Субботняя «Шахарит»

Субботняя «Шахарит» построена, в общем, по образцу «Шахарит» будней и состоит из четырех частей: утренние благословения, «Псукей дезимра», «Шма» и «Амида». Однако во все эти молитвы (кроме утренних благословений) в субботу вносятся определенные изменения.

В будни, как правило, один хазан ведет всю молитву, а в субботу «Шахарит» ведут обычно несколько человек, причем хазаны меняются после окончания «Псукей дезимра», перед призывом «Благословите Г-спода благословенного».

Как уже говорилось, поскольку в субботу у нас больше времени, чем в будни, «Псукей дезимра» субботней «Шахарит» значительно длиннее, чем в будни: добавляют 19-ю главу Тегилим («Небеса рассказывают о славе Б-га»), несколько «Песен ступеней» и главу 136-ю (называемую «большим славословием», поскольку каждый стих ее заканчивается славословием «ибо навеки милость Его»), которую произносят стоя. В конце «Псукей дезимра», перед славословием «Да будет восхваляемо...» вставляют большую молитву, известную по своим первым словам под названием «Душа всего живого». В ней, в частности, выражается наше бессилие восславить Вс-вышнего так, как достойно Его: «Если бы гортань наша была полна гимнами, словно море водою, а на языке нашем были бы песни, звучные, словно шум его волн, и на устах наших – хвала, беспредельная, словно ширь небосвода, а глаза наши сияли бы подобно солнцу и луне, и руки бы наши были распростерты, как крылья орлов поднебесных, а ноги наши были бы легки, словно ноги ланей, – все равно не смогли бы мы отблагодарить Тебя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших...» В первое благословение перед «Шма» также делаются некоторые вставки г– в частности, гимн «Б-г, Властелин всех творений», построенный как акростих в порядке еврейского алфавита. Этот гимн обычно поют все молящиеся.

Подобно всем молитвам субботы, «Амида» в «Шахарит» построена в виде семи благословений – но иных, нежели в «Маариве» при наступлении субботы.

В то время как главная часть вечерней «Амиды» -это выражение нашей веры в сотворение мира Вс-вышним как основы субботы, в «Амиде» в «Шахарит» преобладает национальный мотив – дарование Торы с горы Синай. «Возрадуется Моше дарованному ему уделу». Этот удел – дарованная ему Тора, в которой сказано: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля». В этой молитве упоминаются также две Скрижали завета, которые Моше держал в руках. В Десяти заповедях, высеченных на скрижалях, Вс-вышний появляется как Тот, Кто вывел нас из страны Египетской и даровал нам Тору.

Когда хазан повторяет «Амиду» вслух, мы произносим «Кдушу» гораздо более пространную, чем в будни, и когены идут благословлять народ (хотя в некоторых общинах они делают это в субботу только во время молитвы «Мусаф»). Затем читают «Полный кадиш», «Хвалебную песнь в честь субботнего дня» (92-я гл. книги Тегилим) – и начинается чтение Торы.

ЧТЕНИЕ ТОРЫ В СУББОТУ

В главе о чтении Торы (стр. 81) мы уже говорили о том, как Тору читают в будни, по понедельникам и четвергам. По субботам прочитывают не только всю недельную главу Торы целиком, но и прибавляют к ней еще главу из пророков, называемую «гафтара», то есть «окончание» или «расставание».

Перед тем, как вынуть Тору из «арон кодеш», в субботу провозглашают: «Ты убедился воочию, что Г-сподь – Б-г, нет никого кроме Него!..» А после произнесения «Благословенно Имя Владыки мира...» хазан восклицает: «Слушай, Израиль: Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь – един!» – и вся община повторяет за ним; «Един Б-г наш, велик Властелин наш, свято имя Его!» – и вся община повторяет эти слова. «Возвеличьте Г-спода со мной, и вместе превознесем Его имя!» – и пока хазан несет свиток к «биме», вся община провожает его и воздает честь Торе, целуя свиток.

Габай, староста синагоги, вызывает в субботу к Торе минимум семь человек – временами и больше, в тех рамках, которые определяет Галаха. Первый из вызываемых – коген, второй – левит, а каждый из пяти остальных называется «Исраэль» – то есть просто еврей. Каждого из вызываемых к Торе называют по имени-отчеству: «Такой-то, сын такого-то...» Преимущественное право вызова к Торе имеют те, кто отмечает годовщину смерти близких в саму субботу или в один из дней будущей недели. Жениха также вызывают к Торе в субботу, предшествующую свадьбе, и есть древний обычай бросать на него сверху, из женского отделения синагоги, конфеты и сладости в знак благословения, изобилия и благополучия.

Также молодожен в течение семи «дней пира» после свадьбы и тот, кто обязан произнести благословение «Гагомель» (см. выше стр. 112) должны быть обязательно вызваны к Торе. А если в эту субботу производится обрезание, то к Торе вызываются сандак, отец младенца и могель. И еще: если у кого-нибудь в прошедшую неделю родилась дочь, то в субботу его вызывают к Торе, читают молитву «Тот, Кто благословил наших отцов...» во здравие роженицы и отец дает имя новорожденной. Такую же молитву читают, когда к Торе вызывают того, у кого в один из дней прошедшей недели родился сын, – но имя ребенку дают не сейчас, а во время обрезания на следующей неделе. И, наконец, принято, что мальчик, достигший 13 лет, «бар-мицва», в первый раз в своей жизни поднимается к чтению Торы в субботу. Отец, находящийся возле него, благословляет: «Благословен освободивший меня от ответственности за этого!» То есть до сегодняшнего дня я, отец его, нес ответственность за его поступки – но начиная с этого дня все обязанности, все заслуги и вся ответственность за твое поведение принадлежат тебе, мой сын!

После того, как прочитана вся недельная глава Торы, вызывают того, кто будет читать «гафтару», -он называется мафтир и восходит к Торе восьмым.

В разных общинах приняты различные обычаи, согласно которым к Торе вызывают больше людей. Поводом для вызова к Торе служат различные празднества, устраиваемые в синагоге, – «бар-мицва», обрезание^ и т. п. При этом соблюдают следующие требования Галахи: ни один стих Торы не повторяется дважды (исключением служат: вызов мафтира, когда повторяют последние стихи недельного раздела, и праздник Симхат-Тора, когда многократно повторяют один и тот же отрывок, чтобы дать возможность всем присутствующим в синагоге принять участие в празднике окончания годового цикла чтения Торы); для каждого из вызываемых читается не меньше трех стихов; чтение не прерывают в середине отрывка, в котором говорится о наказаниях или бедствиях; чтение не прерывают за один или два стиха до окончания раздела или на втором-третьем стихе после его начала.

Галаха категорически запрещает выходить из синагоги во время чтения Торы – потому что этим человек выражает свое пренебрежение словом Вс-вышнего. Во время чтения Торы запрещены любые разговоры в синагоге – точно так же, как и во время молитвы.

Иерусалимский Талмуд говорит, что чтение Торы по субботам установлено еще Моше-рабейну. А в мидраше «Танхума» говорится: «Сказал Вс-вышний Израилю: Если вы собираетесь в синагогах каждую субботу и читаете Тору и пророков, Я это засчитываю вам, словно вы воцарили Меня над всем миром!»

Как мы уже упоминали, Тора разделена на 54 главы – по числу недель в году, так, чтобы закончить чтение всей Торы в течение года. У каждой из глав – свое название, как правило по одному из слов, которыми она начинается. Праздник Симхат-Тора, завершающий собой праздник Сукот и праздники месяца тишрей, -это день, когда заканчивается годовой цикл чтения Торы, и с рассказа о сотворении мира начинается новый цикл.

В еврейском календаре есть так называемый «простой год» из 12 месяцев и високосный – из 13 месяцев, в котором добавляется второй месяц адар. Довольно часто случается, что праздничный день совпадает с субботой, и тогда та глава Торы, которая должна была читаться в эту субботу, переносится на субботу после окончания праздника. Это значит, что число недельных глав Торы всегда больше, чем число суббот, в которые их читают. Поэтому принято, что определенные недельные главы Торы могут объединяться по две, и их читают в некоторые субботы подряд. Чаще всего объединяют короткие недельные главы – чтобы не утруждать общество сверх меры («Ахарей» объединяется с «Кдошим», «Бегар» – с «Бехукотай», «Ницавим» – с «Вайелех» и др.).

Мудрецы установили, чтобы те интонации, с которыми читают Тору, обозначались на письме специальными значками. Значение этих значков не сводится только к фиксации мелодии чтения Торы: их местоположение в тексте облегчает правильность произношения и понимания смысла слов.

В древние времена все евреи были знатоками чтения Торы, и поэтому каждый, кого вызывали к Торе, сам прочитывал соответствующий отрывок. Однако в наши дни положение иное, и поэтому в каждой синагоге есть чтец-специалист (баал-корэ на иврите), который прочитывает всю недельную главу Торы.

Какие благословения произносит тот, кого вызвали к Торе, – см. выше стр. 81.

«МИ ШЕБЕРАХ»

Как уже говорилось, эту молитву читают для того, у кого родились сын или дочь: когда отца вызывают к Торе, читают «Ми шеберах» («Тот, Кто благословил...») за здоровье роженицы. Но кроме этих случаев для каждого, кто поднимается к Торе, прочитывают «Ми шеберах», но иной. У него также есть возможность заказать прочтение этой молитвы за кого он пожелает: за членов его семьи, за руководителей государства, за солдат израильской армии, за тех, кто молится в этой синагоге. Читает «Ми шеберах» габай, и принято при этом давать обещание пожертвовать определенные суммы в пользу синагоги или на иные благотворительные цели.

Есть также специальный «Ми шеберах» за больного, в котором мы просим Вс-вышнего послать ему скорейшее выздоровление.

«МАФТИР» И «ГАФТАРА»

После семи приглашенных к чтению Торы восьмым вызывают человека, который будет читать «гафтару», и для него в Торе прочитывают несколько стихов – отрывок, который называется «мафтир». Эта честь может быть оказана и когену, и левиту (так же, как и при чтении последнего, седьмого отрывка Торы – перед «мафтиром»), а когда в синагоге присутствует «бар-мицва» – он имеет на «мафтир» преимущественное право.

«Мафтир» – это по меньшей мере три последние стиха из недельной главы Торы.

ПОЧЕМУ «МАФТИР» – ЭТО ПОВТОРЕНИИ УЖЕ ПРОЧИТАННЫХ СТИХОВ ТОРЫ?

Назначение «мафтира» – это, так сказать, охрана чести Торы и демонстрация ее превосходства над всеми словами пророков, которые будут читаться в «гафтаре». Ведь можно было бы подумать, что Тора не имеет столь уж исключительной важности, потому что вызванный к ней произносит всего два благословения – одно перед, а другое после чтения, в то время как мафтир произносит целых пять благословений: одно перед чтением «гафтары» и четыре – после него. Неужели Тора ниже, чем пророки?! Поэтому, чтобы ни у кого не возникала такая мысль, мудрецы как бы сказали мафтиру: знай, что для того, чтобы получить право читать «гафтару». ты должен сначала прочитать минимум три стиха из Торы – ведь «гафтара» не существует отдельно, она связана с Торой и от нее получает все свое значение.

А теперь вернемся к порядку происходящего в синагоге. После чтения Торы вызывают двух человек, чтобы один из них поднял свиток Торы и показал его всем молящимся (это называется гагбаа, «поднятие»), а другой – свернул его и одел в «парохет», специальное покрывало (это действие называется глила, «сво-рачивание»).

Каждая «гафтара» связана по своему содержанию с той главой Торы, которую она сопровождает. Для чтения «гафтары» может быть вызван также мальчик, не достигший 13 лет, потому что мафтир не входит в число семи, обязательно вызываемых в субботу к чтению Торы. Интонации, с которыми читают «гафтару», отличаются от интонаций чтения Торы. Перед чтением «гафтары» произносят благословение: «Благословен... Которому угодны Тора и Моше, служитель Его, и Израиль, народ Его, и пророки истинные и праведные!» После «гафтары» говорят четыре благословения: «Б-г, Который верен всем Своим словам», «Радующий Сион возвращением его сыновей», «Защитник Давида» и «Освящающий субботу». Читают «гафтару» или по печатному изданию, или по рукописному свитку. Некоторые «гафтарот» имеют столь большое значение, что сама суббота называется по имени «гафтары»: Шабат шува, Шабат гагадоль, Шабат хазон, Шабат нахаму.

ОСОБЫЕ СУББОТЫ

Примером субботы, называющейся по имени «гафтары», может служить Шабат шува. Это суббота между Рош-Гашана и Йом-Кипуром, то есть суббота Десяти дней покаяния. Она называется так по первому слову, с которого начинается «гафтара»: «Шува, Исраэль!» – «Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему!..»

Суббота, предшествующая празднику Песах, – это Шабат гагадоль, когда читают «гафтару» из книги пророка Малахи, которая заканчивается следующими словами: «Вот, Я посылаю вам Элиягу-пророка перед наступлением дня Г-спода – великого [гагадоль] и грозного».

Шабат хазон – это суббота перед Девятым ава, когда в «гафтаре» мы читаем гневные укоры пророка Йешаягу: Хазон Йешаягу бен Амоц, «Видение Йешаягу, сына Амоца...»

Шабат нахаму – это первая суббота после Девятого ава, с которой начинаются «субботы утешения», названные так потому, что их «гафтарот» полны слов утешения, и первая из них начинается так: Нахаму, нахаму ами... («Утешайте, утешайте мой народ...»).

Итак, это четыре особые субботы, имеющие особые названия. А когда с субботой совпадает рош-ходеш, то вместо обычной в эту субботу читают особую «гафтару» – окончание книги пророка Йешая~гу (гл. 66-я): «И будет из месяца в месяц, из субботы в субботу: придет всякая плоть склониться предо Мною, – говорит Г-сподь». А если рош-ходеш выпадает на воскресенье, то есть на первый день недели, то накануне в субботу читают «гафтару» из гл. 20-й книги Шмуэль I: «И сказал ему ЙегЧшатан: Завтра – начало месяца...»

«МОЛИТВА ЗА БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА»

Вернемся к чтению Торы в субботу. Во многих еврейских общинах стран рассеяния сложился обычай произносить после чтения Торы особый «Ми шеберах» – молитву за здравие главы правительства той страны, где расположена община. Основанием для этого служат слова Мишны: «Молитесь за благополучие царства, ибо если бы не страх перед ним – один человек другого живьем проглотил бы» (Авот, 3). Следовательно, эта молитва является выражением благодарности властям, поддерживающим порядок в государстве и тем самым дающим возможность евреям жить нормальной жизнью.

И в Эрец-Исраэль, сразу же после создания государства Израиль Главный раввинат составил «Молитву за благополучие государства», которую во многих синагогах произносят в субботы и праздники после завершения чтения Торы: «Отец наш в небесах, оплот Израиля и спаситель его! Благослови государство Израиль, первый росток нашего избавления!..»

После этой молитвы обычно произносят также «Ми шеберах» за солдат Армии обороны Израиля, «стоящих на страже страны нашей... на суше, в воздухе и на море».

«БЛАГОСЛОВЕНИЕ МЕСЯЦА» И «ЙЕКУМ ПУРКАН»

После чтения Торы обычно опять происходит смена хазана, и тот, кто будет вести молитву «Мусаф», занимает свое место. Галаха рекомендует оказывать эту честь тому, кто отмечает на следующей неделе годовщину смерти одного из своих близких – конечно, при условии, что он угоден общине молящихся своим голосом, поведением и манерой молиться.

Раздел молитвы, связанный с «Мусафом», открывается тремя отрывками, первые два из которых – на арамейском языке, а третий – на иврите. Оба арамейские отрывка начинаются одинаково: Йекум туркан мин шмая – «Да будут дарованы с небес...» Произнося первый «Йекум пуркан», мы молимся о благополучии тех, кто посвятил свою жизнь изучению Торы, где бы они ни находились, а второй – о благополучии членов общины этой синагоги и их семей. Третий отрывок посвящен тем, кто занимается нуждами общества: «Пусть святой Творец, благословен Он, вознаградит их, и отведет от них все болезни, и пошлет исцеление всей их плоти...»

Приведем перевод первой молитвы на арамейском языке:

Да будут дарованы с небес избавление, милость, любовь, и милосердие, и долголетие, и пропитание в изобилии, и поддержка Вс-вышнего, и здоровье, и хорошее зрение, и потомство здоровое и крепкое, потомство, которое не прекратит и не прервет изучение Торы, – наставникам и учителям святых общин в Стране Израиля и в Вавилоне, главам собраний [изучающих Тору], и руководителям [народа, пребывающего в] изгнании, и главам йешив, и судьям, [заседающим] у [городских] ворот, и всем их ученикам, и всем ученикам их учеников, и всем, кто изучает Тору. Пусть Владыка Вселенной благословит их, продлит их жизнь, умножит их дни, пошлет им долголетие, и спасет их, и избавит от всех бед и от тяжких недугов. Владыка наш, пребывающий на небесах, пусть помогает им всегда, в любую пору. И скажем: Амен!

А это перевод второй молитвы:

Да будут дарованы с небес избавление, милость, любовь, и милосердие, и долголетие, и пропитание в изобилии, и поддержка Вс-вышнего, и здоровье, и хорошее зрение, и потомство здоровое и крепкое, потомство, которое не прекратит и не прервет изучение Торы, – всей этой святой общине, всем, – от мала до велика, женщинам и детям. Пусть Владыка Вселенной благословит их, продлит их жизнь, умножит их дни, пошлет им долголетие, и спасет их, и избавит от всяких бед и от тяжких недугов. Владыка наш, пребывающий на небесах, пусть помогает им всегда, в любую пору. И скажем: Амен!

Если на следующей неделе наступает новый еврейский месяц, то в субботу «благословляют месяц».

Сначала громко объявляют, в какой день и в какое время рождается новый месяц. Это чрезвычайно важно, поскольку мы ведем счет времени по луне, как сказано в Торе (Шмот, 12): «Этот месяц для вас – первый из месяцев года...» – «показал Вс-вышний Моше и Агарону новорожденный месяц и сказал: Когда увидите вот такой месяц – освящайте его...»

«Благослрвение месяца», которое мы совершаем перед началом каждого месяца (кроме тишрей), включает в себя три отрывка, в которых мы просим Вс-вышнего о том, чтобы новый месяц наступил для нас к добру, чтобы в нем исполнились желания наших сердец и нам были ниспосланы все самые лучшие благословения. Перед началом центрального отрывка хазан берет свиток Торы и громко объявляет день рош-ходеша. Община повторяет эти слова и продолжает: «Пусть святой Творец, благословен Он, обновит его для нас и для всего народа Своего, Дома Израиля, где бы он ни жил, на благо и на благословение...»

«ОТЕЦ МИЛОСЕРДНЫЙ»

В обычные субботы, когда не благословляют месяц, читают особую молитву в память о всех, кто отдал свою жизнь за еврейский народ, за Тору и за Вс-вышнего. Молитва эта начинается словами: «Отец милосердный, обитающий в высях...». Она была составлена в 1096 г. после резни евреев, учиненной крестоносцами в Германии. С тех пор ее читают в память о душах святых мучеников всех поколений, число которых, к несчастью, чудовищно возросло в нашем поколении, поколении Катастрофы...

Кроме мольбы о том, чтобы Вс-вышний вспомнил души святых мучеников, эта молитва содержит также такие слова: «...и да отомстит Он за пролитую кровь служителей Своих...»

Кроме суббот, когда благословляют месяц, эту молитву не читают также в субботы, совпадающие с днями, когда не говорят «Таханун».

Прежде чем возвратить свиток Торы в «арон кодеш», община читает «Ашрей» – это второе чтение из трех ежедневных (как упоминалось выше).

Хазан берет свиток Торы и призывает: «Да восхвалят имя Г-спода – ибо лишь Его имя превознесено надо всем!» И пока он несет свиток Торы к «арон кодеш», все читают: «Псалом Давида: Воспевайте пред Г-сподом, сыновья сильных!..», а затем: «А когда Ковчег останавливался... Верни нас, Г-сподь, к Себе – и мы вернемся; обнови дни наши как встарь!» Хазан произносит «Хаци-кадиш» – и начинается «Мусаф».

Запись опубликована в рубрике: .