Что делать тому, кто пропустил молитву
1. Правила о восполнении пропущенной молитвы относятся только к тому, кого вынудили к этому обстоятельства или кто совершил такую ошибку в "Шмонэ-эсрэ", для исправления которой ее необходимо прочесть еще раз, но вспомнил об этом лишь тогда, когда время той молитвы уже прошло. Если же человек пропустил молитву сознательно, восполнить ее он уже не может. К нему относятся слова царя Шломо: "Искривленное не сможет выправиться, а то, чего нет, в счет не войдет" (Когелет, 1:15).
2. Извиняющими обстоятельствами, помешавшими молиться в надлежащее время, считаются следующие: 1) если, занимаясь каким-либо делом, предполагали закончить его до истечения времени молитвы, но не успели и потому не помолились вовремя; 2) если были заняты предотвращением финансового убытка (хотя, в принципе, Галаха запрещает пропускать время молитвы по этой причине); 3) если были в нетрезвом состоянии (несмотря на то, что Галаха запрещает пить алкогольные напитки при наступлении времени очередной молитвы).
3. Чтобы восполнить пропущенную молитву, надо прочитать "Шмонэ-эсрэ" в следующей молитве дважды: повторив ее после некоторого перерыва - на этот раз уже в качестве восполнения пропущенной молитвы. А именно: пропустив "Шахарит", молятся "Минху" в положенное для нее время, после "Шмонэ-эсрэ" читают "Таханун", снова читают "Ашрей" и повторяют "Шмонэ-эсрэ" уже ради восполнения пропущенной "Шахарит". Пропустив "Минху", в положенное время молятся "Маарив", а прочитав после "Шма" "Шмонэ-эсрэ", делают паузу, достаточную для того, чтобы пройти два метра, и повторяют "Шмонэ-эсрэ" в качестве восполнения пропущенной "Минхи". Если же не молились "Маарив", то после "Тахануна" читают "Ашрей" и молятся "Шмонэ-эсрэ" в качестве восполнения пропущенного "Маарива", а уж затем читают "Ламенацеях", "Ува лецион" и заканчивают "Шахарит" по порядку.
4. Пропущенную молитву можно восполнить только в молитве, следующей за ней. Например, если пропущенными оказались и "Шахарит", и "Минха", то в "Маариве" можно восполнить только "Минху". Кроме того, перерыв между очередной "Шмонэ-эсрэ" и той, которую читают в качестве восполнения пропущенной, не должен быть слишком большим. Например, если после "Шмонэ-эсрэ", которую читают в качестве исполнения обязанности в настоящий момент, отвлеклись на большее время, чем заняла бы данная молитва, "Шмонэ-эсрэ", прочитанная затем, уже не считается восполнением пропущенной молитвы. Мудрецы разрешили восполнять пропущенную молитву только в пределах времени, которое занимает молитва, следующая за ней по порядку, т. е. суток.
5. "Шмонэ-эсрэ", прочитанная в качестве восполнения пропущенной, должна быть идентична "Шмонэ-эсрэ", прочитанной в качестве обязанности. Так, если пропустили "Минху" в пятницу, то в "Маариве" обе молитвы "Шмонэ-эсрэ" должны быть субботними - хотя вторая из них восполняет будничную "Шмонэ-эсрэ", молитва должна быть субботней, поскольку уже наступила суббота. Если же по ошибке прочитали будничную "Шмонэ-эсрэ", придется еще раз прочитать субботнюю. Точно так же, если накануне новомесячья пропустили "Минху", то в обеих "Шмонэ-эсрэ" в "Маариве" делают положенное добавление "Яале веяво". А если "Минху" пропустили в субботу, то после окончания субботы в "Маариве" обе молитвы "Шмонэ-эсрэ" должны быть будничными.
Однако в последнем случае есть одно исключение: в "Маариве" на исходе субботы добавление "Ты даровал нам" делают только в первой "Шмонэ-эсрэ", которую читают в качестве исполнения обязанности. Поскольку это добавление выполняет функцию "Гавдалы" - разделения между субботой и буднями, коль скоро это сделано, во второй "Шмонэ-эсрэ" повторять вставку "Ты даровал нам" уже не нужно. А если не помолились "Маарив" на исходе субботы, то на следующее утро, когда "Шмонэ-эсрэ" повторяют в качестве восполнения пропущенной, вставку "Ты даровал нам" добавляют именно в повторении "Шмонэ-эсрэ".
6. Несмотря на то, что молиться "Мусаф" разрешено до самого вечера, восполнить эту молитву в "Маариве" невозможно. Дело в том, что "Мусаф" соответствует дополнительным жертвоприношениям, которые совершали в Храме в определенные дни, но совершать жертвоприношения позволено только до захода солнца, и поэтому вечером "Мусаф" читать запрещено.
7. Если тот, кто должен дважды прочитать "Шмонэ-эсрэ", - хазан, он читает, как обычно, "Шмонэ-эсрэ" один раз шепотом и один раз вслух, и это засчитывается ему как восполнение пропущенной молитвы.
8. По букве Галахи, тот, кто сомневается, прочитал ли вообще положенную молитву, не обязан ее повторять. Однако желательно, чтобы он все же это сделал, произнеся перед этим следующие слова: "Я действительно не молился - сейчас я исполняю свой долг, если же молился - пусть эта молитва считается добровольным даром Всевышнему".