ИЛИ: «И БУДЕШЬ ЕСТЬ, И НАСЫТИШЬСЯ, И БЛАГОСЛОВИШЬ...»
И сказал ангел мне: «Вот стол, стоящий пред Г-сподом».
(Йехезкель, 41:22)
Каждый, кто пользуется этим миром без благословения, – словно грабит Вс-вышнего и весь Израиль.
(Брахот, 35)
В предыдущей главе мы говорили о духовных потребностях человека. В этой – будем говорить о потребностях материальных.
Как известно, иудаизм отвергает аскетизм и запрещает поститься без необходимости. Наша религия отнюдь не пренебрегает материальными потребностями человека. Напротив, она придает чрезвычайную важность правильному, регулярному питанию – и в особенности необходимости есть утром.
Даже назир, человек, давший обет воздержания от вина, по истечении срока своего обета обязан был принести в Храме искупительную жертву. За что он приносит искупительную жертву? За то, что отказывался от вина. Ведь Вс-вышний сотворил вино для того, чтобы веселить сердце человека, и получается, что человек, дав обет быть назиром, отвергает милость Вс-вышнего!
Наша вера говорит о заповедях Торы: «И живи ими». То есть мы не должны отстраняться от тех даров этого мира, которые Тора разрешает нам использовать.
Вместе с тем мы должны приложить все усилия, чтобы избежать того, что может повредить нашему здоровью. Повеление Торы «и очень берегите себя ради души вашей» – это краеугольный камень Галахи, повеление, оказывающее влияние на все сферы нашей жизни. Пикуах нефеш, спасение жизни еврея – устранение тени опасности для жизни еврея – отменяет все запреты и повеления Торы, включая законы субботы и Йом-Кипура.
Однако иудаизм не видит в удовлетворении потребностей тела самоцели. Тело рассматривается лишь как форма, вне которой не может существовать в нашем мире душа – самая сущность еврея. Внимание, оказываемое телу, можно сравнить с вниманием, которое оказывают верному стражу великого сокровища – животворящей души человека.
Итак, не следует главное выдавать за второстепенное, а второстепенное – за главное, уделяя большее внимание удовлетворению запросов тела, нежели души.
Если человек верен принципу, согласно которому потребности его тела являются не самоцелью, но лишь средством, приводящим к настоящей цели – полноценной духовной жизни, – то к еде, питью, сну и прочим потребностям своего тела он относится как к обязанностям, которые налагает на него Галаха.
Поэтому пророк называет наш стол «жертвенником» – еда оказывается действием, олицетворяющим храмовое служение Вс-вышнему, принесение жертвоприношений. В правильном отношении к пище есть нечто от самого высокого служения Творцу, исполнения долга хранить тот образ, который Он даровал человеку.
В свете вышесказанного ясно, что во всем, что связано с принятием пищи, есть множество ограничений. Совсем не безразлично, что, когда, сколько и каким образом есть, какие благословения произносить до еды и какие – после. Все эти вопросы и многие другие – такие, как омовение рук перед едой, слова Торы, сопровождающие еврейскую трапезу, «Биркат га-мазон» – рассматриваются в этой главе.