Канун субботы

ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СУББОТЕ

«И будет: в день шестой они приготовят то, что принесут» (Шмот, 16). Мы обязаны готовиться к наступлению субботы и подготовить все, что для нее нужно, заранее. Об этом говорит известное изречение: «Тот, кто трудился накануне субботы, будет есть в субботу, а тот, кто не трудился накануне субботы, -что будет он есть в субботу?»

Здесь уместно заметить, что «кануном субботы» называется пятница до вечера, с наступлением же вечера – это уже не «канун субботы», а сама суббота.

У прочих народов принято, что сутки начинаются в полночь. У нас же началом суток считается заход солнца: сначала ночь, потом день – как сказано в Торе: «И был вечер, и было утро – день один». И в этом есть большая символика: судьба еврейского народа напоминает еврейские сутки – сначала закат, сумрак, страдания в изгнании (которое сравнивается в наших источниках с ночью), а потом – рассвет и восход солнца. То есть сначала изгнание, потом – избавление. А у других народов – наоборот: сначала они процветают, растут – и вдруг на них опускается ночь и они исчезают с исторической арены.

Но вернемся к нашей теме. Все приготовления должны быть закончены накануне; когда суббота уже наступила – поздно что-либо готовить на субботу.

Цитата, которой открывается эта глава, заимствована из рассказа Торы о мане, который ели наши предки в пустыне. Каждое утро они выходили из лагеря и собирали омер (ок. 2 кг) мана на каждую душу. Для того, чтобы не затруднять их поиском пищи в субботу, в пятницу Вс-вышний давал им двойную порцию мана – 2 омера, и называлась эта порция лехем мишнэ, «двойное количество хлеба», чтобы одна из этих порций осталась на субботу.

Отсюда видно, как важна подготовка к субботе. Мудрецы наши говорят, что даже человек, у которого много слуг и который не занимается домашним хозяйством в течение всей недели, все равно обязан сделать хоть что-нибудь – пусть символически – в честь субботы.

Талмуд перечисляет целый ряд примеров того, как амораи готовились к субботе (трактат Шабат, 119): Раба и рав Йосеф[1], например, кололи дрова для приготовления субботней еды, рав Зейра[2] сам разжигал печку, Рава[3] солил рыбу, а рав Сафра[4] сам жарил рыбьи или овечьи головы, предназначенные к субботнему столу.

Суббота была для них дорогим гостем, и они называли ее ласковыми именами: «царица-суббота», «невеста, связывающая свою судьбу с женихом», – то есть суббота, связывающая свою судьбу с Израилем, своим «женихом».

Галаха предписывает нам помыться, подстричься, подстричь ногти, красиво одеться в честь субботы. В доме все должно быть чисто, стол должен быть накрыт по-праздничному, а еда – по мере возможностей семьи – более вкусной и более обильной, чем в будни. «И назовешь ты субботу наслаждением» – требует от нас пророк Йешаягу, и в этих словах содержится указание на то, что к субботе следует готовиться.

Но подготовка к субботе не сводится только к внешней, физической стороне. Подготовка к субботе включает в себя также изучение недельной главы Торы -чтение ее с арамейским переводом по принципу «два раза Тора и один раз перевод». Пять книг Торы разделены на 54 главы, каждую из которых читают в каждую из недель года. Наши источники предписывают нам готовиться к субботе также и духовно и накануне субботы прочитать соответствующую главу Торы так: каждый стих Торы дважды читают в оригинале, а затем один раз – его перевод на арамейский язык (который также обычно напечатан в изданиях Торы). Перевод этот сделал Онкелос, тем самым облегчив простому народу, говорившему тогда по-арамейски, понимание смысла Торы. Поскольку сегодня арамейский язык не является нашим разговорным языком, долг изучения недельной главы Торы можно исполнить, прочитав ее вместе с комментариями Раши.

Необходимо сделать это до наступления субботы. Однако если что-то вам помешало, можно наверстать упущенное в течение субботы – но до молитвы «Минха», когда уже начинают читать следующий раздел Торы. Есть также мнение, что в крайнем случае можно сделать это до вторника – третьего дня после субботы, поскольку первые три дня недели считаются еще принадлежащими влиянию минувшей субботы (так, «Гавдалу» можно совершать до вторника, если не успели раньше). Однако со среды начинаются дни, относящиеся уже к новой, наступающей субботе.

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ

В еврейский дом суббота входит в момент зажигания субботних свечей. Честь исполнения этой заповеди предоставляется хозяйке дома. Свечи зажигают примерно за полчаса до захода солнца, и поэтому следует каждый раз справляться по календарю о времени зажигания свечей – потому что оно каждую неделю иное. Кроме того, в разных городах оно разное, а в Иерусалиме принят обычай зажигать субботние свечи за 40 минут до захода солнца. Женщина, зажегшая свечи после захода солнца, не только не выполняет заповедь – она нарушает субботу, преступив запрет Торы: «Не зажигайте огня в день субботний где бы ни жили вы».

Зажигание субботних свечей – одна из трех специфически женских заповедей. Однако если в доме нет женщины, это обязан сделать муж или кто-то другой из домочадцев.

Почему исполнение этой заповеди – обязанность женщин?

Ответ прост: женщина, в отличие от мужчины, почти постоянно находится дома – поэтому-то она и зажигает свечи. Есть и еще одна причина: субботние свечи охраняют домашний мир – поэтому наши мудрецы оказали особую честь хозяйке дома совершать действие, приводящее в дом святость субботы.

И еще одну интересную причину называют наши мудрецы: зажигание субботних свечей – это исправление и искупление греха первой женщины, Хавы, матери всего человечества, которая сама съела запретный плод и накормила им своего мужа, Адама. Тем самым Хава привела в мир смерть, или, как выражаются мудрецы, «погасила свечу мира» (потому что «Б-жья свеча – душа человеческая»). Теперь, зажигая субботние свечи, женщина совершает прямо противоположное действие и тем самым исправляет и искупает грех Хавы.

СКОЛЬКО СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАЮТ?

Бытуют два обычая, касающихся числа свечей, зажигаемых перед наступлением субботы:

1. зажигают две свечи – одну в честь повеления «помни день субботний», а другую – в честь повеления «храни день субботний», которые, дополняя друг друга, создают святость субботы;

2. зажигают столько свечей, сколько человек в семье, – например в семье, где у родителей трое детей, зажигают пять свечей.

Женщина, которая почему-либо не зажгла однажды субботних свечей, обязана впредь зажигать на одну свечу больше, чем делала до тех пор.

После зажигания свечей женщина не должна больше совершать никакой работы, запрещенной в субботу. Женщина, зажигающая свечи раньше времени, указанного в календаре, – например потому, что она собирается поехать куда-либо до наступления субботы, -должна высказать вслух перед зажиганием свечей, что она еще не принимает на себя субботы со всеми ее запретами.

Мужчины, обычно не зажигающие субботних свечей, принимают на себя субботу тогда, когда говорят в синагоге «Хвалебную песнь в честь субботнего дня».

Подсвечники следует ставить на тот стол, вокруг которого соберутся члены семьи для субботней трапезы. Желательно положить на стол халы раньше, чем на него ставят подсвечники, – тогда стол можно будет переносить с места на место в субботу вместе с подсвечниками, если понадобится, например, подмести пол. Дело в том, что сами подсвечники нельзя носить в субботу – они мукцэ, предмет для совершения запрещенной в субботу работы (в данном случае – зажигания свечей). Но если мы прежде положили на стол халы, то он будет служить основанием не только для мукцэ, но и для того, что разрешается в субботу носить, – для хлеба. Если стол слишком мал, свечи можно поставить на что-либо другое в той комнате, где будут есть. Желательно, чтобы свечи были достаточно велики, чтобы гореть в продолжение всей трапезы.

Обычно благословения произносят непосредственно перед совершением заповеди, однако благословение над субботними свечами говорится после того, как их зажигают. Почему? Потому что, произнося благословение «...освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи», хозяйка дома принимает на себя субботу, и с этого момента для нее вступают в силу все субботние запреты – и в том числе запрет зажигать огонь! Поэтому женщина сначала зажигает субботние свечи, а лишь потом произносит благословение. Этим также объясняется обычай закрывать глаза ладонями во время произнесения этого благословения и затем смотреть на свечи: выходит, что, произнося благословение, женщина не видит свечей, – а когда она смотрит на них после, получается, что благословение произнесено как бы до их зажигания.

Старинный еврейский обычай – перед зажиганием субботних свечей опускать несколько монет в копилку цдака. Сказано: «Ибо свеча – заповедь, а Тора -свет», и в награду за исполнение заповеди о зажигании субботних свечей еврейские матери получают свет Торы, освещающий их дом, – то есть детей, посвящающих себя изучению Торы, чистых сердцем.

Вот молитва, которую принято читать после зажигания субботних свечей:

«Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, смилостивиться надо мной, и над всеми моими близкими, и дать всем нам и всему Израилю дни долгой и хорошей жизни, и помнить о нас ради благополучия нашего, и ниспослать нам спасение и милосердие, и благословить нас великими благословениями, и поддерживать мир в домах наших, и не удалять Свое присутствие из среды нашей, и удостоить нас того, чтобы мы вырастили детей и внуков наших умными и мудрыми, любящими Вс-вышнего и боящимися Его, людьми честными, святым семенем, людьми, верными Вс-вышнему и освещающими весь мир Торой и добрыми делами во всем своем служении Творцу! Услышь мольбу мою в этот час во имя Сары, Ривки, Рахели и Леи, праматерей наших, и да не погаснет свеча наша во веки веков, и обрати к нам лик Свой и будем мы спасены! Амен!»



[1] Рав Йосеф бар Хия – один из величайших мудрецов Торы третьего поколения, глава йешивы в г. Пумбедита в течение двух с половиной лет. Был выдающимся учеником р. Йегуды бар Йехезкеля и товарищем по изучению Торы Рабы бар Нахмани.

[2] Рав Зейра – вавилонский амораи четвертого поколения, ученик рава Йосефа и товарищ Абайе и Равы, один из кандидатов на должность главы йешивы в Пумбедите.

[3] Рава – один из величайших вавилонских амораев четвертого поколения, сын рава Йосефа бар Хамы и товарищ Абайе. Уроженец г. Махоза на реке Тигр недалеко от Ктесифона. Был учеником рава Йосефа и основал йешиву в Махозе, в которой в качестве главного метода изучения Торы ввел метод острого логического анализа. В многочисленных дискуссиях с Абайе, приводящихся в Талмуде, закон установлен согласно мнению Равы – кроме шести случаев. После смерти Абайе Рава занял его место главы йешивы в Пумбедите, которую перевел к себе в Махозу.

[4] Рав Сафра – вавилонский амораи, живший в третьем и четвертом поколениях амораев. Несколько раз ездил в Страну Израиля и возвращался в Вавилонию. Занимался, главным образом, Галахой. средства к существованию добывал торговлей.

Запись опубликована в рубрике: .