4496. Удивителен сам дух Вашего письма

Игрот кодеш

Т. 13

2 тамуза 5717

Бруклин

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 29 сивана с заключенным в нем ПаН[1], который будет зачитан в благоприятное время на святом ционе[2] моего тестя и учителя, Ребе.

Удивителен сам дух Вашего письма, совершенно не соответствующий постоянной заповеди, заповеданной каждому из сынов Израиля, и можно даже сказать – каждому творению – "служите Вс-вышнему в радости". И в особенности, когда эти слова исходят от воспитателя, который в течение десятков лет наблюдал, как дети становятся взрослыми, "козлята становятся  вожаками стада", и даже те, кто не имели никакого сознания, становятся сознательными людьми. И это происходит даже без всякого усилия с их стороны, ибо это закон нашей святой Торы, что "ребенок не сознателен", и как только он достигает возраста 13 лет и одного дня, и девушка – 12 лет и один день – они приобретают сознание.

Возможно, что у Вас есть готовый ответ, что не используют это сознание в достаточной мере, и некоторые из них не используют его совершенно, или используют не для добрых дел. - Но также на это есть у нас обещание Творца человека, что "не отторгнется от него отверженный". И сам тот факт, что даже без всякого усилия со стороны человека, как только он достигает возраста 13 или 12 лет, дается ему Свыше сознание, и сознание настолько твердое, что он способен различить между добром и злом - убедительно доказывает, что в сущности – добро властвует в творении. Человек, видящий лишь часть общей картины творения, и будучи субъективен, не всегда оценивает положение как оно есть, и склонен к эмоциональной оценке. Однако, если он достаточно задумается, то он поймет, что Свыше не приходит зла. И если это говорится даже про обычного человека – тем более, это относится к такому, кто находится в синагоге Хабада, и удостоился услышать урок Торы из уст моего тестя и учителя, Ребе - ему еще легче понять вышесказанное, и понять его еще глубже.

Почти наверняка даже после прочтения этих строк возникнет вопрос: ведь во всем сказанном выше нет никакого решения ни одной проблемы, о которой Вы пишете в своем письме.

И отношение вышесказанного к Вашему письму, что подход к решению любой проблемы – зависит от общего мировоззрения человека, которому предстоит найти решение. Если он уверен, что в конечном счете решение будет найдено – он будет искать с большей энергичностью, ибо он точно знает, что "сокровище" существует, и все зависит лишь от его энергичности и настойчивости. И совсем не так, когда он изначально сомневается, существует ли решение. И смысл этого примера понятен.

Что касается конкретных моментов в Вашем письме, о которых Вы пишете: мне кажется очевидным, что самая мысль о том, чтобы уйти из синагоги… - даже в Ваших собственных глазах это совершенно исключено, и Вы пишете об этом лишь для того, чтобы заострить и прояснить положение, посредством негативного отношения к некоторым его моментам.

По старому обычаю сынов Израиля находить во всякой вещи отношение или, по крайней мере, намек, в недельной главе.

- На сороковой год, перед тем, как уже войти в населенную землю, Моше рабейну, пастырь Израиля, предупреждает свое поколение, чтобы они знали, что "мимидбар матана".

Именно когда они находились в пустыне народов, среди змей и скорпионов и т.д. - там они получили всю Тору, и получили ее в подарок. Не одни лишь мудрецы и просвещенные, силой своей мудрости и своего разума, не одни лишь люди эмоционально одаренные, в чистоте своих эмоций, и даже не одни лишь те, кто творят добро – силой своих добрых дел – получили Тору в дар. Но - от самого великого (и даже ему Тора была дана, по воле Вс-вышнего, в качестве дара, ибо если бы не это – не в силах человека сотворенного получить нечто, принадлежащее Творцу, и с другой стороны) даже самый малый из малых – также ему была дана вся Тора в дар, ибо Вс-вышний пребывает "с угнетенным и униженным духом…".

И из этого есть урок для каждого и каждого в нашем поколении, находящимся между этими двумя крайностями – великого из великих и малого из малых. И ясно также, что мы не находимся сейчас в столь страшной пустыне народов, как в то время.

 – И  все они получают Тору в качестве дара, основанного на взаимной ответственности, "сыны наши ответственны за нас". И Вс-вышний не требует от человека невозможного, но лишь чтобы каждый пожелал приложить все свои усилия, соразмерно его способностям, в области кошерного воспитания сыновей и дочерей, и если он только захочет – ему будет дана возможность реализовать это свое желание практически.

Я написал в этот раз подробнее обычного, ибо я боюсь, что Ваше настроение отражается и сказывается на каждом и каждой из Ваших учеников. И если эти мои строки помогут улучшить Ваше настроение духа – то кроме того, что это само по себе великое дело – это приведет также к улучшению у каждого и каждой из Ваших учеников и воспитанников. И да будет воля Вс-вышнего, чтобы заповедь "служите Вс-вышнему в радости" и "во всех своих путях познай Его", и как объяснил Рамбам в законах качеств характера гл. 3 и 4, проникла в ежедневную жизнь Вашу и Вашей супруги, и чтобы Вы смогли сообщить добрые вести во всех вопросах, о которых Вы пишете в своем письме.

С благословением



[1] Пидьон нефеш, букв. "искупление души". Записка к праведнику, с просьбой молиться за своего хасида

[2] Место упокоения праведника

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , .