Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

149. Религиозные течения

149. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

ФАРИСЕИ

 Увеличившееся богатство народа и влияние зарубежных культур привели к расколу евреев на много религиозных течений с различны^ ми взглядами на принципы трактовки Торы и способна выполнения ее указаний. Все евреи, за исключением эллинистов, которые уже больше не играли какой либо значительной роли в жизни еврейского народа, приняли Тору как основу истинной еврейской религии. Но многие евреи избрали свой собственный путь ее трактовки что привело их к отступлению от традиции, перешедшей из поколения в поколение от самых времен Моше Таким образом в еврействе образовались три основные» религиозные течения или партии: фарисеев, садукеев и ессеев.

Правоверные евреи, которые придерживались старой традиции своих предков, назывались фарисеями.. К этой группе принадлежали таннаим, мудрецы и; ученые народа и все те, которые применяя Еврейский; Закон в духе неизменной еврейской традиции, дошедшей до нас сквозь века в ее первоначальном виде. Название фарисеи происходит от еврейского слова перушим («отделенные» или «отдаленные»). Они были названы так потому, что держались сгдельно или в отдалении от тех людей, которые не строго соблюдали законы предписанной Торой ритуальной чистоты.

Фарисеи были очень набожны и строго соблюдали заветы и запреты Торы, не только Письменного Учения Моисея, но и традиционной его трактовки– Устного Учения. Для них трактовка Торы по учению мудрецов (таннаим), перешедшему к ним от Мужей Великого Собрания, а к последним – от пророков, имеет ту же силу, что и Пятикнижие Моисея. Эта трактовка и объяснение Торы была передана Моисеем Иеошуе и дальше сквозь века; без этого предания Тора была бы непонятой. В каждом отдельном Б-жьем завете наши мудрецы видели Б-жью волю и мудрость Б-жью, не подлежащую обсуждению, которую нужно исполнять смиренно и с верой.

Большинство членов Синедриона и таннаим стояли во главе течения фарисеев, и уважались большинством народа за их великое благочестие, их искренность и преданность Торе. Они были добры к каждому и снисходительны на судебных процессах. Но они были строги, когда дело касалось угрозы изменить традиционный обычай или ритуал в Бет-Амикдаше или соблюдения религиозных обязанностей в частной или общественной жизни. Строгое соблюдение ритуальной чистоты заставляло их держаться не слишком фамильярно с рядовыми людьми, которые по невежеству были недостаточно внимательны в соблюдении этой чистоты.

Фарисеями были крупнейшие мудрецы и истинные вожди нашего народа. Благодаря их непреклонной воле сохранить предание Торы в чистоте еврейский народ избежал опасности подпасть под влияние нееврейских культур.

САДУКЕИ

Наиболее опасным течением в еврейской религии с точки зрения еврейской традиции и национальных интересов было течение садукеев, или «цедуким», последователей некоего Цадока. Этот человек был некогда учеником рабби Антигоноса­-иш-Сохо, но он неверно истолковал его учение. Он собирал вокруг себя людей, которых он убеждал не признавать Устное учение. Он учил, что соблюдать нужно только то, что записано в Пяти Моисеевых книгах (точно, как записано, без применения трактовки Устного учения мудрецов по преданию). Тем самым садукеи ввели много обычаев, чуждых истинному духу Торы. Садукейские судьи были очень точны в применении законов и выносили много смертных приговоров, строго придерживаясь буквы закона, не пользуясь трактовкой и объяснениями Устного учения.

Садукейское течение быстро расширялось с помощью эллинистов, которые увидели в этом возможность подорвать еврейскую религию изнутри. Открытое нападение эллинистов на иудаизм успеха не имело благодаря серьезным усилиям Хасмонеев и мудрецов (таннаим). Еврейский народ слишком укрепился в своей вере, чтобы подчиниться чужеземной культуре. Садукеи претендовали на то, что они обладают «истинной» еврейской религией. На самом же деле, они были реформаторами, желавшими подогнать еврейскую религию под рамки их идей и удобств. Они исключили ряд законов и существенных верований еврейской религии, как, например, веру в воскресение мертвых. Они не признавали обычая Возлияния воды в Суккот во время службы в Бет-Амикдаше, – традиционного обычая, сопровождаемого большой торжественностью и весельем.

Как и следовало ожидать, садукеи привлекли к себе много богатых эллинистов .потому что здесь был подорван авторитет самых злейших их врагов – таннаим. Это был первый шаг к полной ассимиляции и переходу к нееврейским культурам.

Богатым и влиятельным садукеям легко было захватить много общественных должностей. Они часто проявляли свое влияние на Бет-Амикдаш. Дошло до того, что даже Иоханан Гиркан, который в течение многих лет преданно служил в качестве первосвященника и правителя Израиля, перешел в конце своей жизни к садукеям, к большому сожалению еврейских масс, всегда смотревших на него, как на верного наследника Хасмонеев.

Временами садукеи главенствовали в Синедрионе, где они приобретали свои места не благодаря их учености, а посредством политической игры. К счастью, влияние садукеев как течения и силы в еврейской жизни, как и влияние ессеев, длилось не больше, чем до разрушения Бет-Амикдаша.

ЕССЕИ

Секта ессеев, появившаяся в те дни среди еврейского народа в Святой Земле и в Египте, состояла из относительно небольшой группы людей. Слово ессеи происходит, возможно, от слова «асья», что по арамейски означает «врач». Как видно из этого названия, ессеи были хорошо знакомы с лечебными свойствами различных трав и лекарственных растений, применявшихся ими для облегчения болей и страданий больных. Они жили небольшими обособленными общинами; делили между собою все, чем обладали, и старались воздержаться от большинства удобств, предоставляемых социальной средой. Они мало интересовались политикой, но не жалели времени и сил на воспитание молодежи. Они пропагандировали безбрачие, воздерживались от лишних разговоров, не ели мяса животных и благоговейно соблюдали законы ритуальной чистоты. Они каждый день окунались в воду, и потому назывались «товлей шахарит» (окунающиеся по утрам). Их одежда была безукоризненно чистой. Поступающий к ним новый член касты получал лопату, фартук и белый покров как символ обещания посвятить себя труду и чистоте. Они были уважаемы повсюду за их моральную силу и добродетель. Однако многие их пути поведения не отвечали духу Торы. Тора не требует отказа от жизни, самобичевания, или даже воздержания от того, что было создано ради человека. Еврей может и должен вести нормальный образ жизни, но такой образ жизни, который предусмотрен правилами Торы. Он должен выполнять шестьсот тринадцать мицвот, содержащиеся в Торе заветы и запреты, регулирующие каждую фазу еврейской жизни. Таким образом, ни садукеи и ни ессеи не смогли оставить след в жизни евреев, потому что они не представляли собой истинный еврейский дух.

Конец пятой книги

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Как началось восстание Хасмонеев? (Стр. 107).

2. Как называется городок, который является родиной Хасмонеев? (Стр. 107).

3. «Все, оставшиеся верными Б-гу, за мною!». Кто издал этот клич? (Стр. 108).

4. Кто руководил евреями после смерти 1Маттатии? (Стр. 109).

5. Когда имело место Чудо Хануки? (Стр. 112).

6. Как празднуется Ханука? (Стр. 114).

7. В чем заключается основное значение победы Хасмонеев? (Стр. 114).

8. Опишите мужество брата Иуды – Элеазара? (Стр. 116).

9. Определите, кто были: Антиох, Лиссий, Деметрий, Бакхид, Алким? (Стр. стр. 116–117).

10. Какая битва произошла у Бет-Хорона? (Стр. 118).

11. Что такое День Никанора? (Стр. 119).

12. Кто был преемником Иуды Маккавея? (Стр. 121).

13. Что совершил Ионатан? (Стр. 123).

14. Когда приобрел еврейский народ вновь полную независимость? (Стр. 123).

15. Кто был преемником правителя Шим’она? (Стр. 128).

16. Опишите руководство страной Иоханана Гиркана (Стр. 129).

17. Кто были фарисеи? (Стр. 131).

18. Кто были садукеи? Кто были ессеи? (Стр. стр. 132–134).