Как мы уже говорили, 613 заповедей Торы можно разделить на группы. Самое очевидное деление – на заповеди-предписания (которых 248) и на заповеди-запреты (их 365). Но можно поделить их и иначе: на заповеди, выражающие отношение человека ко Вс-вышнему, и заповеди, касающиеся отношений между людьми. Есть и еще одно деление заповедей – на хуким и мишпатим.
Хуким – это законы, которым надлежит повиноваться, не рассуждая, смысл которых слишком глубок для возможностей нашего разума. Например, запрет носить одежду, называемую шаатнез – то есть сотканную из шерстяных и льняных нитей вместе, закон о пепле «рыжей телицы» и др.
Мишпатим – это законы, смысл которых разъяснен в Торе (например, законы субботы), или те, что не требуют специального разъяснения, потому что их смысл понятен и так (например, заповедь почитания родителей или запрет убийства, разврата, воровства, о которых сказано в Десяти заповедях).
Заповеди о правильном питании, или – как это формулируют наши мудрецы – «законы о запрещенной пище», все то, что в совокупности именуется словом кашрут, относятся к разряду хуким. И это несмотря на то, что многие из этих законов поддаются рациональному – и зачастую довольно успешному – истолкованию. Истолкования эти могут быть полезны для того, чтобы придать человеку больший душевный подъем при исполнении этих законов, однако нисколько не меняют того факта, что законы кашрута – это хуким.
РАМБАМ: СОБЛЮДЕНИЕ КАШРУТА ПОЛЕЗНО ДЛЯ ТЕЛА
Великий знаток Торы и кодификатор Галахи раби Моше бен Маймон (Рамбам), бывший также одним из наиболее выдающихся врачей своего поколения, попытался дать логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Он исходит из принципа, что все, что Тора запрещает евреям есть, вредит здоровью, а все, что Тора разрешает, не может повредить. При этом должно соблюдаться условие, что количество пищи и время ее приема строго определены. Рамбам, например, утверждает, что отсутствие чешуи на рыбе (что является признаком некашерной рыбы) – это лишь чисто внешний признак, позволяющий людям увидеть, что данная рыба непригодна в пищу. Только Вс-вышний, знающий все свойства Своих творений, знает, что этот вид рыбы вредит здоровью человека, и потому дал ей такой яркий признак, а рыбам, пригодным в пищу человеку, дал чешую. Рамбам доказывает, что признаки чистоты или нечистоты всех животных суть внешние признаки, созданные для нас, не знающих истинных свойств различных видов пищи. Тора, предписывая соблюдать кашрут, дает нам надежный ключ для распознавания того, что полезно, а что вредно. Следует отметить, что современная медицина признает, что в основах системы Рамбама есть очень много верного с медицинской точки зрения, и использует его подход.
РАМБАН: СОБЛЮДЕНИЕ КАШРУТА ПОЛЕЗНО ДЛЯ ДУШИ
Однако многие авторитеты Торы, также обладавшие большими познаниями в медицине, и среди них – раби Моше бен Нахман (Рамбан) – не согласны с Рамбамом. (Среди их аргументов был и такой: ведь неевреи спокойно едят большинство тех видов пищи, которые запрещены евреям, – молено ли сказать, что это действительно вредит их здоровью?) Рамбан считает, что пища, запрещенная Торой, наносит ущерб отнюдь не здоровью нашего тела, но здоровью души. Он обращает внимание на то, что большинство птиц, запрещенных нам в пищу, – хищные птицы (орел, сокол, ястреб), а те птицы, которые нам разрешены (куры, голуби, гуси, лебеди), напротив, обладают мирным, спокойным нравом и не питаются мясом. По мнению Рамбана, мясо хищных птиц оказывает влияние на характер человека, употребляющего его в пищу, и сообщает ему те характерные отрицательные качества, которыми отличаются эти птицы.
С этой точки зрения становится понятен многократно повторяемый Торой запрет употреблять в пищу кровь: употребление в пищу крови вырабатывает в человеке привычку к жестокости, развивает в нем качест ва разрушителя и убийцы. Тора говорит: «Кровь – это душа», и душе наносится вред употреблением в пищу крови.
Многие мыслители, однако, объясняют законы кашрута не с точки зрения того, причиняет ли запрещенная пища вред душе или телу, а как средство против ассимиляции народа Израиля среди прочих народов, как средство сохранения нашей исключительности и индивидуальности.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПИТЬ «ЯИН НЕСЕХ»
Около двух тысяч лет назад был установлен запрет есть выпеченный неевреями хлеб и пить сделанное неевреями вино. Почему? Чтобы избежать сближения между евреями и неевреями: сначала совместные пиры, затем сотрапезники захотят породниться, и еврейских девушек будут выдавать замуж за неевреев, а евреи будут брать себе жен-неевреек. Поэтому мудрецы Торы заградили дорогу – правда, не наглухо, – ведущую к ассимиляции.
Еврею можно принимать у себя гостей-неевреев и угощать их – но лишь в том случае, если он полновластный хозяин в своем доме. Законы кашрута запрещают еврею есть в нееврейском доме и тем самым охраняют его физический и духовный миры.
Намек на эти законы содержится в Торе, в главе 20-й книги Ваикра, где говорится о сохранении ограды, отделяющей евреев от остальных народов, что находит свое выражение в особенностях еврейской кухни. Там сказано (Ваикра, 20:24-26): «Я – Г-сподь, Б-г ваш, Который отделил вас от других народов. Так различайте чистое животное от нечистого, чистую птицу от нечистой, и не оскверняйте ваших душ животными, птицами и всем, что кишит на земле, которых Я определил вам нечистыми. И будьте святыми для Меня, ибо свят Я, Г-сподь, и отделил Я вас от народов, чтобы вы принадлежали Мне».
Излишне добавлять что-либо к этим столь однозначным словам. Нет сомнения, что соблюдение законов кашрута – мощный фактор сохранения еврейской индивидуальности и гарантия против ассимиляции. Кто знает: если бы не кашрут (и заповедь обрезания) -не разделил бы еврейский народ участи аммонитян, арамейцев, филистимлян, идумеев и ханаанеев, бесследно исчезнувших со сцены всемирной истории?
Несмотря на попытки дать какое-то рациональное объяснение законам кашрута, они – часть иррациональных декретов Творца, хуким, и именно в их исполнении по-настоящему испытывается сила веры еврея. Как говорит один из мудрецов Мишны, раби Эльазар бен Азарья: «Не говори: я не могу есть свинину, не говори: я не могу надевать шаатнез. Но говори так: я могу делать и то и другое, – но что мне остается делать, если Вс-вышний запретил мне это?» То есть не изысканность вкусов и не логика являются основой законов кашрута, но воля Вс-вышнего, которую мы обязаны исполнять, невзирая на собственные вкусы и сиюминутные желания. Как сказано: «Слово Г-спода – чисто», и дано оно нам только для того, чтобы сделать и нас чистыми.
ДВА НАРОДА?
Когда молодые люди создают новую семью, им стоит воздвигать новый дом на законах кашрута даже в том случае, если их образ жизни не вполне соответствует Торе. Им стоит подумать о том, что большая часть еврейского народа ест только кашерную пищу, и ничего хорошего не выйдет из того, что их дом будет закрыт для них, что их сосед, родственник или друг откажутся есть в их доме! Если возникнет такая преграда между разными слоями общества, есть опасность, что с течением .времени в государстве Израиль окажется два народа – так что даже с социальной точки зрения стоит сделать небольшое усилие для того, чтобы ваш дом был открыт для всех, независимо от их убеждений и образа жизни. Не разрывайте узы, скрепляющие общество!
Понятно, что человек, соблюдающий законы кашрута в своем доме, будет соблюдать их, находясь и за его пределами и даже за границей. Давайте уясним себе, что мы в состоянии преодолеть минутные порывы и устоять перед искушениями! Кашрут – это стена, охраняющая еврейский дом. Так будем же заботиться о прочности этой стены!
КАК МЫ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ВЕГЕТАРИАНЦАМИ?
На заре истории человечества людям категорически запрещено было есть мясо. Вс-вышний сказал первым людям: «Вот, Я даю вам всю траву, сеющую семена, на лице всей земли, и все деревья, на которых растут плоды их, производящие семена, – вам это будет пищей! И всем животным земли, и всем птицам «небесным, и всему, что кишит на земле, в ком есть живая душа, – всю зелень травы отдаю Я в пищу» (Брейшит, гл. 1). И человек, и все живые существа были тогда вегетарианцами.
Запрет этот оставался в силе на протяжении десяти поколений, и только после Потопа, когда Hoax с семьей вышли из ковчега, он был отменен. Вс-вышний сказал им: «Ужас и трепет пред вами будут испытывать все животные земные, и все птицы небесные, и все, чем кишит земля, и все рыбы морские – все они отданы в ваши руки. Все живое, все, что двигается, будет вам пищей: словно зелень травы Я отдал вам все!» (Брейшит, гл. 9). Ноаху и его сыновьям, родоначальникам нового человечества, разрешается есть любое существо – несмотря на то, что в повелении Вс-вышнего о том, что ковчег предназначен, кроме человека, также для спасения всех живых существ, делается различие между чистыми и нечистыми животными.
Единственное ограничение в разрешении есть плоть – это запрет есть мясо, отрезанное от живого животного: «Но плоти, в крови которой еще остается душа, – не ешьте!» Это – одна из семи заповедей, обязательных для всех потомков Ноаха, всех людей, евреев и неевреев.
Кроме заповеди о шхите, особом убое скота, который исключает опасность есть мясо еще живого животного, а также падаль, Тора строго различает между чистыми животными, пригодными в пищу, и нечистыми, есть которые запрещено.
«...И мяса животного, раненного зверем в поле, не ешьте, – псу бросайте его» (Шмот, гл. 22) – этот запрет относится также к тем чистым животным, организм которых поврежден настолько, что они не в состоянии жить нормально. Даже если они будут зарезаны предписанным Торой способом – их мясо есть нельзя.
Из всего вышесказанного мы видим, что в принципе есть три вида запретов, касающихся мясной пищи:
– запрет есть мясо нечистых животных;
– запрет есть мясо чистых животных, умерших естественной смертью или зарезанных неправильным образом (их мясо тоже считается падалью);
– запрет есть мясо зарезанных надлежащим образом чистых животных, здоровье которых было непоправимо повреждено (такое мясо называется трейфа.).
Но это еще не все: в туше чистого животного, зарезанного надлежащим образом, нам нельзя есть некоторые части: кровь, сало и седалищный нерв. Если удаление крови из мяса – это личная обязанность каждого, кто соблюдает законы кашрута, то удаление сала и седалищного нерва производится специалистом (менакер на иврите), получившим на то разрешение от раввина.
Здесь стоит отметить, что законы о шхите и проверке туши животного на кашерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом от раввина, имеет право заниматься этим ремеслом. Последним авторитетом в разрешении вопросов, которые могут возникнуть при этом, является авторитетный раввин, обладающий дипломом, полученным им от авторитетов Торы. Такой диплом называется «смиха», в нем должно быть особо указано, что его обладатель имеет право определять закон в спорных случаях.
Под наблюдением раввина работает специалист, которого обычно называют шуб – аббревиатура слов шохет уводек («резник, проверяющий тушу»). Шуб должен обладать особым дипломом, который называется «кабала». В документе этом должно быть указано, какие виды животных он имеет право резать: мелкий рогатый скот, крупный рогатый скот, птиц. Менакер работает вместе с шубом, который удаляет запрещенное в пищу сало и оставляет разрешенный в пищу жир, а также – и это самое трудное в его работе – удаляет седалищный нерв (почему запрещено есть седалищный нерв, сказано в книге Брейшит, гл. 32). Резника и менакера назначает раввин, который наблюдает за их работой и к которому обращаются в сложных случаях. Резник обязан показывать раввину для проверки тот нож:, которым он работает, – потому что если на этом ноже есть хоть мельчайшая зазубринка, мясо зарезанного им животного запрещено есть, оно приравнивается к падали.
ЖИВОТНЫЕ ЧИСТЫЕ И НЕЧИСТЫЕ
Есть три вида живых существ, среди которых Тора различает чистых и нечистых: – животные, живущие на суше;
– обитатели моря;
– крылатые.
Для животных, живущих на суше, Тора дает нам следующий критерий их пригодности в пищу: «Всякое животное парнокопытное с раздвоенными копытами, жующее жвачку, вы можете есть» (Ваикра, гл. 12). Если один из этих признаков отсутствует – то есть если копыто животного не раздвоено или животное не относится к жвачным, – мясо такого животного есть нельзя.
Верблюд, даман и кролик особо отмечаются Торой в составе нечистых животных, хотя они жуют жвачку, -потому что они не имеют раздвоенного копыта. Наоборот, свинья нечиста потому, что она не жвачное животное, – хотя копыто ее раздвоено.
Итак, мы видим, что все хищные звери – нечисты и запрещены нам в пищу (помните, что писал об этом Рамбан?), а среди чистых животных нам разрешены в пищу только травоядные: олень, газель и т.д.
ОБИТАТЕЛИ МОРЯ
Рыбы, которые Тора разрешает есть, отличаются тем, что имеют чешую и плавники. Фактически, можно удовлетвориться лишь первым признаком – потому что плавники есть у всех рыб. Поэтому достаточно заметить следы чешуи на куске рыбы, чтобы заключить, что мясо этой рыбы можно есть.
Мясо рыб Галаха рассматривает отдельно от мяса других животных.
1. Рыба не нуждается в шхите, намек на что есть в Торе (Бемидбар, гл. 11): «И овец, и коров им зарезать... Собрать все рыбы морские...» Отсюда следует, что для того, чтобы умертвить рыбу, ее достаточно вынуть из воды.
2. Запрет смеси из мяса и молока (о чем будет сказано ниже) не относится к рыбе.
3. Обязательность извлечения крови из мяса не относится к рыбе.
И все-таки принято готовить рыбу в отдельной посуде, оставляя ее в «нейтральном» состоянии (парвэ) и не смешивая ни с мясом, ни с молоком, хотя есть ее можно и вместе с молочными продуктами, и вместе с мясными. Ведь если сварить рыбу в мясной кастрюле, нам придется исключить ее из молочного меню.
Ложки, вилки и ножи, которые использовались, когда ели рыбу, могут быть использованы при мясной (или, соответственно, молочной) еде лишь после того, как будут чисто вымыты.
Так называемые «дары моря» – кальмары, устрицы и т.п. – Тора запрещает нам употреблять в пищу, так как они – нечистые живые существа. Тора говорит о всех водяных жителях, у которых нет чешуи и плавников, обо всей «водяной нечисти»: «Отвратительны они вам... плоти их не ешьте» (Ваикра. гл. 11).
Сардины имеют чешую, и потому пригодны нам в пишу. Однако, покупая банку сардин, законсервированных где-либо за пределами Израиля, надо обращать внимание на то, в каком масле они законсервированы. Если это оливковое масло – все в порядке, но если сардины законсервированы в масле животного происхождения, нам запрещено их есть.
ПТИЦЫ: ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЯСТРЕБ ОТ ГОЛУБЯ?
Тора ничего не говорит о признаках, отличающих чистую птицу от нечистой. Вместо этого она просто перечисляет нечистых птиц по их названиям (Ваикра, гл. 11; Дварим, гл. 14). Это означает, что нечистых птиц значительно меньше, чем чистых. Какие же птицы нечисты? Это – орел, сокол, ястреб, кондор, коршун, ворон, цапля, чайка, сова, сыч, пеликан, баклан, аист, страус, удод и некоторые другие.
Следует подчеркнуть, что летающие насекомые тоже запрещены нам в пищу: мухи, пчелы, комары, большая часть видов саранчи и т.п.
Нужно лишь отметить, что есть один вид саранчи, который называется хагав и который нам разрешено есть. Евреи-выходцы из Йемена умеют отличать этот вид саранчи от остальных и употребляют его в пищу.
Запрет есть насекомых и прочую нечисть (то, что Тора называет шерец) обязывает нас хорошо представлять их внешний вид, процесс их развития и места обитания, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожным надо быть при употреблении в пищу муки и крупы: муку следует просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Кроме несомненного вреда с точки зрения гигиены, съеденный червяк означает совершение очень серьезного нарушения законов Торы. Овощи – капусту, салат, укроп и т.п. – также необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них обычно бывает множество червячков и насекомых. Многие фрукты являются излюбленным местом обитания червей – такие, как инжир, абрикосы, -и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.
ИЗ ЧИСТОГО – ЧИСТОЕ, ИЗ НЕЧИСТОГО – НЕЧИСТОЕ
Вот общий принцип, сформулированный нашими мудрецами: «То, что происходит от чистого, – чисто, а то, что происходит от нечистого, – нечисто». Отсюда мы видим, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы.
Характерные признаки помогают нам отличить яйца чистой птицы от яиц птицы нечистой. Первые – например куриные или голубиные яйца, – обязательно имеют разные концы: один более острый, другой -более округлый. Яйца же нечистых птиц имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые. Икру чистых рыб отличить еще легче: она всегда имеет желтовато-коричневый цвет – в отличие от нечистой икры, которая всегда черная. Поэтому ясно, что знаменитая в России «черная икра» (осетровая) – нам в пищу запрещена.
Как и в любом правиле, здесь есть исключения: это пчелиный мед. Сама пчела нам в пищу запрещена (это летающий шерец), а мед, который она создает, – чист и разрешен Торой в пишу. И все-таки и здесь нет, в сущности, исключения, совершенно выходящего из ряда вон: мед не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы (наподобие того, как молоко является продуктом жизнедеятельности организма животного), но соком цветов, лишь переработанным пчелой...
ВТОРИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В соответствии с тем же принципом («то, что происходит от нечистого, – нечисто») следует обращать особое внимание на некоторые продукты, получаемые в результате переработки вторичных продуктов. В особенности это относится к тем продуктам, что привозятся в Израиль из-за границы: часто их делают из молока или жиров нечистых животных – например, желатин. Есть страны, в которых принято выпекать хлеб, смазывая форму свиным салом; есть сорта сыра, при производстве которых используют вещество, полученное из организма нечистого животного, а есть и такие, которые специально закладываются в кишки нечистых животных для того, чтобы придать им особый вкус; есть сорта шоколада, в состав которых входит молоко нечистых животных; при изготовлении некоторых видов мороженого, кондитерских изделий, конфет и жевательной резинки используются некашерные ингредиенты. В любом сомнительном случае следует спросить местного раввина: можно ли есть данный продукт или нет.
В Израиле импортеры обязаны указывать на упаковке продукта имя экспортера и составные части продукта. Во всех раввинатах Израиля, в отделах наблюдения за кашрутом, есть списки предприятий пищевой промышленности, имеющих теудат кашрут – документ, свидетельствующий о кашерности их изделий.
Здесь уместно заметить, что каждый раз, когда вы входите в мясной магазин, в ресторан или в гостиницу, следует проверять, есть ли у них теудат кашрут, полученный от раввината, а если есть – не истек ли срок действия этого документа и чья подпись стоит под ним. В этих вопросах следует проявлять осторожность. Подумайте: ведь если вас просят о денежном займе, вы хорошо проверите, прежде чем дать деньги, что это за человек – насколько ему можно верить. А вот относительно кашерности пищи мы часто слепо доверяем совершенно неизвестному нам человеку! Давайте относиться к вопросам кашрута по крайней мере так же серьезно, как к вопросам денежным.
«ЯИН НЕСЕХ»
На протяжении своей долгой истории еврейский народ, даже живя в своей собственной стране, не раз подвергался угрозе уничтожения – физического и духовного. Бывали времена, когда ассимиляция куда более успешно уничтожала евреев духовно, чем их самые злые враги – физически. Иудаизм, чрезвычайно чувствительный к духовной опасности, установил множество законов, цель которых – избежать или по крайней мере уменьшить опасность ассимиляции. Один из таких законов – запрет пить вино, сделанное неевреями. Такое вино называется «яин несех», «вино для совершения возлияния» – потому что оно использовалось для совершения возлияний идолам на посвященных им жертвенниках. Как было уже упомянуто в начале этой главы, мудрецы запретили нам пить вино неевреев, чтобы воспрепятствовать заключению смешанных браков. По словам мудрецов, вино обладает необычайной силой, сближающей тех, кто находится далеко друг от друга, и оно способно сблизить евреев и неевреев, которые собираются на совместный пир.
Запрет пить «яин несех» касается только тех напитков, которые приготовлены нееврейскими руками из винограда. Но, кроме того, если нееврей прикоснулся рукой к совершенно кашерному вину, оно становится запретным.
Итак, еврею нельзя пить вино (какой бы то ни было марки), виноградный сок, шампанское, коньяк, бренди – если они изготовлены неевреями. Однако напитки, приготовленные не из винограда, – виски, шерри, водку, различные ликеры, джин, ром, пиво – пить разрешается (но, разумеется, не в Лесах).
ПОСУДА В ВОДАХ «МИКВЭ»
Прежде чем пользоваться металлической посудой (из алюминия, серебра, меди и т.д.), купленной у нееврея, следует окунуть ее в воду «миквэ» – специального водоема, устроенного в соответствии с предписаниями Торы, – или, в крайнем случае, в воду источника. То же самое касается посуды из стекла или из «пайрекса» и «дюралекса» – если она предназначается для использования на обеденном столе. Перед тем как погрузить вещь в воду «миквэ», произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам окунать посуду в «миквэ»!» Если купленная у нееврея посуда не новая, а уже бывшая в употреблении, то прежде чем окунать ее в «миквэ», следует ее откаше-ровать: раскалив на огне (если она предназначена для приготовления пищи на огне) или окунув в воду, кипящую большими пузырями (если это посуда, используемая для еды, или ножи, вилки, ложки). Те, кто окунает в воду «миквэ» также посуду, сделанную из пластмассы, фарфора и т.д., не должны произносить благословение.
ЗАПРЕТ КРОВИ
В нескольких местах Тора повторяет этот запрет: «Только крепись, чтобы не употреблять в пищу кровь, ибо кровь – это душа: так не ешь душу вместе с плотью. Не употребляй ее в пищу – на землю выливай ее, словно воду» (Дварим, гл. 12). Тора предписывает засыпать вылитую на землю кровь птицы или дикого животного (чистого, разумеется). Это – заповедь Торы, и при ее совершении произносят благословение «...и повелевший нам засыпать кровь прахом». Эта заповедь не относится к крови домашних животных.
Чтобы подчеркнуть важность запрета есть кровь, укажем, что если в курином яйце найдена капелька крови, яйцо есть нельзя. Есть точка зрения, что кровь нельзя есть потому, что в Храме она составляла неотъемлемую часть жертвоприношений – подобно тому, как нельзя есть жир, который сжигался в Храме на жертвеннике. Однако, хотя капелька крови в яйце не имеет никакого отношения к храмовому служению, есть ее нельзя.
Хозяйка, готовящая тесто для пирога, сделает правильно, если не будет разбивать и выливать яйца прямо в тесто: не исключено, что кровь окажется как раз в последнем яйце, и тогда все тесто станет негодным в пищу. Следует сначала вылить яйцо в прозрачный стакан и – если окажется, что в нем крови нет, -лишь тогда вылить его в тесто.