Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кейц сом лехойшех 5724

Бисъято дишмайо

Кейц сом лехойшех[1], и приводится в Мидраш[2], «время установил миру, сколько лет будет находиться во тьме». И объясняет Цемах Цедек, что это подобно тому, что сказано в Зогар[3], на посук «лакол зман вээйс лэхол хефец[4]», что есть установленное время для тьмы изгнания. И нужно понять, ведь поскольку все вещи в мире, есть у них установленное время, лакол зман – всему — время, в чем хидуш[5] в кейц сом лехойшех. И в особенности непонятно, что из языка Писания, конец положил тьме, ясно, что тьма сама по себе не имеет конца, но что положил ей конец. И следует сказать объяснение в этом, что то, что вещи не-желательные не происходят в 14 времен[6], установленных для добра, это только, что они не присутствуют в реализации. Ибо посредством добрых вещей, которые есть тогда, вещи не-желательные устраняются. Что так это в соотношении света и тьмы, что свет отталкивает тьму [и даже немного света отталкивает много тьмы]. А «кейц сом лехойшех» означает, что после того, что будет конец ей, невозможен будет в принципе аспект тьмы. Что то, что будущее избавление будет вечным избавлением, что нет после него изгнания, это [означает] что тогда будет невозможна тьма изгнания.

Бейс

И вот, различие в способе устранения тьмы – или она только отталкивается от присутствия света, или невозможно вообще ее существование, – зависит от уровня света. Что для того, чтобы оттолкнуть тьму (но даже после того, как она оттолкнута, возможно ее существование) – это даже через ограниченный свет, и вплоть до того, что даже немного света отталкивает много тьмы. А для того, чтобы тьма уничтожилась полностью, это с помощью бесконечного света. И как приводится в Мидраше, что то, что геула во время Исхода из Египта (и также геула из голус Бовел[7] и остальных изгнаний, вплоть до будущего избавления) было избавлением, после которого есть изгнание, а будущее избавление будет вечным избавлением, после которого нет изгнания, это потому, что избавление Исхода из Египта подобно свету свечи, которую возможно погасить, а будущее избавление подобно свету дня, который невозможно погасить. То есть, что раскрытие будущего избавления будет раскрытие бесконечного света, в котором невозможно прерывание, и поэтому будет вечное избавление, после которого нет изгнания.

Гимел

И вот, известно, что всякое раскрытие происходит посредством Торы (Тора – ор=свет). И отсюда понятно, что поскольку устранение тьмы изгнания происходит посредством раскрытия света, поэтому. Для того, чтобы приблизить и ускорить еще более будущее избавление, это посредством изучения Торы в вопросах света. И следует отметить, что в друше[8] Адмур Рашаба, который был сказан в субботу Девятого Ава Нидхэ, говорится по поводу света. И следует сказать, что связь этого вопроса с 9 авом, ибо 9 ава, который выпал на субботу и нидхэ – оттолкнулся[9], имеет особую способность сделать так, чтобы был оттолкнут совершенно, и отталкивание и уничтожение изгнания происходит посредством раскрытия света.

И объясняется в маамаре, что свет – это аспект аин[10] – битул – подчинение. [Это одно из различий между светом и сосудом (ор и кли), что свет – ор – это аспект аин – ничто, а сосуд – кли – это аспект йеш – существование]. И в (само)устранении – битул – света есть три ступени.

Битул света со стороны его самого[11] – поскольку свет подобен своему источнику; и битул в нем, через то, что ощущается в нем его источник; и его битул со стороны его природы роцой – стремления подняться и соединиться со своим источником. И нужно понять, ведь также битул в свете со стороны его самого, это (на первый взгляд) то, что свет – это не самостоятельная сущность, и вся его идея – это раскрытие его источника, и в чем различие между светом, как он сам по себе (что его идея – раскрытие источника) и того, что ощущается в нем источник. Также следует понять то, что сказано в маймаре, что битул света через то, что ощущается в нем его источник, это битул в аспекте «кело хошив» — «как ничто считается», ведь то, что свет – это не мциюс[12] для себя самого[13], и вся его идея – это раскрытие источника, это на первый взгляд, больший битул, чем битул «кело хошив[14]» [ибо битул «кело хошив» это только относительно его важности, что он несравним и не важен относительно своего источника], а в маймаре говорит, что битул, который добавляется в свете через то, что ощущается в нем источник, относительно того битул, который есть в нем самом по себе, это битул «кело хошив».

И следует сказать объяснение в этом в соответствии с тем, что известно, что, хотя свет подобен светильнику, тем не менее, поскольку светильник[15] отделен от света (ибо светильник – это не источник для света, но только, что свет происходит [16] от него) поэтому то, что свет проявляет светильник, это только существование[17] (мциюс) светильника, но не его суть. Но, тем не менее, со стороны прилепленности света к светильнику, ощущается в нем также сущность светильника (которая отделена от света и не раскрывается в нем). И через это он самоустраняется от {[18]смысла} собственного существования[19]. Ибо существование света – это раскрытие (светильника) и через то, что ощущается в нем, что светильник (сущность светильника) выше, чем раскрытие, и что раскрытие несравнимо (как ничто) относительно светильника, он самоустраняется от своей сущности[20].

Но, тем не менее, также самоустранение света через то, что ощущается в нем источник, это не есть полное самоустранение. Ибо, поскольку свет и светильник – это две различные сущности, и свет находится вне своего источника, следовательно, то, что свет ощущает свой источник, это ощущение вещи, которая вне его, и это {ощущение} не затрагивает саму суть его существования. И поэтому, самоустранение, происходящее посредством такого ощущения, касается только его распространения (гиспаштус), но не самой его сущности. И основной битул света (полный битул), это битул со стороны его желания соединиться со своим источником. Ибо, поскольку это желание касается самой сути его существования [как объясняет Баал Шем Тов посук «Срофим оймдим мимаал лой[21]», что через их желание соединиться с Светом Бесконечности, они как будто находятся (стоят) там. И подобно желанию в человеке, что в том месте, где находится желание человека, там он находится целиком], и поэтому, через то, что он хочет раствориться в своем источнике он (как будто) полностью находится в своем источнике. И поэтому, его битул со стороны его желания соединиться (раствориться) в своем источнике, это полный битул (подобный битулю света, заключенному внутри источника).

Далет

И продолжает в маамаре, что эти три уровня в битул света, они в трех уровнях света. Битул в свете со стороны его самого — это в свете, который одевается в сосуды. Битул в свете, из-за того, что ощущается в нем его источник — это в свете, который выше того, чтобы одеваться в сосуды, но бегедер гислабшус[22]. И битул в свете со стороны его природы роцой[23] и подъема, чтобы соединиться со своим источником — это в свете, который выше, чем идея гислабшус[24]. И эти три уровня в свете, как это в сфиройс — это бино[25], хохмо[26] и кесер[27]. Свет, одевающийся в сосуды — это {свет} в бино, ибо в бино происходит соединение света с сосудом. Что это то, что в бино Гавайе в огласовке Элойким, ибо в бино — соединение света (Гавайе) с сосудами (Элойким). Свет, который выше одевания в сосуды, но еще в идее одевания, это в хохмо. И свет, который выше, чем идея одевания — это в кесер. И это то, что битул со стороны даат эльйон[28], что все перед Ним как ничто, это именно в хохмо, которая выше, чем бино, ибо битул кело хошив, это со стороны того, что ощущается в нем его источник, и поэтому этот битул — он именно в хохмо, — свет, который выше, чем одевание (но в идее одевания). И битул в кесер (выше идеи гислабшус) это еще более высокий битул, чем в хохмо, ибо битул в хохмо — это битул «гу левадой гу веэйн зулосой[29]», битул дэаин, а в кесер — это битул дээфес.

И следует сказать, что то, что битул света со стороны его самого, это в свете, который одевается в сосуды, а битул в свете со стороны ощущения его источника, и со стороны стремления соединиться со своим источником, это в свете который выше, чем гислабшус, это потому, что идея света — это раскрытие, и, поскольку основное раскрытие света происходит посредством того, что он одевается в сосуды, поэтому свет (как он сам по себе) опускается и притягивается, чтобы одеваться в сосуды. Что хотя сосуды — это противоположность света, ибо свет — это аин[30], а кейлим[31] — это йеш[32] (как приводилось выше в п. 3 из маамара), тем не менее, поскольку битул (аин) света, как он сам по себе, это то, что его идея — это раскрытие источника света, поэтому, со стороны самого этого, он опускается и притягивается, чтобы одеваться в сосуды, для того, чтобы его раскрытие было полностью. Но когда ощущается в свете его источник, что он отделен от идеи раскрытия, посредством этого он устраняется от идеи раскрытия (как выше п. 3), и он не притягивается и не раскрывается в кейлим. Но, тем не менее, поскольку его битул посредством того, что ощущается в нем его источник, это только в его распространении[33], а не самой его сущности (как говорилось выше там), поэтому его битул — таким образом, что все еще остается в своем гедер (идее), идее раскрытия, и поэтому он в идее одевания в сосуды[34]. И посредством битул в свете со стороны стремления соединиться со своим источником, поскольку этот битул касается самой его сущности, поэтому посредством такого битул он (также) не в идее одевания в сосуды.

Гей

И вот, эти три уровня в битул света, есть (подобие) их также в служении человека. И, в соответствии с тем, что приводилось выше из маамара, что эти три уровня в битул света, они в бино, хохмо и кесер, следует сказать, что эти три битуля в служении человека – это битул вследствие постижения, основанного на вере, битул вследствие веры, и битул со стороны мсирус нефеш[35].

И это будет понятно, в соответствии с тем, что объясняется в другом месте, в вопросе макиф[36] и пними[37], что также тогда, когда макиф притягивается и одевается в пними, он остается в своей сущности, макиф. [и так же это в одевании света в сосуды, (что свет сам по себе — он макиф, и посредством одевания в сосуды становится свет пними), что также после того, как свет одевается в сосуды, он остается в своей {изначальной} сущности = свет] и подобно тому, как роцойн[38], что также после того, как притягивается и одевается в сехель[39], и вплоть до того, что отклоняет разум, чтобы он был в соответствии с его желанием, и появляется таам (объяснение) для роцойн[40], тем не менее, он остается в своей сущности — роцойн, который выше, чем объяснение. И так же это в одевании эмуно (вера) в сехель, что когда он задумывается в своей разуме о вещи, в которую он верит (эмуно пшуто[41], которая выше, чем разум) для того, чтобы также в своем разуме он понял эту вещь, что также после того, как он понимает эту вещь своим разумом, его вера {остается} верой, которая выше, чем разум. И различие между этими двумя примерами, это то, что в примере одевания роцойн в сехель, то, что разум понимает в соответствии с роцойн, это не со стороны сехель, но со стороны роцойн, который отклоняет разум и изменяет его[42]. И поскольку одевание роцойн в сехель происходит таким образом, что разум устраняется (изменяется) из-за роцойн, поэтому, то, что этот гислабшус не приводит к изменению в роцойн (что также после того, как он оделся в сехель, он остался в своей первоначальной сущности), это не хидуш[43] в такой степени. И в гислабшус эмуно в сехел, то, что сехель приходит к выводу, что то, во что он верит, это истина также со стороны разума, это со стороны самого разума[44] [ибо, когда он задумывается в своем сехель, для того, чтобы также его сехель был в соответствии с эмес, он старается, чтобы его гисбойненус[45] и его шакло ветарьйо[46] было в соответствии с законами логики (ал пи амитис гасехель[47])] и, тем не менее, гислабшус не приводит к изменению в эмуно, и также после того, как он понимает эту идею в своем разуме (со стороны разума), его вера остается верой, которая выше, чем разум. И еще различие между этими двумя примерами, что когда роцойн одевается в сехель, то само то, что роцойн одевается в сехель, и воздействует на него, чтобы он был в соответствии с роцойн, это потому, что роцойн властвует над разумом (а не потому, что это важно для роцойн). И поскольку то, что роцойн властвует над сехель, это (не сам роцойн, но) его отношение к остальным койхойос[48], поэтому опускание роцойн и его одевание в сехель, это истинное опускание (выход из роцойн в сехель), а в одевании эмуно в сехель, то, что он задумывается в своем разуме, чтобы понять эту идею, это ради эмуно, для того, чтобы его эмуна была также в пнимиюс. И поэтому опускание эмуно и ее одевание в сехель — это не есть истинное опускание.

И в соответствии с тем, что известно, что эмуно — это битул, а сехель — это мциюс, понятно, что идея одевания эмуно в сехель, это означает, что битул притягивается в мциюс. И поскольку его гисбойненус (постижение) — ради эмуно, [и также то, что сехель остается в своем мциюс и не устраняется перед эмуной (как он устраняется перед роцойн), это ради эмуно, для того, чтобы также сехель, как он находится в своем мциюс, будет так как эмуно], поэтому также после того, как битул эмуно притягивается в мциюс сехель, этот битул сохраняет свою силу. И различие между битул вследствие эмуно, которая одевается в сехель, и битул вследствие эмуно, которая выше, чем сехель, это, что битул со стороны эмуно, которая одевается в сехель, приходит в цийур гилуй (что битул раскрывается в сехель), мциюс. Что кроме того, что сехель, (что в нем раскрывается вера) это мциюс, также раскрытие веры (то, что эмуно приходит в раскрытии таким образом, что это ощущаетcя в сехель) это мциюс. А битул со стороны эмуно, которая выше чем разум, это выше чем мциюс раскрытия, [подобно различию между светом, который одевается в сосуды, и битул света, который выше, чем гислабшус, что также свет, который одевается в сосуды — это не мциюс для самого себя, и вся его задача — это раскрытие моойр. Но только, что битул света, который одевается, он в цийур раскрытия, мциюс. Что кроме того, что кейлим, в которых одевается свет, это мциюс, также раскрытие света (то, что он раскрывается в сосудах) — это мциюс. А битул света который выше чем гислабшус, это то, что нет в нем также мциюс раскрытия].

Вов

И вот, также битул со стороны эмуно, которая выше, чем разум, это еще не есть полный битул. Ибо битул со стороны эмуно это то, что он верит в Б-жественность, хотя со стороны его разума (и его мциюс) нет у него доказательств на это. И поскольку причина того, что он верит в Б-жественость, (хотя нет у него доказательств на это) это потому, что Б-жественность ощущается в его душе, [но только, что это ощущение — оно выше чем мциюс (постижение) его], поэтому, битул со стороны эмуно — это не есть битул бетахлис[49], поскольку то, что он верит — это потому что ощущается в нем Б-жественость. И подобно битул света вследствие того, что ощущается в нем его источник (сущность источника), что хотя то, что ощущается в нем его источник, это выше чем его мциюс [ибо сущность источника света не раскрывается в свете], тем не менее, ощущается это в свете, как это он в своем мциюс, мциюс, который вне источника света [что поэтому, то, что это ощущается в нем источник, не приводит к тому, что он хочет включиться в источнике]. И битул со стороны мсирус нефеш, что отдает свою душу за Б-жественность, (выходит из своего мциюс), это подобие битул в свете со стороны его желания включиться в свой источник. И как понятно также из продолжения объяснения в Тании, что сила мсирус нефеш в Израиле — это подобие стремления души отделиться и выйти из тела и соединиться с ее корнем и источником, хотя она будет аин и эфес и прекратиться ее мциюс {существование} полностью. И следует добавить, что в стремлении души раствориться[50] в Ойр Эйн Сойф есть две ступени. То, что она хочет быть включенной. И то, что она находится в аспекте кильйойн[51] бедерех мимейло[52]. И следует сказать, что поскольку стремление света со стороны его стремления включиться в его источнике — это полный битул, (подобно битул света, заключенного в своем источнике, как объяснялось выше п. 3) поэтому устраняется также роцойн {желание}.

Заин

И продолжает в маамаре, что, поскольку стремление света быть заключенным в своем источнике, это потому, что он прилеплен к своему источнику, поэтому, стремление света, [и также битул со стороны роцой] это во всех ступенях света, также в свете, который одеваются в сосуды, (ибо ведь то, что свет прилеплен к своему источнику, это во всех ступенях в нем), но только, что основное роцой [и также битул со стороны роцой] — это в сущности света, которая выше, чем идея одевания в сосуды. И следует сказать, что в природе стремления света быть заключенным в своем источнике, есть два аспекта. Стремление быть заключенным в своем источнике, и стремление не быть вне источника. И то, что основа роцой — она в сущности света, это, что в свете, который одевается в сосуды и в гедер гислабшус, это стремление не быть вне своего источника, а в сущности света, стремление быть заключенным в своем источнике.

И идея в том, что эти два стремления, есть в каждом из них есть достоинство, которого нет в другом. Стремление быть заключенным в своем источнике — это более высокое стремление. Ибо это стремление в свете, это потому, что ощущается в нем его источник, а раскрытие источника в основном — это в сущности света. А стремление не быть вне своего источника — это более глубоко в свете, и вплоть до того, что этот роцойн связан с самой его сущностью, — и поэтому он на всех уровнях в нем. И подобно различию между стремлением души быть заключенной в Ойр Эйн Сойф и силой месирус нефеш, что стремление быть заключенным в Ойр Эйн Сойф — оно в раскрытии только в йехидей сгуло, а идея мсирус нефеш, чтобы не быть, хас вешолом, оторванным от Элойкус, это в раскрытии в каждом и каждой.

Хес

И вот, в соответствии с тем, что известно, насколько большой дийук {точность} есть в мааморим рабойсейну несиейну, (также в отношении времени, когда они сказаны), логично сказать, что отношение этого маамара к тиша беов нидхе, это также со стороны общей идеи маамара, идея света, и также со стороны деталей в свете, которые объясняются в маамаре.

И идея в том, что для того, чтобы тьма устранилась полностью (не только, чтобы она была оттолкнута из-за света) это (именно) посредством раскрытия безграничного света (как объяснялось выше п. 2) И более подробно — посредством раскрытия света, который заключен в своем источнике. Ибо свет, который распространяется вне своего источника, его идея — освещать тьму. И как свет солнца, который распространяется в пространстве этого мира (вне солнца), ибо место пространства мира — это место тьмы, и идея света, который распространяется в пространстве мира — это осветить место тьмы. А свет, заключенный в источнике, он в таком месте (уровне), что невозможна там идея тьмы. И подобно этому это Свыше, что из различий между Светом Ойр Эйн Сойф, который перед цимцум (свет, заключенный в сущности), и свет, который после цимцум (что он подобен свету, который распространяется вне своего источника), это, что свет, который притягивается после цимцум, его идея — это освещать миры, и поэтому, раскрытие Б-жественности, которое есть в мире, посредством раскрытия света, который после цимцум, это бедерех гисхадшус. Существование {миров} бипшитус[53], а Элойкус — бегисхадшус[54]. [подобно свету солнца, который распространяется в пространстве мира, что место пространства мира — само по себе это место тьмы, и свет, который светит в нем — это добавление и новость]. И когда светит в мире раскрытие света Эйн Сойф, который перед цимцум, тогда Элойкус — бипшитус, и вплоть до того, что нет даже несинас мкойм[55] вообще, для такой вещи, которая не есть Б-жественность [подобно тому, как это было перед цимцум, когда Ойр Эйн Сойф наполнял пространство холол, что не было тогда места для существования миров].

И это, что устранение тьмы полностью, это посредством раскрытия света, который заключен в источнике, (свет, который перед цимцум), ибо свет, который после цимцум, поскольку его идея – для того, чтобы освещать миры, что отсюда ясно, что миры «занимают место[56]» относительно него, поэтому, раскрытие этого света происходит таким образом, что сокрытие и утаение мира способно сокрыть его. И т.е. что кроме собственного сокрытия мира, которое существует также тогда, когда есть раскрытие, кроме того, поскольку раскрытие Б-жественности в мире посредством этого света происходит бедерех гисхадшус (как объяснялось выше), поэтому принципиально возможно, чтобы сокрытие мира сокрыло также это раскрытие, (что не будет в мире раскрытия Б-жественности вообще, также раскрытия способом гисхадшус). И для того, чтобы было полное устранение тьмы, это посредством раскрытия сущности света, который выше, чем свет, который для того, чтобы освещать миры, ибо этот свет — мир не скрывает относительно него. И это то, что говорится в мидраше, что будущая геула подобна свету дня, который невозможно погасить, что следует сказать, что имеется в виду свет, который выше, чем отношение к мирам, что к нему неприменима[57] идея сокрытия.

Тес

И нужно понять, ведь на первый взгляд, поскольку со стороны света, который для того, чтобы освещать миры, невозможно, чтобы устранилась тьма, (и она только отталкивается из-за света), и то, что в будущем избавлении уничтожится {устранится} тьма изгнания, это потому, что тогда будет раскрытие нового света, который выше, чем отношение к мирам, ведь сам мир (как он со стороны его понятий и ограничений, включая также гилуим, которые имеют отношение к миру) останется в голус, хас вешолом[58]. И идея объяснения в этом, что объяснение на то, что творение мира было таким образом, что сначала был свет, который выше, чем отношение к мирам, и от него именно был притянут[59] свет, который для того, чтобы освещать миры, (хотя, на первый взгляд, должно было быть изначально притяжение света, который имеет отношение к мирам), это для того, чтобы свет, который имеет отношение к мирам, было в нем, (в сокрытии по крайней мере) {что-то} от света, который выше, чем отношение к мирам. И, в соответствии с этим, понятно, что, хотя, устранение тьмы изгнания будет посредством раскрытия сущности света, который выше, чем свет, который для того, чтобы светить в мирах, тем не менее, будет геула (также) в понятиях этого мира, ибо раскрытие сущности света, которое будет в будущем избавлении, будет светить в раскрытии также в свете, который для того, чтобы светить в мирах, и посредством этого — в мире.

И, в соответствии с этим, следует объяснить связь идей, объясняемых в маамаре, с уничтожением {устранением} тьмы изгнания, что то, что он подробно объясняет в маамаре идею соединения }гискалелус – включенности{ света внутри своего источника, следует сказать, что это потому, что устранение тьмы изгнания происходит посредством раскрытия света, заключенного в источнике (как объяснялось выше п. 8) И то, что объясняет, что природа стремления соединиться с источником есть также в свете, который в идее гислабшус, и также в свете, который одевается в сосуды, это для того, чтобы устранение тьмы изгнания (которое происходит со стороны раскрытия света, заключенного в источнике — ойр га-колул), было в понятиях мира, это посредством того, что идея заключенности (гискалелус) света в своем источнике, она есть также в свете, который одевается в сосуды.

Йуд

И это есть смысл «кейц сом лехойшех», что следует сказать, что смысл слова «кейц» в этом посуке это (также) край и граница у его начала. Т.е. что идея тьмы, есть у нее возможность существования только в свете, который для того, чтобы освещать миры, а не в сущности света. И сказано: «конец положил тьме» (что то, что есть конец у тьмы, это потому, что положил ей конец, но сама по себе она не имеет конца) ибо то, что тьма не имеет возможности существования в сущности света, который выше, чем отношение к мирам, это не относится к миру[60]. И поскольку со стороны мира эйн лой кейц беройшой[61] (ибо есть у нее возможность существования во всех уровнях, относящихся к мирам), поэтому также кейц в конце его, то, что в будущем устранится тьма, не будет, хас вешолом, в понятиях[62] мира. Поэтому «конец положил тьме», конец в начале ее, что свет, который не в понятиях {гедер} миров, что там нет возможности существования тьмы, будет иметь отношение к миру. И посредством этого также «конец в конце его», устранение тьмы, которое будет в будущем избавлении, будет в мире внутри него. Что хотя устранение тьмы, которое будет в будущем мире, это посредством того, что будет тогда раскрытие нового света, который выше, чем отношение к мирам, тем не менее, мир будет сосудом также для этого света, и посредством этого будет исполнено намерение жилище Ему, Благословен Он, в нижних, что нижний (со стороны его понятий) станет жилищем для Него, Благословен Он, — для Сущности Его.



[1] «Конец положил тьме» (Иов 28, 3)

[2] Берейшис рабо гл. 89, 1

[3] ч. 1 194, 1

[4] Когелет 3, 1 «всему время, и время всякой вещи»

[5] Новость

[6] которые перечисляются там в Когелете – время разрушать и время строить и т.д. (прим. Переводчика)

[7] Вавилонское изгнание

[8] хасидский комментарий

[9] т.е. был перенесен на следующий день

[10] «нет»

[11] т.е. его собственной идеи (Прим. переводчика)

[12] существование. Существование света не имеет самостоятельного смысла. Весь смысл его существования – это раскрытие источника. Подобно этому «ани ло ниврети эла лешамеш эт кони» — «я не создан, но только чтобы служить моему Господину», т.е. единственный смысл моего существования – это служение Вс-вышнему (Прим. переводчика)

[13] т.е. его существование не ради него самого

[14] как ничто

[15] В оригинале: «Маор» — «светило», «источник света». «Ор» — свет, «маор» — светильник (прим. переводчика)

[16] Подобно тому, как объясняется в другом месте «гу циво венивреу» — «Он (Вс-вышний) приказал – и они сотворились», т.е. вообще говоря, когда мы говорим, что Вс-вышний творит мир, это не совсем точно. Точнее, мир творится по слову Вс-вышнего. Прибегая к технической аналогии, можно сказать, что между ними нет «гальванической» связи. (Прим. переводчика)

[17] Внешние характеристики. «Мциюс» («существование») противоположно «магус» («сущность») (прим. переводчика)

[18] В фигурных скобках – дополнения переводчика

[19] Т.е. его существование теряет смысл. (прим. Переводчика)

[20] Т.е. перестает быть светом, не может больше светить. Как бы «зачем светить, если весь свет это лишь хицойниюс, не имеющий отношения к тому, что есть на самом деле Светильник?!» (прим. переводчика)

[21] «Срофим (огненные ангелы) стоят над Ним» (Йешайа 6, 2)

[22] Имеет отношение к идее «гислабшус» (одевания в сосуды).

[23] Букв. «бег»

[24] «одевание». «Одевание» означает опускание на уровень воспринимающего (сосуда).

[25] понимание

[26] мудрость

[27] корона

[28] «высшее знание»

[29] «Он только один он, и нет кроме него» Тания гл. 35 в примечании

[30] «ничто», подчинение и самоустранение (прим. переводчика)

[31] сосуды

[32] «есть», «существование», осознание собственной важности и значимости (прим. переводчика)

[33] т.е., касается только его распространения и раскрытия (прим. переводчика)

[34] я бы объяснил так: т.е. на этом уровне он уже фактически  уже не одевается в сосуды, но это еще не муфрах (не есть невозможно) у него, что надо в принципе одеваться в сосуды, и даже наоборот, это весьма желательно и позитивно. Но на следующем уровне — вообще как бы нет идеи, что надо куда-то спускаться и куда-то одеваться — потому что это вообще не раскрывает сути моойр (прим. переводчика)

[35] самопожертвование

[36] внешний, «окружающий» свет, выше идеи опускания и одевания на уровень воспринимающего («сосуда»)

[37] внутренний «наполняющий» свет, опускающийся и одевающийся в соответствии с уровнем воспринимающего («сосуда»)

[38] воля, желание

[39] разум

[40] Т.е. желание «заставляет» разум «подогнать» правдоподобное объяснение, почему он так хочет.

[41] Простая вера

[42] Т.е. воля воздействует на разум как бы «внешним» (относительно собственно разума) образом (прим. переводчика)

[43] новость

[44] Т.е., воздействие веры на разум происходит «внутренним» образом (со стороны понятий самого разума) (прим. переводчика)

[45] углубленное размышление

[46] букв. «торговля», рассмотрение всех «за» и «против» (прим. переводчика)

[47] с т.зр. истинного разума

[48] силы (т.е., свойства) души

[49] полное самоустранение.

[50] легикалель — букв. быть включенной, как искра «включается» и растворяется в пламени факела (Прим. переводчика)

[51] «включенность», и также «уничтожение» — поскольку через то, что он «включается» в Ойр Эйн Сойф, прекращается его собственное существование (прим. переводчика)

[52] «само собой».

[53]  изначально

[54] обновлено (т.е. на этом уровне существование мира очевидно и не требует доказательства, а существование Б-жественнности воспринимается как нечто «новое» и «дополнительное», «внешнее», требующее доказательства. Прим. переводчика)

[55] возможность предположить

[56] т.е. «реально существуют» для него (прим. переводчика)

[57] В оригинале: ло шайах легабэй

[58] Т.е., какое отношение (и влияние) имеет этот бесконечный свет к реальности («внутренней структуре») этого материального мира с т. зр. его самого. Т.е. понятно, что бесконечный свет может разрушить этот мир; но непонятно, каким образом он может стать частью этого мира. (прим. переводчика).

[59] произошел

[60] т.е., не ощущается и не раскрывается — по крайней мере на первый взгляд прим. переводчика

[61] «нет у него конца в начале его»

[62] в оригинале: «бегедер гаолам»