Пророк Йешаягу завещал нам наслаждаться субботой, и потому Галаха запрещает поститься в субботу даже до полудня. Значит, еще до наступления этого срока следует почтить субботу едой и питьем.
Как и накануне вечером, нельзя ничего есть и пить до совершения «Кидуша», который на этот раз состоит всего из одного благословения – благословения над вином. Однако принято перед этим произносить ряд цитат из Торы и книг пророков, связанных с субботой: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля... Она – данный Мною сынам Израиля вечный знак того, что шесть дней созидал Г-сподь небо и землю...»; «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его... Потому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его» -одну из Десяти заповедей, услышанных нами с горы Синай.
Распространенная ошибка – ограничиваться лишь словами «Потому благословил Г-сподь...»: это лишь окончание стиха из Торы, а когда цитируется не весь стих, запрещается называть полностью имя Вс-вышнего, – поэтому следует произносить весь стих.
«Кидуш» субботнего дня надлежит произносить над оскалом вина – так же, как и «Кидуш» субботнего вечера. Однако у многих принято совершать дневной «Кидуш» над каким-либо другим крепким напитком – коньяком, ликером и т. п. Ясно, что в этих случаях произносится благословение «по слову Которого возникло все», а не «творящий плод виноградной лозы».
Немедленно после «Кидуша» следует или закусить каким-либо мучным изделием, или приступить к полной трапезе, второй по счету: потому что «Кидуш» совершают только там, где после него едят.
Если «Кидуш» совершается в синагоге – особенно в случае, если с этим днем связано какое-либо радостное событие («бар-мицва», вызов к Торе жениха, называние имени дочери), – следует помнить о том, чтобы не забыть сказать заключительное благословение после еды – то, которое надлежит произносить в зависимости от вида еды или питья. Разумеется, если это была настоящая трапеза – когда перед едой омывали руки и ели хлеб, – после нее следует прочитать «Бир-кат гамазон». Подобное внимание требуется вообще во всех случаях праздничного веселья, когда человек может увлечься и забыть произнести благословения после еды.
Дневная трапеза в субботу с точки зрения Галахи более важна, чем вечерняя, как говорится в субботних песнопениях: «Обильно ешь и вкусно пей – ибо Б-г даст всем, кто предан Ему, платье для одежды и хлеб для еды, мясо и рыбу, и все виды лакомств», потому что «день этот чтим более всех дней, ибо в этот день прекратил Свою работу Оплот всех миров». Эти песни и слова Торы – сопровождают субботнюю трапезу.