человеческой души