Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть некий парадокс в том что с одной стороны все основные идеи рава Кука и его последователей базируются

Есть некий парадокс в том, что, с одной стороны, все основные идеи рава Кука и его последователей базируются на хасидизме. Это достаточно прозрачно. Более того, самая первая «алия» — это была хасидская алия, алия учеников рабби Менахем Мендела из Городок, как известно. С другой стороны, самое сильное противодействие светскому сионизму, и далее, созданию государства пришло также из хасидских кругов. Ребе Рашаб стоял во главе войны с сионизмом в России, и рабби из Сатмар — это резкое неприятие того государства, которое было создано. Собственно, не только ребе из Сатмар. Это достаточно характерное для харейдимных кругов мышление, что вся современная технология, не только страна Израиля, а вообще, весь современный мир — это только «маасэ сатан», «дела рук сатаны», единственная целшь которого — оторвать праведного еврея от Торы и заставить нарушить ту или иную заповедь… * С другой стороны, светский сионизм построил Израиль, и победил в многочисленных войнах. Но в рамках свествкого сионизма, и тем более, его сегодняшней либеральной редакции — нет никакого ответа на вопрос, что нам делать здесь с арабами, что мы вообще делаем здесь на этой земле. * Сама эта ситуация, кажется, зовет к диалогу. Зовет к поиску какой то «средней линии», обьединяющей эти крайности. Зовет к честному признанию ограничений каждого из подходов, и необходимости и того и другого. По крайней мере те из нас, кто чувствуют, что они не способны стоять «на одной ноге» только религии или только светскости. По крайней мере в своей собственной душе — можно попробовать «разрешить» такой диалог. * Нужно понять, что «харейдимная идеология всесильна потому что она верна». Другими словами, она внутренне непротиворечива. И даже если есть противоречия — харейдимный разум умеет обходить их. Также хилонимная (светская) идеология внутренне непротиворечива. Действительно, какой дурак способен поверить, что какой то старик на облаке создал этот мир за 6 дней. «Наука доказала» и проч. И вообще, «посмотрите на этих харейдим…» Тогда откуда же может возникнуть возможность диалога? По-видимому, из какой то силы в нашей душе, которая выше, чем все формальные аргументы той или иной стороны. Речь не идет о том, кто формально прав. Речь идет о чем то несравнимо более глубоком, о самой сущности нашей жизни, а не о том, создан ли мир за 6 дней или за 6 миллиардов лет.