Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Начал переводить урок Маниту посвященный

Начал переводить урок Маниту, посвященный.. греческой мифологии. Маниту делает очень сильное (и кажущееся очень правдоподобным) заявление, что греческая мифология насквозь фаталистична. Судьба человека полностью в руках слепых, а-персональных стихий, как он говорит. Далее он говорит, что греческая философия, в сущности, унаследовала этот фатализм. Только фатализм превратился в детерминизм. Христианство тоже унаследовало детерминизм вместе с греческой философией. А дальше этот детерминизм проник в иудаизм — как через греческую философию, так и через христианство. Лично лдя меня это проливает новый взгляд на всю проблематику нашей тшувы. Мы выросли с сознанием, что наша судьба в наших руках. Что мы обладаем свободной выбора, и ответственность за наши поступки лежит на нас самих. Возвращаясь в тшуве — мы, в известной степени, теряем это ощущение свободы выбора. Вместе с ним теряется и ответственность. Нужно еще понять, наскколько хасидская концепция, утверждающая что «мир это ничто» — в сущности, это тот же детерминизм, это то же «или-или» — или Он или мир. Т.е., по сути, хасидизм, получается, в известном смысле отрицает Творение… Отрицает реальность выбора человека. Если не формально, то по крайней мере, как это действует психологически. Если так, то та «Тора Земли Израиля» и та «религия Земли Израиля» о которой говорит Маниту, это прежде всего возвращение в иудаизм концепции свободы выбора (не как дежурной фразы, а как основы всего).