За столом…

ИЛИ: «И БУДЕШЬ ЕСТЬ, И НАСЫТИШЬСЯ, И БЛАГОСЛОВИШЬ...»

И сказал ангел мне: «Вот стол, стоящий пред Г-сподом».
(Йехезкель, 41:22)
Каждый, кто пользуется этим миром без благословения, – словно грабит Вс-вышнего и весь Израиль.
(Брахот, 35)

В предыдущей главе мы говорили о духовных потребностях человека. В этой – будем говорить о потребностях материальных.

Как известно, иудаизм отвергает аскетизм и запрещает поститься без необходимости. Наша религия отнюдь не пренебрегает материальными потребностями человека. Напротив, она придает чрезвычайную важность правильному, регулярному питанию – и в особенности необходимости есть утром.

Даже назир, человек, давший обет воздержания от вина, по истечении срока своего обета обязан был принести в Храме искупительную жертву. За что он приносит искупительную жертву? За то, что отказывался от вина. Ведь Вс-вышний сотворил вино для того, чтобы веселить сердце человека, и получается, что человек, дав обет быть назиром, отвергает милость Вс-вышнего!

Наша вера говорит о заповедях Торы: «И живи ими». То есть мы не должны отстраняться от тех даров этого мира, которые Тора разрешает нам использовать.

Вместе с тем мы должны приложить все усилия, чтобы избежать того, что может повредить нашему здоровью. Повеление Торы «и очень берегите себя ради души вашей» – это краеугольный камень Галахи, повеление, оказывающее влияние на все сферы нашей жизни. Пикуах нефеш, спасение жизни еврея – устранение тени опасности для жизни еврея – отменяет все запреты и повеления Торы, включая законы субботы и Йом-Кипура.

Однако иудаизм не видит в удовлетворении потребностей тела самоцели. Тело рассматривается лишь как форма, вне которой не может существовать в нашем мире душа – самая сущность еврея. Внимание, оказываемое телу, можно сравнить с вниманием, которое оказывают верному стражу великого сокровища – животворящей души человека.

Итак, не следует главное выдавать за второстепенное, а второстепенное – за главное, уделяя большее внимание удовлетворению запросов тела, нежели души.

Если человек верен принципу, согласно которому потребности его тела являются не самоцелью, но лишь средством, приводящим к настоящей цели – полноценной духовной жизни, – то к еде, питью, сну и прочим потребностям своего тела он относится как к обязанностям, которые налагает на него Галаха.

Поэтому пророк называет наш стол «жертвенником» – еда оказывается действием, олицетворяющим храмовое служение Вс-вышнему, принесение жертвоприношений. В правильном отношении к пище есть нечто от самого высокого служения Творцу, исполнения долга хранить тот образ, который Он даровал человеку.

В свете вышесказанного ясно, что во всем, что связано с принятием пищи, есть множество ограничений. Совсем не безразлично, что, когда, сколько и каким образом есть, какие благословения произносить до еды и какие – после. Все эти вопросы и многие другие – такие, как омовение рук перед едой, слова Торы, сопровождающие еврейскую трапезу, «Биркат га-мазон» – рассматриваются в этой главе.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Ежедневные уроки


    Fatal error: Uncaught Error: Attempt to assign property "wday" on null in /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/commonpsh.php:296 Stack trace: #0 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/index1.php(65): get_week() #1 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-widgets/daily.php(62): hayom_baatar('rus') #2 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-widgets/widgets-optimized.php(42): Daily_Widget->widget(Array, Array) #3 /home2/splyafte/2022/wp-content/themes/featured/twentyten-chassidus-classic/compat/single.php(48): dynamic_sidebar('secondary-widge...') #4 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-controller/class-content-controller.php(398): require_once('/home2/splyafte...') #5 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-controller/class-content-controller.php(412): ContentController->WP() #6 /home2/splyafte/2022/blog-header-optimized.php(155): content_controller() #7 /home2/splyafte/2022/index.php(6): require_once('/home2/splyafte...') #8 {main} thrown in /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/commonpsh.php on line 296