15. "Миньян"

"Миньян"

1. Некоторые составные части молитвы обладают особой святостью. Это "Кадиш", призыв хазана "Барху" и ответ на него всей общины, "Кдуша" и чтение Торы. Для произнесения этих частей молитвы требуется присутствие десяти взрослых евреев - т. е. "миньян".

2. Взрослым евреем ("бар мицва") Галаха считает того, кому исполнилось 13 лет. Например, родившийся в первый день месяца (рош-ходеш) нисан считается совершеннолетним после захода солнца в канун рош-ходеш месяца нисан, когда ему исполняется полных 13 лет. Тот, кто родился в месяце адар в обычный год, но ему исполняется 13 лет в високосный год, состоящий из 13 месяцев, празднует свое совершеннолетие во второй месяц адар. Если человек родился в високосном году, а год его совершеннолетия - обычный, то не имеет значения, в какой из месяцев адар он родился: и тот, кто по-явился на свет в первом адаре, и тот, кто родился во втором, становятся "бар мицва" в обычном месяце адаре. Таким образом, получается, что иногда младший из двух мальчиков становится "бар мицва" раньше старшего: если первый родился во втором адаре, а второй – в первом, год же их совершеннолетия - обычный.

3. Галаха запрещает пересчитывать евреев, однако косвенный пересчет разрешен. Чтобы выяснить, собрался ли уже "миньян", обычно произносят стих из Танаха, насчитывающий десять слов (например, Тегилим, 28:9), каждое из которых соотносят с одним из присутствующих.

4. Все 10 взрослых евреев (включая хазана) должны находиться в одном помещении. Если же одни из них находятся в одном помещении, а другие - в другом, то даже при открытой двери они не составляют "миньяна". Даже тот, кто стоит на пороге, но в таком месте, что, если закроют дверь, он может оказаться снаружи, не дополняет "миньян".

Однако тот, кто слышит, как молится полный "миньян", отвечает на "Кадиш", "Барху" и "Кдушу", даже если он находится вне молитвенного помещения, и даже если несколько зданий отделяют его от молящихся. Впрочем, это разрешается делать только тогда, когда он отчетливо слышит все слова молитвы, а также если между ним и молящимися нет нечистот или нееврейского капища.

5. Хазан не имеет права читать "Кадиш", если его не слушают остальные девять молящихся, которые вместе с ним составляют "миньян". Правда, если меньшая часть "миньяна" (до пяти человек включительно) читают в это время "Шмонэ-эсрэ" и не могут ответить "амен", однако слушают хазана, они включаются в состав "миньяна". Но если один из десяти заснул, его надо разбудить, так как спящий не причисляется к "миньяну".

6. Когда хазан начинает повторять вслух молитву "Шмонэ-эсрэ", надо, чтобы все остальные девять молящихся уже закончили молиться шепотом и могли отвечать "амен" на каждое благословение.

7. Запрещено выходить из помещения, в котором молится "миньян", если из-за этого там останется меньше десяти молящихся. В книге пророка Йешаягу сказано: "А оставляющие Г-спода исчезнут" (Йешаягу, 1:28). Наши мудрецы поясняют, что эти слова относятся к тому, кто своим уходом разрушает "миньян". Однако человек, который уже слышал все "Кадиши", "Барху" и "Кдушу", может уйти, если в синагоге останется "миньян".

8. Если к моменту, когда хазан доходит до благословения "Иштабах", "миньяна" нет, "Иштабах" не читают до тех пор, пока "миньян" не соберется. Дело в том, что если "Иштабах" прочитают, когда "миньяна" нет, то позже, когда "миньян" соберется, хазан все равно уже не сможет прочитать "Хаци-кадиш", так как есть правило: "Кадиш" произносят только после молитвы, которую читал весь "миньян". Поэтому в данном случае хазан обязан остановиться и ждать, но не более получаса. (Остальные молящиеся ждать не обязаны и могут прочесть "Иштабах", не дожидаясь "миньяна".) Затем хазан может прочитать "Иштабах" и снова остановиться; когда же соберется "миньян", то хазан обязан повторить три стиха из "Псукей дезимра" и только после этого имеет право произнести "Хаци-кадиш".

9. Следует прилагать все усилия к тому, чтобы молиться в "миньяне" и читать каждую из составных частей молитвы одновременно с хазаном. Если же обстоятельства не позволяют этого, то крайне желательно, по крайней мере, читать "Шма" и "Шмонэ-эсрэ" одновременно со всеми молящимися.

Если "миньян" молится слишком быстро, то следует начать "Шахарит" вместе с хазаном, а затем молиться в удобном темпе, отвечая "амен" каждый раз, когда надлежит это делать. (Естественно, для этого надо хорошо знать, в каких местах молитву разрешено прерывать, - см. 16:1,17:12, 18:2,4.)

Запись опубликована в рубрике: .