Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Швуэс 5751

בס»ד

Из беседы Второго дня Швуэс 5751

Объяснение «Тойро хадошо мейити тейцей»

Алеф

Один из основных хидушим дней Мошиаха – в соответствии с псак дин Рамбама, что «В те дни увеличится знание, и мудрость, и истина.. ибо тот царь, который встанет из потомства Давида (царь Мошиах) будет мудрец больше Шлоймо, и великий пророк он близко к Мойше рабейну, и поэтому будет учить весь народ и укажет им дорогу Вс-вышнего[1], «и поэтому станут Исроэл великими мудрецами, и познают сокрытые вещи, и постигнут знание Творца их, насколько есть сил у человека {постичь}»[2].

И, словами Хазал, — основанными на посуке[3] «Ки Тойро мейити тейцей», сказанном про будущее избавление, — «новая Тора от Меня выйдет, обновление Торы от Меня выйдет[4]«, «В будущем[5] Вс-вышний будет сидеть и объяснять новую Тору, которую Он даст посредством Мошиаха[6]«.

Бейс

В объяснении идеи «Тойро хадошо» в будущем мире – есть два способа объяснения:

(алеф) Обновление будет состоять в смысла {заповедей} и тайн Торы – как приводится в Йерушалми[7] «Есть вещи, на которые машикин пэ (смыкают губы и закрывают уста и не следует раскрывать их[8]), как сказано[9] «йишокейни минешикойс пигу», и эти вещи раскроются в «новой Торе» будущего {мира}, ибо «уверены[10] от Него, раскрыться им еще раз, чтобы объяснить им тайну смысла ее и скрытые сокровища ее[11]«, и как мы находим в нескольких местах[12], что Мошиах будет учить пнимиюс Торы всему народу.

(Бейс) Обновление (также) в законах Торы – как приводится в Мидраш[4] в отношении ливьятан и шор-а-бар, «каким образом будет им сделана шхита, бегемот (т.е. шор а-бар) разбивает ливьятана своими рогами и рвет его, а ливьятан режет бегемота своими плавниками и вспарывает его… и разве это кошерная шхита? (с удивлением), и разве не так мы учили[13] «все могут делать шхиту и любым инструментом можно делать шхиту, и всегда можно делать шхиту, кроме серпа, и пилы, и зубов, поскольку они душат… сказал Вс-вышний, новая Тора от Меня выйдет, обновление Торы от Меня выйдет – обновление в законах Торы, что такая шхита также будет кошерной.

Гимел

И нужно понять:

«Это ясно и объяснено в Торе, что она – заповедь, стоящая вовек и во веки веков, нет у нее изменения, и ни убавления и ни добавления, как сказано[14]: «Все, что Я заповедаю вам, его храните, чтобы исполнять, не добавляй на него и не убавляй от него, и сказано[15]: «И открытое – нам и нашим сыновьям вовеки, исполнять все слова Торы этой», отсюда ты учишь, что все слова Торы заповедано нам исполнять их вовеки, и так он говорит[16]: «закон вечный в поколениях ваших», и сказано[17]: «не на небесах она», отсюда ты учишь, что пророк не имеет права обновить ничего отныне[18]«.

И в соответствии с этим нуждается в объяснении то, что сказано «Тора новая от Меня выйдет», «посредством Мошиаха», который будет «великим пророком» – ведь действует принцип «не на небесах она[19]«, и «пророк не имеет права обновить ничего»?

И, более подробно, — как в отношении раскрытия смысла заповедей и тайн Торы, и так же (и тем более) в отношении в отношении обновления законов Торы:

В отношении обновления смысла заповедей и тайн Торы – поскольку этот смысл и тайны не раскрываются посредством изучения и труда в ПАРДЕС в Торе[20], но только посредством «Тора новая от Меня выйдет, «посредством Мошиаха», который будет «великим пророком«, ведь это на первый взгляд, входит в понятие «пророчества«, а не в понятие «Торы[21]«?

И в отношении обновления в законах Торы – поскольку ясно сказано в Торе, что шхита зазубренным ножом не является кашерной, как это возможно, что в будущем мире эта шхита будет разрешена, в противоположность принципу «нет у нее изменения…, все слова Торы заповедано нам исполнять их вовеки, и так он говорит, закон вечный в поколениях ваших, и сказано, не на небесах она»?

Далет

И это будет понятно, если сначала объяснить идею хидуш (обновления) в Торе в наше время, как сказали Разал[22], «все, что откроет[23] прилежный ученик, все это дано Мойше с Синая» – «лехадеш» – «открыть» – именно, и вместе с этим – «дано Мойше с Синая»:

Во время Дарования Торы были даны Мойше общие принципы Торы[24], что посредством их мы знаем, как «объяснять объяснения (сварот) в Галахот и дискутировать в них, с помощью кушьот и пируким (нахождения трудностей и ответов на них), чтобы погрузиться в глубину объяснений и смысла галахот, чтобы понять одно из другого, и уподобить одно другому, и обновить обновления законов (лехадеш хидушей галахот) … и также в драшот и агадот, чтобы понять из них мусар га-сехель (нравоучение), чтобы познать Вс-вышнего, ибо бОльшая часть тайн Торы, что это есть мудрость каббалы, скрыты в агадот[25]«. И поэтому: со стороны того, что прилежный ученик трудился своим разумом, чтобы найти и раскрыть данную идею (в соответствии с общими принципами Торы), то это есть его собственный хидуш (открытие); а со стороны того, что нахождение и раскрытие этого хидуша было произведено посредством общих принципов (правил) Торы, которые были даны Мойше с Синая, это  заключено (находится в сокрытии) в Торе и дано Мойше с Синая.

И подобно этому можно сказать в отношении «новой Торы», которая раскроется в будущем, — что во время Дарования Торы (что это было один только раз, ибо не будет еще раз Дарования Торы[26]) были даны все аспекты всей Торы, также аспекты «новая Тора от Меня выйдет», которые откроются посредством Мошиаха, смысл заповедей и тайны Торы, которая была дана целиком (вместе с «тайной смысла ее и скрытыми сокровищами ее») Мойше с Синая, и находятся в сокрытии в Торе, которая была дана Мойше с Синая, но при этом есть принципиальное различие между хидушим, которые открываются посредством прилежного ученика в наше время, и «новой Торой», которая раскроется в будущем:

Хидушим в Торе, которые раскрываются в наше время, — поскольку их раскрытие происходит посредством того, что прилежный ученик трудится своим разумом (ограниченным), понятно, что также перед их раскрытием (когда они еще находились в сокрытии), они были заключены в Торе таким образом, что возможно человеку найти их и раскрыть их (гээлем шэйешно бимциюс) из сокрытия к раскрытию.

В отличие от этого, «новая Тора», которая раскроется в будущем, — поскольку человек (прилежный ученик) не способен раскрыть их, но только Сам Вс-вышний, «новая Тора от Меня выйдет», понятно, что их сокрытие в Торе – это совершенное сокрытие, которое не может быть раскрыто (гээлэм лэгамрей шээйной шайох легилуй) (гээлем шээйной бимциюс), и поэтому, их раскрытие в будущем Самим Вс-вышним это аспект хидуш – «Тойро хадошо», которая совершенно несравнима с Торой нашего времени, как сказали Разал[27], «Тора, которую человек учит в наше время, как ничто онагэвель ги – перед Торой Мошиаха».

Гей

И в соответствии с этим понятно, что раскрытие «новая Тора от Меня выйдет», «посредством Мошиаха», который будет «великим пророком», это интегральная часть Торы, которая дана Мойше с Синая, у которой «нет ни изменения… не на небе она…» и «пророк не имеет права обновить ничего»:

(алеф) В отношении раскрытия смысла заповедей и тайн Торы посредством Вс-вышнего – «от Меня выйдет» – хотя ступень Торы, которая не может раскрыться посредством человека, но только посредством Самого Вс-вышнего («от Меня»), она несравнимо выше разума человека внизу, а Тора – «не на небе она«, — на это сказано «новая Тора от Меня выйдет» («выйдет» именно, а не «будет дарована» и т.п.), что выйдет с небес («от Меня») и придет вниз на землю, в понимание и постижение разума человека.

И следует сказать, что выход с небес («от Меня выйдет») чтобы прийти вниз на землю подчеркивается в раскрытии «новой Торы» посредством царя Мошиаха, что вместе с тем, что он «великий пророк», он будет также мудрецом… больше, чем Шлоймо (который «мудрее всех людей[28]«)… и поэтому будет учить народ», т.е., что новая Тора, которая раскроется у него как пророчество, притянется и оденется также в человеческий разум, и он «будет учить весь народ», что они станут великими мудрецами, знающими сокрытое, и постигнут знание их Творца насколько есть сил у человека постичь«, т.е., что даже самые высокие вещи «новой Торы», будут постигнуты и проникнуты разумом человека[29].

(Бейс) А в отношении хидуш в законах Торы (разрешение шхиты шор-а-бара плавниками ливьятана) – может быть, можно сказать, что хидуш состоит в том, что законы шхиты в Торе (которые будут действовать также в будущем[30]) изначально не были сказаны про эту особенную шхиту:

И сначала нужно привести то, что объясняется в комментаторах[31] что разрешение этой шхиты это гораат шаа (временное указание), но это не есть «Тора хадаша», ибо «мы учили от первых мудрецов, от шмуо, во всем, что скажет тебе пророк, нарушь слова Торы… слушай его (кроме Авода Зара)… и это, при условии, что это временное указание[32]«.

И следует сказать, что разрешение шхиты шор а-бар плавниками ливьятана это не так, как все временные разрешения, но это «обновление Торы» (которая «от Меня выйдет»), ибо законы Торы о шхите изначально не были сказаны про эту шхиту.

[И следует добавить, что мы находим подобие этого также в гораат шаа – как объясняет Рогачевер[33] в отношении гораат шаа у Элиягу гаНави на горе Кармель, которая учится из того, что сказано[34]: «Берегись, чтобы не возносить твои жертвы ойло всюду, там, где ты захочешь» – «но ты можешь возносить всюду, где скажет тебе пророк, так как вознес Элиягу на горе Кармель» [ведь, на первый взгляд, в чем необходимость в специальном дополнительном лимуде, кроме общего лимуда о гораат шаа из того, что сказано[35] «его будете слушать», «даже если скажет тебе нарушь одну из заповедей в Торе… все в соответствии с моментом, слушай его[36]«], что хидуш в этом, что нет на нем имени шхутэй хуц вообще, и это корбон», т.е., что это не разрешение нарушить запрет шхутэй хуц,  но что про это не был сказан изначально запрет на шхутэй хуц[37]. И следует сказать, что подобно этому будет разрешение шхиты шор а-бар плавниками ливьятана – что Вс-вышний раскроет «хидуш Тора» (хидуш, который не может раскрыться в наше время посредством прилежного ученика, но только посредством Вс-вышнего), что законы шхиты изначально не были сказаны про эту шхиту].

И, хотя такой хидуш, который не может быть раскрыт посредством прилежного ученика, который учит по общим принципам Торы, но только через Вс-вышнего, — не может стать частью Торы, ибо «не на небе она[38]» – следует сказать, что царь Мошиах (который будет «мудрец, больше чем Шлоймо»)  объяснит и обучит этот «хидуш Тора» в «Бейс дин а-годол который в Иерусалиме» таким образом, что это будет воспринято их разумом в понимании и постижении, разумом Сангедрина (по правилам Торы), и, поскольку они «основа устной Торы и столпы учения, и от них закон и суд исходит для всего Израиля[39]«, также «хидуш Тора (который) от Меня выйдет» будет  иметь такой же статус, как те «законы, которые выучили мипи га-шмуо (по устной традиции из поколения в поколение)… законы, которые выучили своим разумом по одной из мидот (мер), по которым толкуется Тора, и видно в их глазах, что это действительно так»[40].

Вов

И поскольку эти два аспекта – обновление в раскрытии смысла заповедей и тайн Торы и обновление в законах Торы (разрешение шхиты шор-абар плавниками ливьятана) – это два объяснения на «Тойро хадошо», логично предположить, что есть связь и соотношение между ними[41], т.е., что обновление законов Торы имеет отношение и приходит как следствие раскрытия смысла заповедей и тайн Торы.

И требует объяснения:

Каково отношение «обновления Торы» в том, что законы шхиты не были сказаны изначально в отношении шхиты шор-а-бар плавниками ливьятана, к раскрытию смысла заповедей и тайн Торы, что поэтому раскроется этот хидуш в будущем именно, когда «новая Тора от Меня выйдет», когда раскроются «тайна смысла ее и скрытые сокровища ее»?

Заин

И следует объяснить это, предпослав этому пример на вышесказанное – изменение в законах Торы в будущем мире, связанное с более высоким уровнем в Торе – в отношении спора Бейс Шамай и Бейс Гилель:

Приводится в Геморо[42]: три года спорили Бейс Шамай и Бейс Гилель, эти говорят Галаха по нашему мнению, и эти говорят Галаха по нашему мнению, раздался голос с неба и сказал, эти и эти – слова Б-га живого, но Галаха – как Бейс Гилель».

И хотя «не обращают внимания на голос с неба», поскольку Тора – «не на небе она», тем не менее, Галаха идет по Бейс Гилель, поскольку Бейс Гилель[43] были большинством, и не нуждались в голосе с неба, но только потому, что Бейс Шамай были более харифим («мехаддей тфей[44]«), т.е., когда голос с неба приходит, чтобы спорить со словами Торы[45], тогда «не обращают внимания на голос с Неба», поскольку Тора «не на небе она», но, когда голос с Неба приходит чтобы решить вопрос, где есть сомнение, и, как в споре Бейс Шамай и Бейс Гилель, что в соответствии с принципом «за большинством склоняйся[46]» должна быть Галаха как Бейс Гилель, ибо они большинство, но сомневались в этом, поскольку Бейс Шамай были более харифим, чем Бейс Гилель, тогда полагаются на бас кол, поскольку это не противоречит принципам Торы[47].

И сначала нужно объяснить общую идею различных мнений в Торе, как приводится в Геморо[48] на посук[49] «דברי חכמים כדרבנות גו’ בעלי אסופות ניתנו מרועה אחד» («Слова мудрецов – подобны шпорам и вбитым гвоздям, собирателям (баалей асуфойс) даны от Единого Пастыря»).. это мудрецы Торы которые собираются группами (асуфойс) и изучают Тору, одни говорят «нечисто», а другие говорят «чисто», одни говорят «запрещено», а другие говорят «разрешено», одни говорят «негодно», а другие говорят «годно», может человек сказать: «как же мне учить Тору отныне», учит тебя посук «кулом нитну мейроэ эход» – один Б-г дал их, один наставник (парнос) сказал их, из уст Господина всего сущего,  Благословен Он, как сказано[50]: «И говорил Вс-вышний все эти слова», и как приводится в Мидраш[51] «на каждое и каждое слово говорил ему (Вс-вышний Мойше) 49 объяснений «нечисто» и 49 объяснений «чисто», сказал Мойше: «Властелин мира, когда же мы сможем постичь точное значение этих законов», сказал Вс-вышний: «За большинством склоняйся», большинство говорит «нечист» – объявляй нечистым, большинство говорит «чист» – объявляй чистым» – что многие вопросы в Торе, как они сами по себе (мудрость Вс-вышнего), могут быть двумя противоположными способами[52], и оба они – истинны, «эти и эти слова Б-га живого», и окончательное решение в этом принимается в соответствии с пониманием и разумом мудрецов Израиля[53], по мнению большинства, по тому, как видят глаза их («нет у него, у судьи, но только то, что глаза его видят[54]«) в каждом и каждом вопросе в соответствии с его содержанием[55].

И это есть также объяснение в споре Бейс Шамай и Бейс Гилель, что в большинстве галахот, о которых есть спор, Бейс Шамай склоняются к устрожению, а Бейс Гилель – к облегчению, поскольку в таких вопросах, где есть соображения как в одну, так и в другую сторону, в сторону устрожения и в сторону облегчения, наклонность их разума (по природе их творения, которая соответствует корню их души Свыше) – (как правило[56]), таким образом, что эти склоняются к устрожению, а эти – к облегчению, и это есть общее во всех спорах между ними. И окончательное решение в этом – по мнению большинства, «за большинством склонись», и в том месте, где есть сомнение в том, чтобы склониться за большинством, поскольку меньшинство «мехаддей тфей» (лучше владеют техникой толкования Торы), тогда полагаются на «голос с Неба».

И вот, этот принцип, что «Галаха как Бейс Гилель«, и вплоть до того, что «Бейс Шамай в споре с Бейс Гилель – это не Мишна[57]«, — это только в наше время, но в будущем мире будет Галаха как Бейс Шамай[58].

И следует сказать объяснение в этом, — ведь, на первый взгляд, поскольку уже установлена Галаха по мнению Бейс Гилель, в соответствии с мнением большинства, каким образом возможно изменение, что Галаха станет по мнению Бейс Шамай, противоположно принципу «за большинством склоняйся» – что Галаха по Бейс Шамай будет после того, как Бейс Дин а-годол в Иерусалиме произведут голосование, и мнение большинства будет как Бейс Шамай[59], и посредством этого (не будет отменен но) изменится предыдущее постановление закона, что Галаха по Бейс Гилель, поскольку тогда мнение большинства будет по Бейс Шамай[60].

И в объяснение того, что в будущем мире изменится мнение мудрецов Израиля, чтобы склониться к мнению Бейс Шамай, — следует сказать, в соответствии с словами Геморо, что «Бейс Шамай мехаддей тфей», что их уровень в мудрости Торы выше, чем уровень Бейс Гилель, но, что в наше время Галаха не идет по ним, поскольку большинство мудрецов Израиля, которые устанавливают Галаху по своему пониманию, не достигли этого уровня, и подобно тому, что сказали Разал[42], что не установили Галаху по рабби Меиру, хотя «нет в его поколении… подобного ему», поскольку «не могли товарищи его постичь глубину его понимания[61]«, но в будущем, когда «будут весь Исроэл (и тем более, те, кто будут избраны из всего Израиля в Бейс дин годол в Иерусалиме) великими мудрецами, будет у большинства их (и быть может, у всех их) уровень мудрости Бейс Шамай, которые «мехаддей тфей», и поэтому, будут постановлять в соответствии с принципами Торы по мнению Бейс Шамай.

И, следовательно, в будущем мире, будет изменение законов Торы в соответствии с природой разума человека, как более высокого уровня в изучении Торы, и посредством этого, вместо Галаха по Бейс гилель будет Галаха по Бейс Шамай, из-за того, и посредством того, что добавится мудрости Торы подобно Бейс Шамай, которые «мехаддей тфей» – подобно разрешению шхиты шор-абар плавниками ливьятана, когда «новая Тора от Меня выйдет».

Хес

И в объяснении связи и соотношения двух вышеупомянутых аспектов, которые обновятся в будущем, — Галаха по Бейс Шамай (поскольку они «мехаддей тфей») и разрешение шхиты шор-абар плавниками ливьятана (поскольку «Тойро хадошо мейити тейцей») – нужно понять:

(алеф) Хидуш в Галахе по мнению Бейс Шамай – он в сторону устрожения, запретить разрешенное, что то, что было разрешено в наше время в соответствии с мнением Бейс Гилель, которые облегчают, будет запрещено в будущем мире в соответствии с мнением Бейс Шамай, которые устрожают, а в шхите шор-абар плавниками ливьятана хидуш – в сторону облегчения, что Вс-вышний разрешит эту шхиту, которая не годится в наше время?

(бейс) Как это возможно, чтобы именно в будущем мире, возникнет так много запретов и устрожений Бейс Шамай (вместо разрешений и облегчений в наше время), в то время как в будущем мире не будет необходимости в запретах и устрожениях (и тем более и тем более, что не будет необходимости обновлять запреты и устрожения), что их идея – отрицание возможности не-желательной вещи, поскольку в будущем мире устранятся вещи не-желательные, как сказано[62]: «И дух нечистоты Я уберу с земли», и не будет ничего другого, кроме как добавление и обновление в святости, начиная с общей идеи «Тойро хадошо мейити тейцей»?

(гимел) в отношении причины обновления Галахи по Бейс Шамай, что мнение большинства мудрецов Израиля тогда будет по мнению Бейс Шамай, которые мехаддей тфей, — мы находим подобие этому в законах, в которых «посчитали, и умножились Бейс Шамай над Бейс Гилель, «пришли считать, и нашли, что Бейс Шамай – большинство[63]«, и объясняется в Геморо[64], что «тот день[65]… был тяжел для Израиля как день, когда был сделан эгель (телец)», самая тяжелая вещь, полная противоположность совершенству «Тойро хадошо мейити тейцей» в будущем мире?

Тес

И следует объяснить сначала источник для добавления и обновления в заповедях Торы в дни Мошиаха в Галахе[66] – в законах Царей и войн и Царя Мошиаха[67] в книге Яд Хазоко:

После того, как Рамбам[68] объясняет, что «Тора свидетельствует» о царе Мошиахе, «как сказано[69]: «и вернет Вс-вышний Б-г твой пленников твоих…» и продолжает: «также в главе о Биламе сказано и там пророчествует…» (и подробно объясняет псуким), он добавляет в следующей Галахе[70]: «также про города убежища он говорит[71]: «Если расширит Вс-вышний Б-г твой границы твои, и ты добавишь себе еще три города…», и никогда не было такого, и не приказал Вс-вышний впустую», и необходимо сказать, что эта заповедь будет осуществлена в дни Мошиаха, что тогда будет добавление (и совершенство) в заповеди городов-убежищ.

И объяснялось подробно в другом месте[72], что дополнительным доказательством из городов-убежищ  подчеркивается, что приход Мошиаха необходим также со стороны заповедей Торы (в дополнение к общей идее что «Тора свидетельствовала о нем»), что совершенное выполнение заповеди городов убежищ («и ты добавишь себе еще три города») будет когда «расширит Вс-вышний Б-г твой границы твои», в дни Мошиаха, и поскольку обещание об избавлении – это часть и понятие в заповедях Торы, придается этому сила вечности заповедей Торы, как объясняет Рамбам по окончании изложения этого закона: «И основа этих вещей – такова она – что Тора эта, —  заповеди ее и суды ее вовек и во веки веков, и не добавляют на них, и не убавляют от них[73] («заповедь, стоящая вовек и во веки веков, нет у нее изменения, или добавления, или убавления, как объяснялось выше п. 3).

И следует сказать, что подчеркиванием аспекта геуло, как части и идеи в заповедях Торы, у которой «нет… изменения» посредством добавления в заповедях в дни Мошиаха, как говорит посук: «И добавишь себе еще три города…», указывается, что всюду, где мы находим, что в дни Мошиаха будет изменение, уменьшение или добавление в вопросах Торы и мицвойс [и, например, изменение Галахи по Бейс Шамаю, уменьшение в законах шхиты посредством разрешения шхиты шор-абар плавниками ливьятана, и добавление «Тойро хадошо»] – это не есть изменение, уменьшение или добавление в Торе, но это подобно добавлению городов-убежищ (источник в Галахе для добавления в Торе и мицвойс в дни Мошиаха), что это добавление – это часть заповеди сейчас (что в понятие заповеди изначально входит, что в дни Мошиаха добавят еще три города), что посредством этого мицва достигает совершенства, как будет объяснено далее.

Йуд

И сначала нужно объяснить идею добавления трех городов-убежищ в дни Мошиаха – ведь, на первый взгляд, непонятно:

(алеф) В чем особенность добавления трех городов-убежищ в дни Мошиаха, вплоть до того, что от этого зависит сила и вечность обещания прихода Мошиаха, которое становится частью и понятием в заповеди городов-убежищ?

(бейс) Более того: содержание заповеди городов-убежищ на первый взгляд противоречит содержанию прихода Мошиаха – ибо необходимость в городах-убежищах это «чтобы убежал туда каждый убийца[74]«, но ведь в дни Мошиаха, несомненно, не будет самой возможности убийства, и даже по ошибке[75] [и, как известно обсуждения вопроса о необходимости городов-убежищ вообще (даже шести городов, и тем более, «И добавишь себе еще три города», девять городов, в дни Мошиаха[76]], и, тем не менее, подчеркивается обещание прихода Мошиаха именно в добавлении трех городов-убежищ?

Йуд Алеф

И следует сказать объяснение в вышесказанном:

В Торе есть (в общем) два аспекта: (алеф) «скрытое сокровище, сокрытое у Тебя[77]» – аспект Торы, что она есть мудрость Вс-вышнего (которая выше, чем мир, но только, что опустилась вниз на землю) (бейс) «Я дал ее на землю[78]» – дарование ее вниз на землю, чтобы привести к тому, что мир будет вести себя по законам Торы, как посредством позитивного действия «Асе тов», и также посредством негативного действия («сур ме-ро»).

И, более детально – различие между Торой и мицвойс: Тора – это мудрость Вс-вышнего, а мицвойс («делай» и «не делай») – это указания человеку как вести себя в мире. И подобно этому в самой Торе – изучение мудрости Торы самой по себе, безотносительно к практическому действию, «увеличит Тору и укрепит ее[79]«, «учи и получай награду[80]«, и изучение, чтобы «знать дело, которое будут делать», и «те, которые не делаются».

И в самом изучении мудрости Торы самой по себе – это есть различие между открытой Торой и скрытой Торой[81]: в открытой Торе подчеркивается в основном действие по очищению мира посредством деталей законов разрешенного и запрещенного, чистоты и нечистоты, кошер и посул, что поэтому она называется «Дерево добра и зла[82]» («Дерево познания добра и зла[83]«), поскольку она одевается (т.е. опускается в понятия этого мира. Прим. переводчика), чтобы очистить добро от зла, отделить между посул, осур и томэй и между кошер, мутор и тогойр, и также одевается в ложные мнения (чтобы очистить истину от лжи), в законы хиюв и потур (обязан платить за ущерб или нет) между человеком и человеком[84]; в отличие от этого скрытая Тора называется «дерево жизни» («эц а-хаим[85]«) «ибо нет там… от стороны зла… от духа нечистоты[82]», поскольку она не занимается очищением добра от зла, но говорит об аспектах Б-жественности, «знай Б-га отца твоего[86]«.

И в этом вопросе подчеркивается различие между настоящим временем и днями Мошиаха:

В настоящее время – основная работа заключается в очищении мира, которое происходит в основном посредством изучения открытой Торы, шесть седеров Мишны (включая также обсуждения и споры в Геморо и пойским, ришойним и ахаройним) в вопросах исур и гейтер, тумо и тогоро, хиюв и потур (но только, что также для работы по очищению мира с помощью открытой Торы есть необходимость в изучении скрытой Торы, что посредством этого будет светить в его душе Б-жественность в Торе);

В отличие от этого в дни Мошиаха, — после того, как будет завершена работа бирурим, что отделится зло от добра, «не будет занятие Торой и мицвойс для того, чтобы очищать этот мир, но для того чтобы лейахед йихудим более высокие… и все – посредством пнимиюс Торы, чтобы исполнять заповеди с высшими кавонойс… внутренний смысл заповедей и их скрытый смысл[87]» (но только, что также тогда «нужно будет знать законы запрещенного и разрешенного, чистого и нечистого[88]«, «но открытые законы будут известны и открыты каждому человеку из Израиля изначальным знанием, без забывания, и не нужно будет изучать их[89]).

Йуд Бейс

И следует сказать, что это есть также содержание различия между шестью городами-убежищами в настоящее время и «и добавишь себе еще три города» в дни Мошиаха:

Заповедь города-убежища связана с исправлением греха дерева познания (корень всех грехов[90]), как приводится в Мидраш[91] «За что был изгнан (Адам а-ришон из ган Эйден после греха дерева познания) – за то, что привел смерть на поколения, и был должен умереть сразу, но сжалился Ты над ним, и изгнал его, подобно тому, как убивший по ошибке, что должен уйти в изгнание из своего места в города-убежища».

И, более детально, это связано с исправлением любого греха и дурного помысла[92]:

Известно, что каждый грех и греховное побуждение это подобие «макэ нефеш (бишгого)[93]«, как сказано[94]: «шойфех дам гоодом беодом», что это есть аспект «проливание крови и жизненности Святого Человека в человека клипы»[95], но только это происходит способом «(макэй нефеш) по ошибке«, не по его желанию, ибо истинное желание каждого и каждого из Израиля – «исполнять все заповеди и удаляться от грехов[96]» (но только «йецер (дурное начало) его напал на него[96]», что это подобно принуждению), и само действие греха – оно «бли даас[97]» — бессознательно«, как сказали Разал[98]: «человек не грешит, иначе как в него входит дух глупости», и еще, и также это принципиально важно, что «Вс-вышний привел в руку его[99]«, как сказано[100]: «страшный деяниями над сынами человеческими», «спровоцирован он был[101]«.

И исправление этого – посредством изгнания в город-убежище – который указывает на Тору, как сказали Разал[102]: «слова Торы служат убежищем[103]«, т.е., что Тора принимает человека, занимающегося ей, чтобы защитить его, и спасти его от гоэль а-дом, «он же[104] сотон, он же йецер го-ро[105]«, и не только это, но еще, что посредством ее исправляется проливание крови и жизненности человека Кдушо, ибо притягивается из Торы новая жизненность от Торы жизни[106].

И в дни Мошиаха, после того, как будет завершено очищение мира, — будет аспект городов-убежищ более высоким образом:

Известно[107], что также в дни Мошиаха, когда будет завершена работа сынов Израиля в очищении добра от зла, и достигнут совершенства, которое было до греха дерева познания, — будет все еще существование зла в мире[108], и поэтому останется необходимость в городах-убежищах[109], чтобы устранить возможность не-желательных вещей, которые возможны как следствие существования зла в мире (также как перед грехом дерева познания была возможность греха поскольку существовало зло в мире[110]).

И этот аспект (отрицание возможности не-желательных событий) достигается посредством того, что «и добавишь себе еще три города», добавление нового типа городов-убежищ, новое раскрытие в «словах Торы, которые укрывают», что это есть аспект «Новая Тора от Меня выйдет», раскрытие внутреннего смысла заповедей Торы, ибо, поскольку пнимиюс Торы выше, чем отношение к очищению добра от зла, поэтому она защищает человека таким образом, что устраняет даже возможность не-желательного события.

И следует сказать, что города-убежища, которые в наше время, шесть городов,  соответствуют шести седерам Мишны (включая их объяснения в Геморо), в которых объясняются все детали законов разрешенного и запрещенного, нечистоты и чистоты, хиюв (виновен) и птур (невиновен), посредством которых достигается очищение мира, а города-убежища, которые добавятся в дни Мошиаха, три города, соответствуют добавлению и обновлению в общности Торы – «тройная Тора», — три города, — посредством раскрытия пнимиюс Торы[111].

И чтобы понять это лучше – что три города, которые будут добавлены в дни Мошиаха, это «в городах Кейни, и Кенизи, и Кадмойни», что был заключен с Авраамом пра-отцом нашим союз на них, и до сих пор они не были завоеваны, и про них сказано в Торе, и если расширит Вс-вышний Б-г твой границы твои[112]«, и известно[113], что захват земли семи народов в духовности – это аспект очищения мидойс, что это есть общая идея работы в наше время, а захват земли трех народов (кейни, книзи и кадмойни) в душе – это аспект очищения мойхин, который будет в дни Мошиаха, что тогда будет раскрытие «Тойро хадошо мейити тейцей[114]«.

Йуд гимел

В соответствии с этим следует объяснить также хидуш, что в дни Мошиаха Галаха будет по Бейс Шамай:

И сначала нужно объяснить спор Бейс Шамай и Бейс Гилель, Бейс Шамай запрещают, а Бейс Гилель разрешают, — что спор идет в отношении способа действия Торы в очищении мира:

В вещах, которые несомненно не-желательны, по всем мнениям очищение должно происходить способом отталкивания, «левая рука отталкивает[115]» – нечистое, запрещенное и негодное; те вещи, которые несомненно разрешены, ршус, по всем мнениям очищение должно происходить способом приближения, «правая рука приближает[115]», чистое, разрешенное и кошерное, и посредством того, что используют их во имя небес, «все дела твои да будут во имя небес[116]«, и «во всех твоих путях познай Его[117]«, что посредством этого происходит в них очищение и подъем к святости; а в вещах, в которых есть сомнение, следует ли их оттолкнуть, или возможно (и само собой необходимо) приблизить их и поднять их к святости, поскольку зло не заметно и не видно в действии и в раскрытии, но только в потенциале и в сокрытии, и т.п. – спорят Бейс Гилель и Бейс Шамай[118]:

Бейс Шамай[119] (что корень их душ – из аспекта гвуройс) – их разум склоняется к тому, чтобы устрожить, оттолкнуть, и запретить также такие вещи, в которых зло только в потенциале и в сокрытии, а Бейс Гилель (что корень их душ из аспекта милосердия) – их разум склоняется к тому, чтобы облегчить, приблизить и разрешить те вещи, в которых нет зла в действии и в раскрытии.

И это различие указывается также в их именах[120]: Шамай от «шом орхойсов[121]«, что взвешивает свои пути с максимальной осторожностью, остерегаясь также от скрытого зла, и когда находит, что есть в них скрытое зло, он отталкивает и запрещает их. И Гилель, от «бегилой нейрой алэй ройши[122]«, что это идея света и раскрытия, притяжение света святости также в такое место, где есть зло в потенциале и в сокрытии[123].

И следует добавить, что различие между Бейс Шамай и Бейс Гилель это также в уровне Торы, с помощью которого происходит очищение мира.

«Бейс шамай бехаддей тфей» – более высокий уровень в изучении Торы («потенциал» в Торе), что силой этого они могут очистить (не только явное зло, но также) скрытое зло, в отличие от них Бейс Гилель, которые изучают Тору как она имеет отношение к действию и раскрытию, (отрытая Тора) – в их задачу не входит очистить скрытое зло, и в такой ситуации, когда не ставится задача очистить скрытое зло, нельзя отталкивать и удалять вещи, которые возможно приблизить и поднять к святости.

И поэтому:

В настоящее время, когда положение мира таково, что большинство людей не имеют отношения к уровню Бейс Шамай, чтобы взвешивать и уточнять их пути с полной осторожностью, также от скрытого зла, и очистить его с помощью более высокого уровня в Торе, — Галаха идет по Бейс Гилель, и вплоть до того, что когда «посчитали и большинство было у Бейс Шамай над Бейс Гилель», «тот день был тяжел для Израиля, как день, когда сделали тельца», ибо, посредством того, что отталкивают и отдаляют от границы святости такие вещи, которые могли бы приблизить и поднять к святости, — само собой добавляется силы у противоположной стороны.

Однако, в дни Мошиаха Галаха будет как Бейс Шамай, — поскольку изменится природа мышления мудрецов Израиля, в соответствии с изменением положения в мире в дни Мошиаха[124] (в соответствии с принципом «нет у судьи, но только то, что видят его глаза») по мнению Бейс Шамай, ибо, после того, как будет завершено очищение добра от зла, все будут в положении и состоянии «шом орхойсов», уточнять и взвешивать свои пути с самой большой осторожностью также от скрытого зла (находящегося в сокрытии и в потенциале), и вплоть до устранения возможности не-желательного дела, посредством отталкивания и отдаления вещей, в которых есть скрытое зло (поскольку еще остается в мире существование зла, как объяснялось выше, п. 12); и это будет реализовано посредством раскрытия более высокого уровня в Торе («мехаддей тфей») у всех сынов Израиля, — «Тойро хадошо мейити тейцей», смысл заповедей и тайны Торы, что поскольку они выше того, чтобы относиться к очищению мира, устраняется посредством их даже возможность для не-желательных дел.

Йуд далет

И следует добавить, что также в связи и в отношении к празднику Швуэс, «Время дарования Торы нашей» – когда была дана вся Тора целиком, включая также «Тойро хадошо», которая «от Меня выйдет» (как говорилось выше п.4) – мы находим подобие того, что Галаха по Бейс Шамай, подобие обновления Галахи, что Галаха будет по Бейс Шамай в дни Мошиаха[125]:

В конце законов праздника Швуэс[126] пишет Алтер Ребе: «На исходе праздника Швуэс запрещено поститься по закону, поскольку это был йойм товуах — день принесения жертвоприношений в то время, когда стоял Храм, т.е. что в тот день приносили ойлойс реийо (жертвы всесожжения), которые не могли принести в сам праздник, поскольку нет в них никакой необходимости охел нефеш («еда души» – в праздник разрешается готовить только то, что необходимо для еды).. и несмотря на то, что это по словам дома Шамая, а по мнению дома Гилеля – разрешено приносить их также в сам праздник, тем не менее, поскольку в этом вопросе сделали Бейс Гилель по их словам, и многие из Израиля поступали так, приносить их после праздника, и сделался им этот день, на исходе праздника как сам праздник, когда запрещено оплакивать и поститься, поэтому также сейчас, когда разрушен Храм, не разрешено оплакивать и поститься в этот день.

И следует сказать объяснение в этом – в внутреннем смысле этих вещей[127]:

Приводится в Геморо[128]: «канун Ацерет (Шавуот) – опасно (пускать кровь), поскольку выходит в этот день ветер, и имя его – товуах, ибо, если бы не приняли Исроэл Тору, он бы убил их, их плоть и их кровь[129]«. И спрашивает в Хидушей Агадот Магаршо[130]: «На первый взгляд, не следовало называть его товуах, а «товеах«, поскольку он пришел убивать других». И объясняет, что «тот ветер, что он же – сотон, он же – йецер горо, он же дух מ»ה  что пришел убить Исроэл, если бы они не приняли Тору, но, поскольку приняли Тору и победили свой йецер, наоборот, зарезалиИсроэл дурное начало«.

И следует сказать, что это также содержание идеи «йом товуах» (исход праздника Швуэс) – зарезание йецер горо. Т.е., в канун праздника Швуэс, перед получением Торы, «вышел в него ветер», «который пришел зарезать Исроэл, если бы они не приняли Тору», а на исходе праздника Швуэс, после того, как приняли Тору, он сделался «йом товуах» – на имя, что «зарезали Исроэл йецер горо».

И объяснение того, что «в этом деле сделали бей Гилель по их словам (по словам Бейс Шамай), и многие из Исроэл вели себя по их мнению, приносить жертвоприношения после праздника», — следует сказать, что в сам праздник, время дарования Торы нашей, которая включает (в сокрытии) также «новую Тору (которая) от Меня выйдет», смысл заповедей и тайны Торы, которые выше чем отношение к очищению зла,  нет (места и) необходимости в зарезании йецер гара[131] (по мнению Бейс Шамай, что со стороны их достоинства в изучении Торы, «мехаддей тфей», отрицают и уничтожают также сокрытое зло, и саму возможность на не-желательные вещи), поэтому исход праздника Швуэс (именно) это «йом товуах».

Тес Вов

И кроме хидуша дней Мошиаха, что Галаха будет по Бейс Шамай, что то, что было разрешено по мнению Бейс Гилель, будет запрещено в соответствии с мнением Бейс Шамай, будет также «обновление Торы» в будущем, в том, что будет разрешено то, что было запрещено[132], — что Вс-вышний разрешит шхиту шор-а-бар плавниками ливьятана.

И сначала нужно объяснить, что кроме слов Мидраша «разве же это кошерная шхита?», и разве не так мы учили, «Все могут делать шхиту, и любым инструментом можно делать шхиту, и всегда можно делать шхиту, кроме серпа и пилы и зубов, поскольку они душат», непонятно также (прежде всего) из «все могут делать шхиту», поскольку это шхита, не произведенная руками человека, (а посредством ливьятана), а мы учили в Мишне[133]: «упал нож и зарезал… псуло, поскольку сказано[134]: «и зарежешь и будешь кушать» – то, что ты зарезаешь, ты кушаешь[135]«.

И следует сказать объяснение в этом – что шхита шор-а-бар плавниками ливьятана в будущем будет произведена самим Вс-вышним[136], т.е., что плавники ливьятана – это нож, которым Вс-вышний зарежет шор-а-бара. И, поскольку идея хидуш Тора, что про эту шхиту изначально не были сказаны законы шхиты (как объяснялось выше п.5), это включает также то, что про эту шхиту не сказан закон «то, что ты режешь, ты кушаешь» (шхита человеком именно), поскольку она делается самим Вс-вышним.

И в объяснении причины того, что шхита Вс-вышнего не имеет статус шхиты человека по законам Торы (хотя «говорит слова Его Якову» – «то, что Он делает, он говорит Исроэль делать»), следует сказать:

Содержание шхиты – «»вешохат» означает «вемошах»», что посредством этого происходит очищение и притяжение и подъем животного, что становится кашерным и годным для еды человека, чтобы стать его плотью и кровью, и этой силой он будет делать свою работу, служить своему Господину, посредством исполнения Торы и мицвойс. И, следовательно, в содержании шхиты подчеркивается общая идея очищения и подъема аспектов этого мира к святости, и вплоть до полного совершенства – зарезания йецер га-ра (как объяснялось выше, п. 12)

И в соответствии с этим понятно различие между шхитой человека и шхитой Вс-вышнего, что в шхите человеком, поскольку действие очищения происходит силой человека, есть определенные ограничения в способе очищения, которые выражаются в деталях законов шхиты в Торе, и без них шхита становится негодной; в отличие от этого, в шхите Вс-вышним, поскольку действие очищения производится самим Вс-вышним, невозможны в этом ограничения, и поэтому любым способом шхита кашерна.

Тес заин

И следует добавить и объяснить то, что говорилось выше (о добавлении трех городов-убежищ в дни Мошиаха, Галаха по Бейс Шамай, и разрешение шхиты шор-абар) более глубоко:

И сначала нужно привести то, что объясняется в другом месте в отношении общей идеи заповедей «не делай», которые будут также в дни Мошиаха, когда основная работа будет в «Асей тойв» – что тогда будет их исполнение «в их корне Свыше, что это есть святые гвуройс», гвуройс, которые выше, чем хасодим, и, как известно, что корень заповедей «не делай» он выше чем корень заповедей «делай», подобно достоинству отрицательного постижения относительно позитивного постижения, что поэтому их исполнение —  не способом действия, «встань и делай», а способом отрицания «сиди и не делай».

И в соответствии с этим следует объяснить также спор Бейс Шамай и Бейс Гилель, в корне этих вещей: Бейс Шамай, что корень их душ – со стороны гвуройс, святые гвуройс, которые выше, чем хасодим, видели эти вещи в их корне (потенциально), в аспекте святых гвуройс, которые не раскрыаются иначе, как посредством негативного постижения, (которое выше, чем позитивное постижение, «мехеддэй тфей»), «сиди и не делай», Бейс Шамай запрещают, а Бейс Гилель, что корень их душ со стороны аспекта хасодим, видели эти вещи, как они в раскрытии (в дейстивии), вещи, которые притягиваются и раскрываются способом позитивного постижения, «встань и делай» – Бейс Гилель разрешают.

И поэтому:

В настоящее время, когда большинство людей не имеют отношения к уровню Бейс Шамай, чтобы взвешивать и уточнять в корне вещей Свыше, в аспекте гвуройс кдойшойс (негативное постижение), но только, как это в раскрытии и в действии, что от них могут произойти не-желательные вещи, — следует усилить хасодим над гвуройс. И поэтому установлена Галаха по Бейс Гилель (милосердие), и вплоть до того, что Бейс Шамай против Бейс Гилель – это не мишна. И вплоть до того, что в отношении галахот, в которых «посчитали и было больинство у Бейс Шамай над Бейс Гилель» (усиление гвуройс над хасодим) сказали Хазал что «тот день был тяжел для Израиля как день, когда был сделан золотой телец» (корень всех не-желательных событий), поскольку из усиления гвуройс (бейс Шамай) над хасодим (бейс Гилель) могут произойти не-желательные вещи.

Однако в дни Мошиаха, когда завершится очищение добра от зла, и не будет места для опасения от не-желательных вещей, все будут находится на таком уровне, что смогут уточнять и взвешивать в корне вещей Свыше, в аспекте гвуройс кдойшойс, аспект негативного постижения, и поэтому, те вещи, которые были разрешены в настоящее время в соответствии с мнением Бейс Гилель, будут запрещены в дни Мошиаха в соответствии с мнением Бейс Шамай, поскольку раскроется в них достоинство и совершенство святых гвуройс, которые выше, чем хасодим, что их притяжение подобно негативному постижению.

И в соответствии с этим следует объяснить также содержание идеи городов-убежищ для убившего душу в дни Мошиаха:

Убивающий душу (корень всех не-желательных вещей, на которые мы заповеданы заповедями «не делай») указывает на корень достоинства заповедей «не делай», святые гвуройс, готорые выше, чем хасодим, негативное постижение.

И нахождение убившего душу в городе-убежище указывает на изучение Торы («слова Торы служат ему убежищем»), и, в особенности, посредством нового раскрытия в Торе, «и добавишь себе еще три города», смысл заповедей и тайны Торы (как объяснялось выше п.12), притягивается и раскрывается также корень заповедей «не делай» – негативного постижения – таким образом, что это воспринимается в пнимиюс, т.е. что также самые высокие вещи, которые сами по себе не могут раскрыться способом позитивного постижения, но только способом негативного постижения, притягиваются и раскрываются силой Вс-вышнего способом позитивного постижения.

И следует сказать, что эта идея подчеркивается также в практическом действии (кроме изучения Торы) по крайней мере в одной вещи, — в разрешении шхиты шор-абар плавниками ливьятана, — что даже такая вещь, которая постигается только негативно, поскольку не может прийти в позитивном постижении, что поэтому запрещена в еду, ибо оно не может прийти таким образом, что станет его плотью и кровью, прийдет и раскроется способом позитивного постижения, что поэтому будет разрешено в еду, что прийдет в пнимиюс и станет его плотью и кровью.

И в объяснении причины, почему эта идея подчеркивается именно в разрешении шхиты шор-абар плавниками ливьятана, — следует сказать:

Объясняется в друшей хасидус, различие между ливьятан и шор-абар в служении человека, что ливьятан, что его место в море, мир сокрытия, указывает на духовное служение в соединении высших сфирот (мейахед йихудим) и т.д., а шор-абар, который находится на суше, мир раскрытия, указывает на работу в материальности, в очищении этого мира. И есть в одном то, чего нет в другом: работа в духовности (ливьятан) она происходит способом подъема вверх, ибо постигают очень высокие света, но нет в этом совершенства притяжения вниз, а работа в материальности – она в способе притяжения вниз, но нет в ней достоинства более высоких светов. И в будущем мире соединятся оба достоинства вместе – что также внизу будут притянуты и раскроются самые высокие света, посрдеством того, что ливьятан сделает шхиту и поднимет («вешохат означает «вемошах») шор-абар, т.е., что раскроется достоинство высшеих светов (подъем посредством ливьятан) в аспектах работы внизу (шор-абар)

Т.е., что шхита шор-абара – это содержание и итог общности нашей работы и наших дел в очищении мира, поэтому, раскроется в этом полнота совершенства общности всей работы, что также самые высокие вещи, постижимые только негативно (ливьятан, мир сокрытия) будут притянуты способом позитивного постижения (шор-абар, мир раскрытия), что поэтому Вс-вышний разрешит кушать шор-абар, зашхитованного запрещенным (до того) способом, посредством того, что «новая Тора от Меня выйдет», что также самый высокий уровень в Торе, «мейити» – «от Меня» именно, которая не может раскрыться в настоящее время, и возможно в ней только негативное постижение, — «(от Меня) выйдет» – что выйдет и будет притянута и прийдет вниз способом позитивного постижения, ибо «будут весь Исроэл великими мудрецами и познают сокрытые вещи, и постигнут знание их Творца насколько способен человек, ибо сказано: «И наполнится земля (мир раскрытия) знанием Б-га, как воды покрывают море (мир сокрытия).

 

 



[1] Гилхойс Тшуво гл. 9 галаха 2

[2] в конце Гилхойс Млохим

[3] Йешайа 51, 4 «Ибо Тора от Меня выйдет»

[4] Вайикро Рабо гл. 13, 3

[5] Ялкут Шимони Йешайа ремез 429

[6] и см. также комм. Радак и Мцудот Давид на посук «Ибо царь Мошиах будет учить…»

[7] Авода Зара гл. 2 в конце Галахи 7

[8] Комм. «Пней Мойше»

[9] «Поцелует меня поцелуями уст своих» (Шир гаШирим 1, 2)

[10] Раши на посук

[11] и см. Тания Игерес а-Койдеш симан 19: «Смысл заповедей не был раскрыт…И также в некоторых местах, где был раскрыт и объяснен какой-либо смысл понятный нам на первый взгляд, этот смысл понятный нам, не есть полное и исчерпывающее объяснение смысла заповеди, но в нем самом скрыт глубинный смысл и тайная мудрость…»

[12] см. Ликутей Тойро Цав 17, 1 и далее Шаар го-эмуно гл. 56 и далее, и еще.

[13] Хулин 15, 2 в мишне

[14] гл. Рээй 13, 11

[15] Ницовим 29, 28

[16] Эмойр 23, 24

[17] Ницовим 30, 12

[18] Рамбам, законы Основ Торы начало гл. 9

[19] см. Бава Меция 59, 2

[20] Как в пнимиюс Торы, которая раскрылась в наше время, — что «большая часть тайн Торы, что это есть мудрость каббалы, и знание Вс-вышнего, скрыты в Агадот» (Законы Изучения Торы Алтер Ребе, гл. 2, Галаха 3), «слова мудрецов, что связали их с толькованием псуким, что это есть агадот» (там же, гл. 1, галаха 4). И см. подробнее в Шоймер Эмуним, викуах 1

[21] В объяснении различия между ними – см. подробно Ликутей Сихойс ч. 19, стр. 177 и ссылки там.

[22] См. Мегила 19, 2; Йерушалми Пейо гл. 2 галаха 4, Шмойс Рабо нач. гл. 47 и еще

[23] И следует отметить, что «Каждый человек из Израиля может раскрыть сокрытую мудрость и обновить новое знание как в галахот, так и в агадот, как в ниглэ, так и в нистар… и обязан это делать» (Тания Игерес а-Койдеш симан 26) И см. Законы Изучения Торы Алтер Ребе гл. 2 галаха 2

[24] см. Шмот Раба гл. 41, 6: «И разве всю Тору выучил Мойше? – Но – общим принципам научили его» (и см. подробно Ликутей Сихойс ч. 19 стр. 252 и далее и там ссылки)

[25] Язык Алтер Ребе в Законах Изучения Торы там.

[26] Сефер га-мааморим 5656 г., стр. 356, гемшех 5666 г., стр. 23, 546; Гемшех Таарав (5672 г.) ч. 1 стр. 366 и еще.

[27] Когэлет Раба гл. 11, 8 и подобно этому там, начало гл. 2

[28] по Млохим Алеф 5, 11

[29] И в соответствии с этим лучше понятна необходимость добавления «насколько есть сил у человека» (хотя, на первый взгляд, тем самым уменьшается величие постижения знания их Творца) – поскольку без этого это не соответствует принципу что Тора «не на небе она»

[30] см. также Тания Игерес а-Койдеш там (стр. 143, 1) «Как это может быть, что в дни Мошиаха не нужно будет знать законы исур и гейтэр… ведь как же тогда будут делать шхиту жертвоприношениям и также хулин если не будут знать законы дросо и халодо и шгийо, которые делают шхиту некошерной, и зазубренность ножа, и разве родится человек по природе его что будет резать без шгийо и дросо и также нож будет столь крепок, что на нем никогда не будет зазубрин»?

[31] Хидушей гаРаДаЛ на Вайикро рабо там, Хидушей МогаРаЦ Хают на Хулин 67, 2 и на Нида 61, 2 и ссылки там

[32] Рамбам Законы основ Торы гл. 9 галаха 3

[33] Цофнат Паанеах на Тору на посук и ссылки там. И см. подробно Ликутей Сихойс ч. 14 стр. 70 и далее

[34] Рээ 12, 13

[35] Шофтим 18, 15

[36] Йевамот 90, 2; Сифри на посук

[37] Пример на это: различие между разрешением хилуль шабат при пикуах нефеш, «сказала Тора, нарушь ради него одну субботу…» (Шабат 151, 1 и ссылки там), что временно разрешила Тора нарушить шабат, и между принесением двух ягнят в субботу, что это не есть отталкивание или разрешение на хилуль шабат, но что закон «мехалель» не был сказан изначально в отношении жертвоприношений (и см. подробно в Ликутей Сихойс ч. 16 стр. 237 и далее, и ссылки там)

[38] И, более того: даже в вопросе, о котором спорят мудрецы Израиля (что оба мнения соответствуют разуму человека, который учит по правилам Торы) — есть различные мнения, можно ли полагаться на сообщение с Неба (бат кол и т.д.) которое сообщает, что галаха по такому то мнению. И см. далее сеиф заин.

И следует обратить внимание на спор пойским в сугие «спорили в месивта дэракиа…» (Бово Меция 86, 1) – или Галаха по мнению Вс-вышнего, который говорит «чист», — как объясняет Алтер Ребе в Ликутей Тора в конце гл. Тазрия, «Рамбам в  конце гл. 2  מהט»צ постановил по мнению месивта, что софек – томэй, и пишет Кесеф Мишне, поскольку Тана Кама и р. Йегошуа спорят об этом в конце гл. 4 в Негоим, и Галаха как Тана Кама, и несмотря на то, что Вс-вышний говорит «чист», не на небе она…, однако в הר»ש в конце гл. 4 Негоим машма, что Галаха  как раби Йегошуа, поскольку Вс-вышний сказал «чист», и объясняет, что уровень Раба бар Нахмани который сказал «я единственный в негоим» – выше уровня большинства мудрецов его поколения, относится к уровню Торы, как она у Вс-вышнего, а Галаха в Торе (которая «не не небе она») – по мнению большинства, «за большинством клонись», и поэтому постановил Рамбам по мнению Тана Кама, а הר»ש постановил по мнению р. Йегошуа, ибо «следует сказать, что здесь – отличается, что это не подобно тому, что сказано «за большинством клонись», ибо это только в споре мудрецов Мишны друг с другом, но здесь – не так, ибо Вс-вышний сказал «чист». И не здесь место этого.

[39]  Рамбам начало Гилхойс Мамрим

[40] Язык Рамбама там, Галаха 2

[41] как известно доказательство из Шатнез – см. Ликутей Сихойс ч. 3 стр. 782 и ссылки там

[42] Эйрувин 13, 2

[43] Тойсфойс Дибур а-масхил «кан» Эйрувин 6, в конце стр. 2 и еще

[44] Йевамот там

[45] Как в Бово Меция там, в отношении спора р. Элиэзера и мудрецов, когда голос с Неба сказал, что Галаха по мнению одного, против принципа в Торе, что Галаха по большинству.

[46] Мишпотим 23, 2, Рамбам Законы Сангедрин начало гл. 8

[47] Подробности различных мнений в этом – см. Энциклопедия Талмудит «Бат Кол» и ссылки там.

[48] Хагига 3, 2

[49] Когелес 12, 11

[50] Йисрой 20, 1

[51] Йерушалми Сангедрин гл. 4 галаха 2; Мидраш Тегилим 12, 7 и еще

[52] И, как мы видим, что одна и та же идея на уровне разума может привести к двум противоположным чувствам, и например: «все направление мыслей сердца его – только зло… сотру человека…» (Берейшис 6, 5-7), «ибо направление сердца человека – зло от молодости его, и не буду больше уничтожать…» (Ноах 8, 21) – что то самое объяснение, которое изначально было для обвинения, перевернулось в оправдание.

[53] И в вопросах, которые зависят от глубокого изучения и размышления, пророк не имеет преимущества перед мудрецом, и если будут тысяча пророков как Элиягу и Элиша, и 1001 мудрец, закон – по мудрецам, как сказано «за большинством склоняйся» (предисловие Рамбама к комментарию Мишны, начальные слова «вегахелек гашейни» в конце)

[54] Сангедрин 6, в конце стр. 2 и ссылки там; Рамбам гилхойс Сангедрин гл. 23 галаха 9

[55] И также в соответствии с тем, что объясняется в некоторых местах (Биурей аЗогар Адмур гоЭмцои Вайишлах 20, 2) что великие таноим и амойроим видели законы Торы, как они Свыше, и в соотвествии с этим устанавливали Галаху, — следует сказать, что это после того, как их видение Свыше опустилось и оделось в человеческий разум, что поэтому это не противоречит принципу «не на небе она»

[56] Кроме нескольких вопросов, где бейс Шамай облегчают, а бейс Гилель устрожают (Адайот

[57] Брахот 36, 2 и ссылки там

[58] см. מד»ש на Пиркей Авот Перек 5 Мишна 19; מק»מ  к Зогар ч. 1 17, 2; Ликутей Тора Корах 54 в конце стр. 2 и далее, Тосафот хадашим на Авот в начале

[59] Как в наше время, — в вопросах, в которых  «проголосовали, и большинство было у бейс Гилель против бейс Шамай» (Шабат 13, 2 (в Мишне) и Раши), и подобно этому в вопросах, в которых «вернулись бейс Гилель, чтобы учить закон как бейс Шамай» (см. например, Адайот гл. 1 Мишна 12-14. И еще)

[60] И это «кол шекен и кал вехомер» (тем более) в сравнении с тем, что сказано «Бейс Дин а-годол, который учил по одной из мер, в соответствии с тем, как видно в их глазах, что закон таков (ибо в подобных вопросах спорят бейс Гилель и бейс Шамай), и судили суд, и встал после них другой бейс Дин, и кажется ему правильным другое объяснение, которое отменяет решение предыдущего суда, — он имеет право отменить предыдущее решение и судить в соответствии с тем, как это выглядит в его глазах, как сказано (Шойфтим 17, 9) «К судье, который будет в те дни», ты не обязан идти, но только в бейс дин в твоем поколении». И тем более и тем более, когда бейс дин, который встал после них, «больше, чем первый, по мудрости и по числу»*, что тогда он может отменить также гзейро или таконо или обычай**, который распространился по всему Израилю (Рамбам законы мамрим, гл. 2 галаха 1-2)

И следует обратить внимание из того, что сказано в Йома 80, 1: «может быть, прийдет другой бейс дин, и увеличит размеры (шиурин)», «может, будет отстроен храм в его дни, и будет новый бейс дин, и обновится Галаха…» (Раши там)

———

*) И логично предположить, что бейс дин годол в будущем мире будет больше всех бейс динов во всех поколениях перед ним в мудрости и в числе, ибо, поскольку в будущем «станут весь Исроэл великими мудрецами», будет число мудрецов поколения, которые соглашаются и принимают слова бейс дин (как объясняет Рамбам там (Галаха 2) смысл выражения «больше… числом») больше, чем число мудрецов поколения, которые приняли решение бейс дин во всех поколениях перед этим, а те, кто будут избраны из всего Израиля (которые будут «великими мудрецами») в бейс дин годол, безусловно, будут самими большими мудрецами, больше, чем в поколениях перед этим, и тем более и тем более, что рош ешива, ав бейс дин, носи, который занимает место Мойше рабейну – Царь Мошиах, — будет велик мудростью больше, чем все главы бейс дин в предыдущих поколениях (как объясняет Рамбам в комм. на Мишну (Адайот гл. 1 Мишна 5) выражение «велик мудростью»), включая также Мойше рабейну, ибо Мошиах будет учить Тору также с таноим и амойроим… и Мойше рабейну (см. Ликутей Тойро в сноске 12 и в неск. местах)

**) кроме тех вещей, которые бейс дин постановил запретить, для того, чтобы сделать ограду закону (там, Галаха 3), как приводится в Геморо (Авода зара 36, 1) «Во всем может бейс дин отменить решение другого бейс дин, кроме 18 вещей (бейс Шамай и бейс Гилель вместе постановили их в первой гл. Шабат), что даже если прийдет Элиягу и его бейс дин, — не слушают его»

[61] И это есть объяснение того, что «спорили в Небесной ешиве…Вс-вышний говорит… а вся ешива говорит…» (см. выше сноска 38) – ведь на первый взгляд, если слышат, что Вс-вышний говорит так, как же после этого говорят не по мнению Вс-вышнего, — по, поскольку их псак дин должен быть в соответствии с их пониманием, поэтому, поскольку не постигли своим разумом объяснение Вс-вышнего, были вынуждены постановить так, как это воспринимается их разумом (см. Ликутей Тойро Тазриа 24, 2 и далее)

[62] Зхарья 13, 2

[63] Шабат там

[64] там, 17, 1

[65] день, когда посчитали и большинство было у бейс Шамай над бейс Гилель – Тосефта там гл. 1 галаха 5; Йерушалми там гл. 1 галаха 4

[66] В отличие от шхиты шор-а-бар плавниками ливьосона – что источник этого – в Мидраше (уровень «драш» в Торе), и Галахи по бейс Шамай (в дни Мошиаха) – что источник этого в книгах каббалы (уровень «сод» в Торе).

[67] Таков язык заголовка – в издании Венеция 5284 и 5310 (1524 и 1560) гг.

[68] Гл. 11 галаха 1

[69] Ницовим 30, 3

[70] Галаха 2

[71] Шойфтим 19, 8-9

[72] Ликутей Сихойс ч. 18 стр. 280

[73] Включая также, что сила вечности (не только духовное содержание этого, но также) буквальный смысл заповедей – как продолжает Рамбам (в изданиях, над которыми не была властна рука цензора): «И каждый, кто добавляет или убавляет или раскрывает лица в Торе и вывел смысл мицвойс за пределы их простого смысла (т.е. отрицает буквальный смысл заповедей) , это несомненно злодей и апикорос»

[74] Шойфтим 19, 3

[75] как со стороны убивающего – ибо также шойгег (совершающий по ошибке) нуждается в искуплении (Раши Ноах 9, 5; Раши Швуот 2, 1 (нач. сл. «Тойло»)), и, как известно, что также шойгег происходит от усиления дурного начала и т.д. (см. Ликутей Тора АриЗаль гл. Вайикро; Тания Игерес а-койдеш в конце симан 28); и также со стороны убитого – что то, что его убили по ошибке – это потому что он был достоин смерти за то, что убил злонамеренно без свидетелей (Макойс 10, 2; Раши Мишпотим 21, 13, и см. Раши Ноах там)

[76] см. подробно в Ликутей Сихойс ч. 24 стр. 107 и далее. И ссылки там

[77] Шабат 88, 2

[78] там же, 89, 1

[79] Йешая 42, 21; Хулин 66, 2

[80] Сота 44, 1 и ссылки там

[81] по обсуждаемой далее теме см. Тания Игерес а-койдеш симан 26, и подробно – контрос Эц а-Хаим гл. 11 и далее. И см. также Ликутей Тора Шир а-ширим 48, 1 и далее.

[82] Зогар ч. 3 124, 2 – в Райо Мегеймоно

[83] Берейшис 2, 17

[84] И даже изучение таким образом, как «увеличит Тору и укрепит ее» «учи и получай награду» это также в вопросах, связанных с добром и злом

[85] там же 3, 22

[86] Диврй а-ямим алеф 28, 9. И см. Тания Контрос Ахарон стр. 156, 2

[87] Игерес а-койдеш там (145, 1 в конце)

[88] там же (143, 1)

[89] там же (145, 2). И в продолжение: «и также возможно и близко к истине предположение, что будут знать из пнимиюс Торы все законы открытой Торы, как Авроом овину олов а-шолом, и поэтому не будет необходимости заниматься ими вообще»

[90] см. Мааморим-контрейсим ч. 1 стр. 191, 2, и далее. И еще.

[91] Бемидбар Раба гл. 23, 13

[92] По обсуждаемой далее теме см. Ор гаТора Масэй, стр. 1414 и далее. Дибур а-масхил ЭДабейр Эл бней Исроэл… Ки атэм ойврим…» 5651 (Сефер а-мааморим 5651 стр. 197 и далее). Дибур а-масхиль «Вайдабер… вегикрисэм лохем орим…» 5665 (сефер а-мааморим 5665 стр. 325 и далее). Этот же дибур а-масхиль 5712, 5717

[93] Масэй 35, 11 «Убивающий душу (по ошибке)»

[94] Ноах 9, 6 «проливающий кровь человека человеком»

[95] Ликутей Тора Бемидбар 13, 3. Каждый грех приводит к «проливанию крови» (жизненности) из сфирот высших миров, которые называются «одом гоэльон» («высший человек») или «одом дикдушо» («святой человек»), поскольку структура сфирот подобна структуре человека (см. Посах Элиягу http://chassidus.ru/ant_hu_chad.htm ) в «одом диклипо» – «человека клипы», т.е. в сфирот миров клипы (нечистоты) см также. Тания гл. 6 http://chassidus.ru/tanya/sefer_shel_beynonim/perek_06.htm (прим. переводчика)

[96] Рамбам законы Гейрушин в конце гл. 2

[97] Шойфтим 19, 4

[98] Сота 3, начало стр. 1

[99] Мишпотим 21, 13

[100] Тегилим 66, 5

[101] Танхума Вайейшев, 4

[102] Макот 10, 1

[103] И «город убежище» означает: «город» – который строится из домов, а каждый дом – из камней, и камни указывают на буквы Торы (как приводится в Сефер Йецира (гл. 4 мишна 12) «два камня строят два дома» и т.д.), и из их соединения строятся дома, слова Торы, и в соединении всех их вместе строится город, вся Тора целиком; и «миклот» — «убежище» – от языка «клито» – «восприятие внутрь», что указывает на то, что разума человека находится «внутри» Торы, и Торы находится «внутри» разума человека (как объяснятся в Тания (гл. 5), что разум схватывает и окружает постигаемое, и также одевается в нем).

[104] Бава Батра 17, 1

[105] И подобно этому сказали Хазал: «Я сотворил йецер-гара, и Я сотворил для него Тору – приправу» (Бава Батра там, Кидушин 30, 2), «Если встретил тебя этот негодяй, тяни его в бейс Мидраш…» (Кидушин там, Сука 52, 2)

[106] И следует указать, что Тора сравнивается с кровью, «кровь — это душа», что посредством ее притягивается жизненность души, и это есть смысл того, что сказано «Вот Тора – одом» – буквы Але»ф – До»м (Шал»о в предисловии Бейс Исроэл Бейс Довид (21, 1), Ликутей Тора там, 1)

[107] см. Тшувот и биурим (Кегос 1974) симан 11, п.1

[108] И только после этого, в мире оживления мертвых, уничтожит Вс-вышний существование зла из мира, как сказано: «дух нечистоты Я удалю с земли», и про эту эпоху сказали Хазал (Нида 61. 2) что «заповеди будут отменены в будущем мире*» *см. הגהות יעב»ץ ר»ה ל. א., Игерес аКойдеш в конце симан 26). И в соответствии с этим следует сказать, что трапеза ливьятана и шор-абара (что в ней будут кушать от этой шхиты, которую разрешит Вс-вышний) будет в дни Мошиаха, перед оживлением мертвых**, ибо после того, как «мицвойс будут отменены» нет места для обсуждения, кошерная ли это шхита, и нет необходимости в «обновлении Торы».

——-

*) Различные мнения и обсуждение этого вопроса – см. подробно в книгах, которые приведены в Сдей Хемед כללים וש»ח в разделе «מצות אם בטלות», Тшувот убиурим там (и сноска 9)

**) Различные мнения и обсуждение времени этой трапезы  — см. в ссылках в Тшувот убиурим там сеиф 11 в конце (сноска 23)

[109] И подобно тому, как также в дни Мошиаха «будет требоваться знание законов запрещенного и разрешенного, нечистоты и чистоты», хотя не потребуется заниматься их изучением, поскольку они будут «открыты и известны каждому человеку из Израиля изначальным знанием, без забывания», как говорилось выше, п.11

[110] см. также Сефер а-мааморим 5619 г., стр. 415

[111] см. Ор а-Тора там: «Шесть городов-убежищ – следует сказать, подобно шести седерам Мишны… три города-убежища – следует сказать подобно тройной Торе.. когда расширит Вс-вышний границы наши – нужно добавить три города убежища, и это есть раскрытие смысла Торы в будущем».

[112] Рамбам Гилхойс ройцеах ушмирас а-нефеш гл. 8 галаха 4

[113] См. подробно Дибур а-масхил «Ал Тоцар эс Мойав» в мааморим Мителер Ребе, Дворим, в начале

[114] См. также Сефер а-мааморим 5619 г. и 5709 г., которые указаны в ссылке 26. И еще.

[115] Сангедрин 107, 2 и ссылки там. Законы Изучения Торы Алтер Ребе гл. 4 галаха 17

[116] Авот гл. 2 Мишна 12; Рамбам законы Дейос в конце гл. 3

[117] Мишлей 3, 6. Рамбам там. Шулхан Орух Алтер Ребе Оррах Хаим симан 156 сеиф 2

[118] И следует отметить из объяснения принципов изучения законов Торы Бейс Шамая и Бейс Гилеля, что Бейс Шамай идут за потенциальностью, а бейс Гилель идут за реальностью (см. подробно «Гадран на Шишо Сидрей Мишно» (Сефер а-сихойс 5748 ч. 2 стр. 645 и далее)

[119] см. Зогар ч. 3 245, 1. Таамей Мицвойс Аризаль гл. Тейцей. Тания в предисловии. Там же Игерес а-койдеш симан 13. И еще.

[120] И следует заметить из того, что сказали Разал «Рабби Меир объяснял смысл имен» (Йома 83, 2. И см. подробно (по поводу объяснения имен) Тшувот убиурим указ. выше п. 1 и там ссылки).

[121] Моэд Котон 5, в конце стр. 1 и ссылки там

[122] Ийов 29, 3 «Когда Он зажигает свечу его над моей головой»

[123] см. Ликутей Тора Шир а-Ширим 48, конец стр. 2 и далее. И в неск. местах.

[124] И следует отметить из Таамей Мицвойс, указанных в ссылке 119: «Эти и эти – слова Б-га живого, ибо каждый и каждый говорил истину в соответствии с его уровнем, но Галаха – в соответствии со временем»

[125] И, как говорит Алтер Ребе в Тания гл. 36: «И уже было раньше подобие этого во время Дарования Торы»

[126] Шулхан Орух Орах Хаим симан 494 сеиф 19

[127] Объяснение с т.зр. открытой Торы – см. подробно Ликутей Сихойс ч. 28 стр. 24 и далее. И ссылки там.

[128] Шабат 129, 2

[129] И см. מחה»ש  к Орах Хаим в конце симан 468: «И известно, что во все времена, когда происходило с нашими отцами это событие, когда приходит это время, снова пробуждается немного подобие того события»

[130] К Сангедрин 43, 2

[131] Как говорит Алтер Ребе «Не могли приносить в праздник, ибо нет в них необходимости для еды души«, следует сказать, что «еда души» указывает на вещи, необходимые для Б-жественной души, как она сама по себе, безотносительно к очищению дурного начала.

[132] И подобно тому, что мы находим у рабби Меира, «что он говорит на нечистое – чистое, и приводит доказательства, на чистое – нечистое, и приводит доказательства (Эйрувин 13, 2 и см. Ликутей Тора в конце гл. Тазриа)

[133] Хулин 31, 1 – в Мишне

[134] Таво 27, 7

[135] Так объясняет הרש»ש  в Вайикро Раба там

[136]