Праздники Г-сподни, которые вы должны называть священными собраниями, – это Мои праздники.
(Ваикра, 23)
Тора называет праздник словами хаг («праздник») и моэд («собрание» – то есть день священного собрания), чтобы воссоздать для нас то событие, которое легло в основу праздника, и дать нам возможность пережить его вновь.
Словом хаг Тора называет только три праздника: Песах, Шавуот и Сукот, которые отличаются тем, что работать в эти дни запрещено. В те времена, когда существовал Храм, в нем в каждый из этих дней приносили определенные жертвоприношения, они были «священными собраниями» в буквальном смысле слова -днями молитв, чтения Торы и общих трапез, на которые приглашали прозелитов, сирот, одиноких людей, вдов и бедняков. Женщинам дарили подарки, детям раздавали сладости – все радовались и веселились. Поскольку все эти праздники имеют также и сельскохозяйственное значение, они выражали единство духовной и материальной жизни еврейского народа.
Другой вид праздников – это определенные даты, связанные с отсчетом времени согласно еврейскому календарю и повторяющиеся регулярно: например, суббота (см. выше), рош-ходеш, Рош-Гашана, Йом-Кипур. Кроме того, есть ряд праздников, возникших в более позднее время в память об определенных событиях: Ханука, Пурим, Лаг-Баомер, Пятнадцатое ава, а также дни всеобщих постов.
«Вот праздники Г-спода...» Предание говорит, что как только были названы пять праздников, перечисленных в Торе, каждый из них стал претендовать на то, что он – более важный.
Песах, отмечаемый в месяце нисан, первом месяце года согласно Торе, утверждал, что поскольку он -праздник свободы, без него все прочие праздники не имеют никакого смысла.
Шавуот возражал, что он – праздник дарования Торы, а без Торы и ее заповедей свобода превращается в анархию, а человеческое общество – в джунгли.
Рош-Гашана подчеркивал, что он – день Суда, в который определяется судьба всех созданий на будущий год, – поэтому кто же может с ним сравниться?
Йом-Кипур тоже не остался в долгу: ведь это он дает возможность каждому человеку открыть новую страницу в жизни, возвратись на путь истины и справедливости!
А Сукот говорил о значении, которое имеют «сука» и «арба миним», о том, что он – праздник, объединяющий весь народ Израиля, что он – выражение мира и человеколюбия...
Кто был прав? Нет сомнения, что аргументы каждого из праздников были верны. Все пять праздников – «звенья единой цепи. Ценности, заключенные в каждом из них, – это неотъемлемые части единой системы 613 заповедей иудаизма.
Но прежде чем мы начнем рассматривать эти ценности, надо ответить на вопрос, который вынесен в название следующей главы.