Есть в книге Тегилим два стиха, которые, на первый взгляд, противоречат один другому. В главе 24-й мы читаем: «Г-споду принадлежит земля и все, что на ней», а в главе 115-й – «а землю Он отдал сынам человека». Возможно ли, чтобы и то и другое было верно? Отвечают мудрецы наши: да, первый стих подразумевает момент до произнесения благословения, а второй – после. То есть Вс-вышний, сотворивший землю и все, что есть на ней, дарит нам право использовать все это нам на благо – однако лишь после того, как мы выразим признание того факта, что это именно Он дает нам это благо. Значит, прежде чем получить какую-либо пользу или какое-либо удовольствие от этого мира, мы обязаны произнести благословение.
Что же касается благословения после еды, то об этом прямо сказано в Торе: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе». Здесь -источник закона, предписывающего нам произносить «Биркат гамазон”, благодарственную молитву после еды.
Согласно тому, что было сказано, для еды или напитка нет минимальной нормы, съев или выпив меньше которой благословения произносить не надо. Поэтому перед тем как выпить или съесть хоть сколько-нибудь, необходимо произнести благословение. Однако с благословением после еды или питья дело обстоит иначе. Согласно Торе, «Биркат гамазон» надо читать только в том случае, если человек ел досыта (ибо сказано: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь...»). Однако в Талмуде сказано, что народ Израиля добровольно принял на себя более строгое исполнение этой заповеди: читать «Биркат гамазон» даже в том случае, если человек не насытился, – при условии, что он съел определенный минимум хлеба -казаит («как маслина»), около 27 г.
Что такое благословения «негенин»? Так называются благословения, которые произносятся при получении какой-либо пользы или какого-либо удовольствия от этого мира. В частности, это благословения перед едой или питьем: для каждого вида продуктов установлено соответствующее благословение. Однако два из них удостоились особой чести ввиду их исключительной важности для человека. Опираясь на сказанное в главе 104-й книги Тегилим («...хлеб, подкрепляющий сердце человека»), мудрецы установили особое благословение над хлебом: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли». Его произносят перед тем как едят любой вид хлебных изделий: обычный хлеб, мацу, халы, булки... Второй продукт, для которого установлено отдельное благословение, – вино, также упоминающееся в той же самой главе Тегилим: «...и вино, веселящее человеческое сердце». Прежде чем пить вино – безразлично какое: сладкое, сухое, шампанское, а также виноградный сок, – говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы».
Для кондитерских изделий из муки установлено благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий различные виды пищи». Оно произносится в том случае, если тесто было замешано не только на воде, но к нему были добавлены яйца, молоко, мед, фруктовый сок и т.п., а также если изделие было сварено до того, как его испекли. К этой категории изделий относятся пирожные, вафли, печенье, бисквиты, а также макароны и вареный рис. Значит, человек, собирающийся есть суп с вермишелью или рисом, должен произнести благословение «...творящий различные виды пищи» (при условии, что он не ест хлеба).
Над плодами земли, включая все виды овощей и зелени, говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плоды земли».
Особое благословение установлено для фруктов: «...творящий плод дерева».
Как отличить «плод дерева» от «плода земли»? Неверно было бы думать, что высота растения – критерий для выбора благословения. В действительности все зависит от ствола растения: заменяется ли он каждый год или нет. То есть если ствол растения постоянный и из года в год на нем вырастают плоды, то над плодами этого растения произносят благословение «творящий плод дерева». «Деревом» Галаха называет растение, сохраняющееся из года в год независимо от его величины: низкий виноградный куст, например, считается «деревом».
Если же растение не имеет постоянного ствола и каждый год вырастает новый ствол, то над плодами такого растения говорят: «...творящий плод земли», несмотря на то, что растение может быть весьма высоким, как, например, кукуруза, подсолнух и даже банан...
Над всеми остальными видами пищи, не входящими ни в одну из вышеперечисленных категорий, произносят общее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, по слову Которого возникло все!» Это благословение произносят над мясом, рыбой, яйцами, молочными продуктами, сладостями, жевательной резинкой, шоколадом, мороженым, а также над всеми напитками кроме вина. Подчеркнем, что речь идет только о тех случаях, когда все эти виды пищи не составляют часть трапезы, включающей в себя хлеб.
Благословение «...по слову Которого возникло все» произносят также тогда, когда неясно, какое благословение следует произносить на тот или иной вид пищи. Но если человек вообще не знает, какие благословения следует произносить над разными видами пищи, то, говорит Талмуд, – «пусть вообще не ест, пока не пойдет к мудрецу и не научится благословлять»...
Однако если мы видим, что перед нами какой-то плод, но неизвестно, говорить ли «...плод земли» или «...плод дерева», – мы не должны выходить из этого положения с помощью благословения «по слову Которого...». В этом случае следует произнести: «Благословен... творящий плод земли» – потому что, в конечном счете, фрукты тоже произрастают из земли.
Благословение «По слову Которого» произносят также над переработанными плодами (и «плодами земли», и «плодами дерева»): над фруктовой или овощной пастой, например, или над соками, а также над супом из овощей.
Это же благословение говорят в тех случаях, когда плоды едят не в том виде, как обычно принято: например, плод, который обычно едят сырым, – едят вареным, или, наоборот, плод, который обычно едят в вареном виде, едят в сыром. Словом, когда общепринятые правила еды изменяются, говорят благословение «по слову Которого».
ЧТО РАНЬШЕ ЧЕГО?
Надо отметить, что если продукт состоит из нескольких ингредиентов, то мы должны решить для себя, какой из них для нас является основным, а какой – второстепенным, и благословение произнести над основным. Общее правило таково: если пища состоит из главного и второстепенного – благословение произносится над главным, а над второстепенным не произносится вообще.
Само собой разумеется, что если перед нами лежат несколько видов печенья или несколько плодов, над которыми произносят одно и то же благословение, то не следует повторять его столько раз, сколько печений или плодов мы берем. Например: один раз произнесенное благословение «...плод дерева» относится ко всем фруктам, которые мы будем есть в этот раз, благословение «творящий различные виды пищи» – ко всем видам мучных изделий, находящихся перед нами.
Изобразим в виде лестницы последовательность, в которой произносятся благословения, а также последовательность видов пищи, к которым относится одно и то же благословение.
Лестница первая: последовательность благословений. «Творящий различные виды пищи» предшествует благословениям над плодами, потому что, перечисляя, чем славится Страна Израиля, Тора ставит пшеницу и ячмень перед виноградом, инжиром и гранатом. Благословение «творящий плод дерева» предшествует благословению «творящий плод земли», потому что (как было сказано выше) второе из них относится к фруктам тоже, и если мы его произнесли, зная, что будем есть и фрукты, – мы не имеем права произнести потом благословение «творящий плод дерева». По той же причине благословение «творящий плод земли» предшествует благословению «по слову Которого» – если мы его скажем сначала, то потом не сможем произнести благословение «творящий плод дерева» и «плод земли». И еще: благословения «плод дерева» и «плод земли» считаются более важными, нежели «по слову Которого», – потому что они более конкретно направлены, имеют более четко очерченную сферу применения.
По этой же причине благословение «творящий плод виноградной лозы» должно предшествовать благословению «по слову Которого», произносимому над напитками. Если в связи с какой-то радостной причиной мы поднимаем бокалы с вином и говорим «лехаим!», то необходимо иметь в виду, что если мы хотим закусить вино пирожным или печеньем, следует сначала произнести благословение «творящий различные виды пищи» и съесть немного этих печений, а уже потом произнести благословение над вином (или «по слову Которого...» над напитком покрепче). Только в субботу и праздники мы, совершая «Кидуш», прежде всего говорим «творящий плод виноградной лозы», а потом -«творящий различные виды пищи» – но это исключение, и причина его заключается в запрете есть что-либо до «Кидуша».
Вторая лестница: последовательность видов пищи. Если перед нами лежат различные плоды, но над всеми ними произносят одно и то же благословение, – то, как мы уже говорили, это благословение произносится только один раз. Но над каким из плодов его надо произносить? Над тем, который мы любим больше остальных. Например, если на столе лежат инжир, финики и гранаты, а вы больше всего любите гранаты, то и благословение «творящий плод дерева» вы произносите, взяв в руку гранат и имея в виду, что это благословение относится также к остальным фруктам, лежащим на столе.
Однако если перед вами есть плоды из тех семи видов, которыми славится Страна Израиля, и другие плоды, то – при условии, что вы одинаково любите и те и другие, – благословение произносится над плодами, которыми славится Страна Израиля. Например, если есть гранаты и апельсины – благословение произносится над гранатами.
Также и сами плоды, которыми славится Страна Израиля, располагаются по определенной лестнице. Критерием предпочтительности является их близость в тексте Торы к слову «страна»: «Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната; страна олив, дающих масло, и финикового меда». Значит, последовательность такова: пшеница, оливы, ячмень, финики, виноград, инжир и гранат. (Однако если есть кушанье из ячменя,-над которым говорят «творящий различные виды пиши», то это благословение должно предшествовать благословению над оливами, поскольку это кушанье насыщает более, чем оливы, и потому важнее их.)
В ходе трапезы за столом обязательно должны прозвучать слова Торы – в знак того, что мы освящаем пищу, которая, на первый взгляд, является лишь потребностью организма. Так говорят наши мудрецы в Мишне, в трактате Авот, гл. 3: «Если трое ели за одним столом и не сказали над ним слов Торы – они будто ели мертвечину...» Однако «если трое ели за одним столом и сказали над ним слова Торы – они будто ели за столом Вс-вышнего, о котором сказано: И сказал мне ангел: Вот стол, стоящий пред Г-сподом!»