Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Об этом ребенке я молилась"

ОБ ЭТОМ РЕБЕНКЕ Я МОЛИЛАСЬ

Раби Менахем-Мендл Шнеерсон (род. в 1902 г.) — седьмой Любавичский реве, глава хасидского движения Хабад, один из величайших знатоков Торы и духовный лидер еврейского народа в нашем поколении. Учился у своего отца, одного из крупнейших раввинов и кабалистов, и уже в раннем возрасте приобрел обширные познания в Галахе, Кабале и хасидизме.

После революции в России принимал участие в борьбе предыдущего Любавичского ребе, р. Йосефа-Ицхака Шнеерсона, в защиту Торы в Советском Союзе. В 1927 году вместе с р. Йосефом-Ицхаком покинул советскую Россию, а в 1929 году женился на его дочери.

В 30-е годы изучал точные науки в университетах Берлина и Парижа. С 1940 года живет в США, где возглавляет Любавичский центр еврейского воспитания. С 1950 года возглавляет движение Хабад.

Раби Менахем-Мендл Шнеерсон считает задачей первостепенной важности подготовку еврейского народа к приходу Машиаха. Его многогранная деятельность положила начало одному из важнейших явлений нашего времени — возвращению многих тысяч ассимилированных евреев к Торе.

Статья «Об этом ребенке я молилась» представляет собой запись выступления раби М.-М. Шнеерсона перед хасидами в Нью-Йорке 6 тишрей 5734 г. (2.10.1973), в девятую годовщину со дня смерти его матери Ханы Шнеерсон.

Тору называют Законом Истины, и в ней — сама сущность Истины. Это значит, что в Торе все — каждая часть ее, каждый элемент — правда. Ибо если бы даже в мельчайшей детали был элемент неправды, Тора не заслужила бы этого названия: Закон Истины.

Тора истинна, ибо получена нами от Всевышнего, Который сказал: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Б-га» (Йешаягу, 44:6). Эти слова, как сказано в Иерусалимском Талмуде (Сангедрин, 1,1), намекают на слово эмет — «правда», составленное из первой (алеф), средней (мем) и последней (тав) букв еврейского алфавита.

Мы знаем, что свиток Торы должен быть точным[1] не только в главных чертах, но и в мельчайших деталях — в буквах, «коронах»[2] и т.д. Рамбам учит, что человек, искренне верящий Торе, принимает ее полностью, безоговорочно, как Закон, установленный Всевышним.

Рош-Гашана[3] в буквальном переводе с иврита — «голова года». Но это не просто начало нового года. Так же, как голова управляет всеми функциями человеческого тела, так и решения, принимаемые евреем в Рош-Гашана, и его поведение в эти дни определяют его действия в течение всего наступившего года и влияют на их результаты.

Так как Всевышний избрал Рош-Гашана «возглавить» год, логично предположить, что каждая деталь законов, связанных с этим праздником, служит нам важным уроком на весь годовой цикл. В особой степени это относится к таким деталям коллективного Б-гослужения, которые предваряются и заключаются благословением, — как, например, чтение Торы и «гафтары»[4].

Мудрецы учат, что в Рош-Гашана Всевышний вспомнил о бесплодии Сары и Ханы и решил одарить их потомством. Именно поэтому «гафтара» в первый день Рош-Гашана содержит упоминание о Хане (Шмуэль I, 1-2:10). Этот отрывок из книги пророка — составная часть Торы, поэтому каждая его деталь содержит урок, который должен оказывать на нас влияние в течение всего года.

Из истории Ханы мы извлекаем поучение о том, что такое еврейская семья. Тора рассказывает, что Элькана, муж Ханы, со всей семьей ежегодно совершал паломничество в Шило. В «Ялкут Шимони»[5] говорится, что он брал с собой братьев и сестер и избирал каждый год новую дорогу, останавливаясь по пути и в сельской местности, и в больших многолюдных городах. Его шумный и пестрый караван привлекал к себе всеобщее внимание.

Когда Элькану спрашивали, куда они направляются, он отвечал: в Шило, чтобы быть свидетелями Б-жественного откровения у ковчега Завета. Это возбуждало в людях повышенный интерес и приводило к тому, что многие присоединялись к каравану. Всевышний обещал Элькане вознаградить его за то, что тот привел в Шило многих евреев. В Торе говорится: «Все мужчины должны предстать перед Всевышним, Б-гом вашим» (Шмот, 23:17). Талмуд (Хагига, 2а) поясняет, что тот, кто приходит, чтобы увидеть, приходит и для того, чтобы быть увиденным. Из того почтения, с которым люди относились к Элькане и Хане во время паломничества, можно сделать вывод, что благочестивые супруги, приведшие столь многих евреев в Шило, испытывали огромный духовный подъем, приближаясь к жертвеннику.

«Гафтара» продолжается рассказом о рождении у Ханы сына. Когда пришло время в очередной раз двинуться в путь, Элькана думал, что Хана, как всегда, пойдет с ним. Та, однако, сказала мужу, что не намерена идти в Шило, пока кормит ребенка. Но в будущем оба они — и она, и сын, — присоединятся к нему.

Хана была пророчицей, поэтому Б-жественное присутствие в Шило она ощущала глубже, чем другие евреи. Более того, мидраш рассказывает, что Элькана был очень богат и мог нанять на время паломничества слуг и нянь для ребенка. Это позволило бы Хане отправиться в путь вместе с сыном. Все же, несмотря на обилие слуг и комфорт, во время путешествия человеку сложнее исполнять свои обязанности, чем дома.

Была у Ханы и другая возможность последовать за мужем в Шило. Она могла оставить ребенка дома на время своего отсутствия, доверив уход за ним надежным людям. Посетив Шило, она могла бы многого достичь в своем духовном развитии, подняться на более высокую ступень в пророчестве, а это принесло бы пользу не только ей самой, но и ее ребенку.

Элькана понял причину отказа своей жены и не возразил ей, когда та сказала, что не сможет принимать участие в паломничестве в течение двух лет — срока, который обычно нужен, чтобы полностью выкормить ребенка. Хана сочла, что ей следует остаться дома, чтобы целиком посвятить себя воспитанию Шмуэля — ибо во время путешествия отдавать все свои силы этой цели ей не представлялось возможным.

Только по истечении двух лет Хана привела Шмуэля в Шило. «И он был там все свои дни», — говорит Тора. И Хана сказала, обращаясь к первосвященнику в Храме: «Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г просьбу мою… вверяю его Б-гу». Результат, достигнутый Ханой, был получен благодаря ее самопожертвованию и силе духа: благополучие Шмуэля она ставила превыше всего.

Есть много деталей в жизни этой женщины, которые не упомянуты в Торе, фактически лишь несколько стихов рассказывают о Хане и Элькане. В Торе описаны моменты, которые должны послужить уроком для всех будущих поколений, — в частности, в этих двух стихах, которые рассказывают о том, как Хана не пошла в Шило.

Поступок Ханы — пример еврейским женщинам всех поколений. Она не походила на тех современных женщин, которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами и считают необходимым вести войну, чтобы доказать, что если те могут выполнять какие-то обязанности, то и они, женщины, способны на это.

 Так, если род занятий мужчины требует от него уходить из дому рано утром и возвращаться поздно ночью, то женщина пытается доказать, что и она в состоянии делать то же самое. «Гафтара» учит нас, что в этом нет никакой необходимости, что это унизительно и фальшиво, если принять во внимание тот особый дар, которым Всевышний наградил женщину. Он одарил ее богатством, которое дороже возможности совершить паломничество в Шило и привести туда других евреев, чтобы предстать вместе с ними пред Создателем. Ибо даже в этом случае не может женщина достичь того, чего она достигнет, оставаясь с детьми и посвящая себя их воспитанию, — потому что тем самым она гарантирует, что дом ее построен на фундаменте Торы и заповедей.

Когда в Торе говорится о количественном составе еврейского народа, часто применяется слово лемишпехотам («по их семьям»). При этом ничего не сказано о том, сколько человек было в каждой семье, — точные цифры говорят лишь о численности каждого из колен всей общины Израиля в целом.

Несмотря на то, что в Торе неоднократно говорится о делении евреев на двенадцать колен, продолжение существования народа зависит от семьи, построенной по законам, данным Всевышним, в которых мужчине определена своя задача, а женщине — своя. При этом ее роль в доме даже более важна, чем роль мужчины, особенно в том, что касается детей.

В последние десятилетия многие женщины из материальных соображений стали работать наравне с мужчинами, и мы, к несчастью, являемся свидетелями того, как мир все более поддается заблуждению, будто совершенство женщины тем выше, чем успешней она подражает мужчине.

Это привело к тому, что мир раскололся на две части, родители и дети перестали понимать друг друга.

Как изменить этот гибельный курс, чтобы мужчина вновь стал исполнять свою настоящую роль, а женщина — свою? Ее удел — быть основой дома, акерет абайит, в этом нет ничего унизительного. Наоборот, женщине доверено воспитание сыновей и дочерей со дня их рождения и даже с момента их зачатия, ибо сказано: «Они едят то, что мать их ест»[6].

И все же до сих пор есть женщины, которые чувствуют, что высшее совершенство может быть ими достигнуто, если они забудут все это, но зато продемонстрируют, что в состоянии добиться профессиональных успехов или же просто зарабатывать много денег. В действительности это — деградация, ибо эти женщины, пренебрегая данным им потенциалом, могут поставить под угрозу, не дай Б-r, само будущее еврейского народа.

То, что происходит сегодня — очень печально. Ситуация нуждается в коренном изменении. И все же среди нас есть евреи, единственная забота которых — убедить как можно больше еврейских женщин отказаться от заповеданной им роли и попытаться найти им «компенсацию», привлекая их к чисто мужским занятиям.

К примеру, в реформистских синагогах женщины бывают и администраторами, и служками, и даже молятся вместе с мужчинами в миньяне, что категорически запрещено Законом.

Реформисты полагают, что этим они возвышают женщин и заслуживают их признательность. «Вознесенные» таким образом женщины уверены, что теперь они использовали свой потенциал, несмотря на нарушение предписаний нашей религии. А ведь эти законы и обычаи заложены в фундамент еврейской семьи, на которой, в свою очередь, зиждется весь наш народ.

Еврейская женщина должна быть занята своим главным делом: воспитанием детей. Она не смеет унижать себя, имитируя поверхностные свойства других и оправдываясь тем, что живет в среде, где так принято. Она не может отказаться от освященных вековыми традициями обязанностей перед детьми ради того, что-бы можно было сказать, что ее в субботу вызывали к Торе или включили в миньян вместе с мужчинами.

Это неуместные для женщины почести, не имеющие никакой духовной ценности, и если бы они даже соответствовали Закону, — что это за замена? На это меняют женщины свою высшую миссию, которую Б-г заповедал им, — поддерживать жизнь еврейского народа, воспитывать детей и внуков так, чтобы те оказались достойными пребывания в Шило, чтобы они стали напоминанием о пророчестве Ханы и его осуществлением, чтобы каждая мать могла сказать о своем сыне или дочери: «Об этом ребенке я молилась».

Из того, о чем рассказывает «гафтара» на Рош-Гашана, мы должны извлечь для себя урок. Каждая еврейская мать и ее дочь, которая тоже станет матерью, когда вырастет и Всевышний благословит ее домом и детьми, должны понять, что все другие дела — даже паломничество в Шило — должны отойти на второй план. Ее главное дело — быть акерет абайит, фундаментом дома. В этом ее величие, ее задача и ее миссия, потому что никто другой за нее этого сделать не сможет.

Выполнив эту миссию, женщина приведет детей в Шило, и, когда выйдет первосвященник, скажет ему: «Об этом ребенке я молилась». И уподобится ее сын Шмуэлю, о котором говорит мидраш, что он подобен Моше и Агарону. Шмуэлю, помазавшему на царство Давида, из рода которого выйдет Машиах.

И все это — в руках каждой дочери еврейского народа, которая призвана выполнить доверенную ей задачу наилучшим образом и с радостью в сердце…

 



[1] Т.е., точно копировать первый свиток Торы, записанной рукой Моше-рабейну под диктовку Всевышнего.

[2] «Короны» — значки, которые ставятся над некоторыми буквами в свитке Торы. 

[3] Еврейский Новый год (первый и второй день месяца тишрей).

[4] Отрывки из книг пророков, которые читают по праздникам и субботам после чтения Торы.

[5] Сборник древних мидрашей, составленный в XIII в. р.Шимоном Ашкенази из Франкфурта.

[6] Если будущая мать ест некашерную пищу, то еще не рожденный ребенок оказывается связанным с нечистотой, которая содержится в этой недозволенной еврею еде, и многое в его будущей жизни может измениться, не дай Б-г, к худшему из-за такого поведения матери.