КАК БЛАГОСЛОВЛЯЮТ, ВДЫХАЯ АРОМАТЫ?
К категории благословений «негенин» относятся также благословения, которые мы произносим, вдыхая приятные запахи.
Сказано в книге Тегилим (гл. 150): «Всякая душа да восхвалит Б-га!» Спрашивают наши мудрецы: «От чего наслаждение получает только душа, но не тело?» И отвечают: «Это – запах». Слова реях («запах») и руах («душа») происходят от одного корня. Отсюда заключают наши мудрецы, что и за приятный запах нам тоже следует благословлять Творца.
Какое именно благословение произносится, зависит от того, что является источником аромата. Если мы вдыхаем аромат плода (например, лимона или этрога), но не собираемся его есть, то говорим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, давший аромат плодам». Если мы вдыхаем аромат ветви дерева или кустарника, то говорим: «Благословен... Творец благовонных деревьев». Если же мы вдыхаем благоухание трав, то говорим: «Благословен... Творец благовонных трав!» Если же источником аромата является не плод, не дерево и не трава, то мы произносим следующее благословение: «Благословен... Творец различных благовоний!» То же самое благословение говорят в том случае, если точно не известно, что именно является источником благовония, или заходят в парфюмерный магазин, желая насладиться ароматами. Излишне говорить о том, что не надо произносить благословение над теми пахучими веществами, которые заглушают дурные запахи туалета: во-первых, в таких местах вообще нельзя упоминать имя Вс-вышнего, а во-вторых, эти запахи принципиально не предназначаются для того, чтобы наслаждаться ими, – они имеют чисто утилитарную функцию.
КАК БЛАГОСЛОВЛЯЮТ, УСЛЫШАВ ДОБРУЮ ВЕСТЬ? КАК БЛАГОСЛОВЛЯЮТ, НАДЕВ НОВЫЙ КОСТЮМ?
Есть ряд благословений, которые произносят, когда случаются выходящие за пределы повседневности события, радостные или – не дай Б-г – печальные.
Если мы услышали радостную весть, касающуюся нас лично, мы обязаны сказать: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам жизнь, поддержавший нас и давший нам дожить до этого времени!» А если эта весть относится не только к вам лично, но и к другим людям, то мы произносим благословение «добрый и творящий добро». «Добрый» – по отношению к нам, «творящий добро» – другим людям. Например, если вы узнали, что получили большое наследство или выиграли ценный приз, то вы говорите: «Благословен... давший нам жизнь» и т. д. Но если этим благом вместе с вами воспользуются другие, например члены вашей семьи, – то вы говорите: «Благословен... добрый и творящий добро».
Благословение «давший нам жизнь» произносят при наступлении каждого из праздников года – праздника, день которого определен заранее. Но, кроме этого, в радостные для вас лично дни, например, когда вы в первый раз надеваете новый, красивый и дорогой костюм, – вы также говорите его. Когда собираются есть плод, созревающий в какое-то определенное время года, тоже произносят благословение «давший нам жизнь» (в отличие от плодов, которые едят на протяжении всего года). Если вы уже ели этот плод раньше в этом году, но забыли тогда произнести благословение, – то теперь, во второй раз, благословение «давший нам жизнь» произносить уже нельзя: в этом году вы эту возможность упустили.
БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ИСТИННО СПРАВЕДЛИВЫЙ
В Мишне, в трактате Брахот сказано: «Обязан человек благословлять за зло так же, как он благословляет за добро». Этот закон мы выводим из того стиха, который в чтении «Шма» непосредственно следует за «Слушай, Израиль»: «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всеми силами твоими». Согласно одному объяснению, «всеми силами твоими» означает: «всем, что ты имеешь», то есть будь готов пожертвовать всем своим достоянием ради любви ко Вс-вышнему. Другое объяснение говорит, что в словах «всеми силами твоими» подразумевается: «за все, что Вс-вышний посылает тебе, благодари Его всеми силами твоей души». Посылает ли Он тебе радость или горе – принимай все с любовью и радостью. И поэтому когда нас постигает горе, мы тоже благословляем Вс-вышнего: «Благословен Ты, Г-с-подь, Б-г наш, Царь Вселенной, судья истинно справедливый» – и тем самым признаем справедливость вынесенного нам приговора.
Если – не дай Б-г! – мы узнаем о смерти близкого нам человека или о смерти учителя, у которого мы учились Торе, мы тоже произносим: «Благословен... судья истинно справедливый», называя полный титул Вс-вышнего: «Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной». Но если покойник не играл особой роли в нашей жизни и смерть его не вызывает у нас особого волнения, мы говорим только слова: «Благословен судья истинно праведный», не упоминая ни имени Вс-вышнего, ни Его царского титула.
Не только услышав весть о смерти человека, но и в любом случае, вызывающем в нашей душе смятение и трепет, – при слухе о наводнении, пожаре и т.п., – мы произносим это благословение (да убережет нас Б-г от несчастий!).
БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА СПАСЕНИЕ
Если вы чудом спаслись от грозившей вам смертельной опасности (например, при дорожной аварии), то каждый раз, когда вы оказываетесь на том месте, где это произошло с вами, вы обязаны произнести благословение: «Благословен... совершивший мне чудо на этом месте». А если не только вы один спаслись от опасности, то вы говорите: ...совершивший нам чудо на этом месте».
Рассказывают об одном командире полка парашютистов, тяжело раненном во время Шестидневной войны в бою в северном Синае, который, выехав из госпиталя, – еще весь забинтованный – потребовал повернуть на юг, вместо того, чтобы ехать на север, в воинский дом отдыха. Он сказал: «Едва встав на ноги, я обязан отблагодарить Творца, спасшего мне жизнь, посетить то место, где я был ранен, и благословить там: «...совершивший мне чудо на этом месте»!»
Другое благословение, «Гагомель» – благодарность за спасение – произносят только в «миньяне», в котором присутствуют по крайней мере два настоящих знатока Торы. (Однако, в крайнем случае, это можно сделать в любом «миньяне».) Лучше всего произнести это благословение, когда человека вызывают к Торе, после окончания чтения своего отрывка и заключительного благословения, и сделать это надо не позже трех дней после события. Однако если произнести благословение «Гагомель» вовремя не удалось, можно произнести его и не во время вызова к Торе и после истечения трех дней после события. Вот его перевод: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, воздающий [гагомель] грешникам добром, – за то, что воздал мне добром!» Каждый, кто слышит это благословение, говорит: «Амен! Тот, Кто воздал тебе всяческим добром, пусть воздает тебе всяческим добром вечно!»
КТО ОБЯЗАН ПРОИЗНОСИТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ГАГОМЕЛЬ»?
Мудрецы наши говорят, что благословение «Гагомель» должен произносить: 1. тот, кто вернулся из путешествия по морю; 2. тот, кто прошел через пустыню и другие опасные места; 3. выздоровевший больной; 4. вышедший из тюремного заключения.
Намек на эти четыре категории людей содержится в молитве «Шмонэ-эсрэ»: «И все живые будут вечно благодарить Тебя». Еврейские буквы слов хаим («живые») образуют аббревиатуру: «хет» – холе («больной»), «йод» – ям («море»), второй «йод» – йисурим («страдания» – страдания заключенного), «мем» – мидбарийот («пустыни»). И все эти люди – «будут вечно благодарить Тебя».
В число «вернувшихся из путешествия по морю» в наши дни следует включать также и тех, кто совершил перелет на самолете, а к «прошедшим пустыню» тех, кто спасся от обвала, пожара, едва не утонул, чуть не погиб на войне или в автомобильной катастрофе.
Под «выздоровевшим больным» подразумевается больной, чья болезнь представляла некоторую опасность для его жизни. К этой категории следует отнести также роженицу: после благополучных родов она обязана произнести благословение «Гагомель» в присутствии «миньяна» (подробнее см. стр. 398-399).
«ДОРОЖНАЯ МОЛИТВА»
Отправляясь в другой город и выехав за пределы населенного пункта, мы должны произнести «Дорожную молитву». Если мы на протяжении одного дня несколько раз переезжаем из города в город, достаточно сказать эту молитву только один раз.
Есть разные варианты «Дорожной молитвы» в зависимости от того, каким видом транспорта мы пользуемся: плывем ли на корабле, летим ли на самолете. Есть также варианты этой молитвы для парашютистов и подводников.
Вот наиболее общий вариант, предназначенный для тех, кто путешествует по суше, независимо от способа передвижения: «Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г наш и Б-г наших отцов, вести нас мирными дорогами, и направить шаги наши по безопасным стезям, и поддержать нас, даруя нам мир, и привести нас к цели нашего путешествия для жизни, радости и благоденствия, и благополучно вернуть нас обратно [последнее говорит лишь тот, кто намеревается вернуться домой в тот же день], и спасти нас от аварий и помех, и от рук всех врагов и от тех, кто подстерегает нас в засаде на дороге! И пошли нам благословение во всех делах наших рук, и дай нам милость, любовь и милосердие в глазах Твоих и в глазах всех, кто видит нас, – ибо Ты внимаешь молитвам каждого. Благословен Ты, Г-сподь, внимающий молитве!»
Принято добавлять к этой молитве следующие отрывки, которые повторяют три раза:
А Яаков отправился своей дорогой, и встретили его ангелы Б-жьи. И сказал Яаков, когда увидел их: «Это – воинство Б-гаГ, и потому назвал это место Маханаим.
Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя! Да будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя! Да будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир!
На помощь Твою уповаю, Г-сподь! Уповаю, Г-сподь, на помощь Твою! Г-сподь, на помощь Твою уповаю!