Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ант гу хад

 С Б-жьей помощью

НАЧАЛ [ПРОРОК] ЭЛИЯГУ СВОИ СЛОВА ТАК: ВЛАДЫКА МИРОВ! КОГДА ГОВОРЯТ О ТЕБЕ, ЧТО ТЫ «ОДИН», — СЛОВО ЭТО НЕ ИМЕЕТ ЧИСЛОВОГО СМЫСЛА[1]. ТЫ ПРЕВЫШЕ ЛЮБЫХ ВЫСОТ, ТЫ ТАЙНА ВСЕХ ТАЙН, И РАЗУМ НАШ НЕ СПОСОБЕН ДАЖЕ ПРИКОСНУТЬСЯ К ТЕБЕ. ТЫ ЯВИЛ МИРУ ДЕСЯТЬ ОБОЛОЧЕК, КОТОРЫЕ МЫ НАЗЫВАЕМ «ДЕСЯТЬ СФИРОТ», ЧТОБЫ С ИХ ПОМОЩЬЮ УПРАВЛЯТЬ МИРАМИ СКРЫ­ТЫМИ, КОТОРЫЕ НЕПОСТИЖИМЫ, И МИРАМИ ОТКРЫТЫМИ; И ЗА ВСЕМИ ЭТИМИ ОБОЛОЧКАМИ ТЫ СКРЫВАЕШЬ СЕБЯ ОТ ЛЮДЕЙ. И ТЫ — ТОТ, КТО СВЯЗЫВАЕТ И ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ СФИРОТ; И ПОСКОЛЬКУ ТЫ ВНУТРИ НИХ, — ТОТ, КТО ОТДЕЛЯЕТ ОДНУ ИЗ ЭТИХ СФИРОТ ОТ ДРУГОЙ, СЧИТАЕТСЯ ПОСЯГАЮЩИМ НА ТВОЕ ЕДИНСТВО. ЭТИ ДЕСЯТЬ СФИРОТ РАСПОЛАГАЮТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ: СНАЧАЛА — СФИРОТ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ, ЗАТЕМ — СФИРОТ, ОГРАНИ­ЧИВАЮЩИЕ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ПОТОМ — СФИРОТ, УРАВНОВЕШИВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПЕРВЫХ ДВУХ, И ТАК ДАЛЕЕ. И ТЫ — ТОТ, КТО УПРАВЛЯЕТ ИМИ, И НЕТ НИЧЕГО, ЧТО УПРАВЛЯЛО БЫ ТОБОЮ САМИМ, — НИ В ВЫСШИХ СФИРОТ, НИ В НИЖ­НИХ, НИ В ЦЕНТРАЛЬНЫХ. СДЕЛАЛ ТЫ [ДЛЯ ЭТИХ СФИРОТ] ОДЕЯНИЯ, И ОТТУДА СПУСКАЮТСЯ В МИР ДУШИ ЛЮДЕЙ. ПРИДАЛ ТЫ ЭТИМ СФИРОТ ОСОБУЮ ФОРМУ, КОТОРАЯ ИМЕНУЕТСЯ «ТЕЛОМ», ИБО ПОДОБНО ТЕЛУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СКРЫТА ОНА ПОД ОДЕЯНИЕМ; ЭТИ ДЕСЯТЬ СФИРОТ СИМВОЛИЧЕСКИ ОБОЗНАЧАЮТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ: «ХЕСЕД» (ДОБРОТА) — ПРАВАЯ РУКА; «ГВУРА» (МОГУЩЕСТВО) — ЛЕВАЯ РУКА; «ТИФЕРЕТ» (КРАСОТА) — ТУЛОВИЩЕ; «НЕЦАХ» (ВЕЧНОСТЬ) И «ГОД» (СИЯНИЕ) — НОГИ; «ЙЕСОД» (ОСНОВА) — ЗАВЕРШЕНИЕ ТУЛОВИЩА, ЗНАК СВЯ­ЩЕННОГО ЗАВЕТА; «МАЛХУТ» (ЦАРСТВО) — УСТА, ИБО УСТА НАШИ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА УСТНОЙ ТОРЫ; «ХОХМА» (МУДРОСТЬ) — МОЗГ, ВМЕСТИЛИЩЕ МЫСЛИ; «БИНА» (ПОНИМАНИЕ)- СЕРДЦЕ, ИБО ГОВОРИТСЯ: «СЕРДЦЕ ПОСТИГАЕТ». И ПРО ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ СФИРОТ СКАЗАНО: «ТАЙНЫ [ВЕДОМЫ ЛИШЬ] ГОСПОДУ, БОГУ НАШЕМУ»[2]; «КЕТЕР ЭЛЬЙОН» (ВЫСШИЙ ВЕНЕЦ) — ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ, КАК СКАЗА­НО: «В НАЧАЛЕ ВОЗВЕЩАЕТ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ В КОНЦЕ».[3] ЭТО МЕ­СТО, НА КОТОРОЕ ВОЗЛАГАЮТ ТФИЛИН. И ВНУТРИ СФИРОТ — ИМЯ ВСЕВЫШНЕГО, ИМЕЮЩЕЕ ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ «45» (йуд – гей – вов — гей), И ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СУЩНОСТЬ МИРА «АЦИЛУТ» — ВЫСШЕГО ИЗ ДУХОВНЫХ МИРОВ, И ПИТАЮЩЕЕ ДРЕ­ВО [СФИРОТ] СО ВСЕМИ ЕГО ВЕТВЯМИ И ПОБЕГАМИ, КАК ВОДА ПИТАЕТ ДЕРЕВО, И ОНО РАСТЕТ БЛАГОДАРЯ ЭТОЙ ВЛАГЕ. ВЛАДЫКА МИРОВ! ТЫ — ИСТОК ВСЕХ ИС­ТОКОВ, ПРИЧИНА ВСЕХ ПРИЧИН; ТЫ — ТОТ, КТО ПИТАЕТ ДРЕВО СФИРОТ ТОЙ ВЛА­ГОЙ ИЗ ИСТОЧНИКА. ИСТОЧНИК ТОТ ДЛЯ ДРЕВА ЭТОГО — СЛОВНО ДУША ДЛЯ ТЕЛА, КОТОРАЯ ДАЕТ ТЕЛУ ЖИЗНЬ. НИ В СКРЫТЫХ МИРАХ, НИ В ОТКРЫТЫХ НЕ ИМЕЕШЬ ТЫ НИ ОБРАЗА, НИ ПОДОБИЯ. И ТЫ СОТВОРИЛ НЕБО И ЗЕМЛЮ, И СОЗДАЛ ИЗ НИХ СОЛНЦЕ, ЛУНУ, ЗВЕЗДЫ И ПЛАНЕТЫ, А НА ЗЕМЛЕ — ДЕРЕВЬЯ, РАЗНООБРАЗНЫЕ РАСТЕНИЯ, РАЙСКИЙ САД, ТРАВЫ, ДИКИХ И ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ, РЫБ И ЛЮДЕЙ. ТЫ СОЗДАЛ ЭТОТ МИР ТАКИМ, ЧТО, СОЗЕРЦАЯ ЕГО, МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЕГО ПРООБРАЗЕ — ВЫСШЕМ МИРЕ; И О ТОМ, КАК УПРАВЛЯЕШЬ ТЫ ВСЕМИ МИРАМИ — И ВЫСШИМИ, И НИЗШИМИ; НО, ХОТЯ МОЖНО ПОСТИЧЬ ВЫСШИЕ МИРЫ, СОЗЕРЦАЯ ЭТОТ НИЗШИЙ МИР, НЕТ НИКОГО, КТО ХОТЬ ОТЧАС­ТИ ПОСТИГ БЫ ТЕБЯ, ВСЕВЫШНИЙ! И БЕЗ ТЕБЯ НЕВОЗМОЖНО ЕДИНСТВО ВЫС­ШИХ И НИЗШИХ МИРОВ; ВСЕ, ЧТО ИЗВЕСТНО О ТЕБЕ, — ЭТО ТО, ЧТО ТЫ — ПРИЧИНА ВСЕМУ И ВЛАДЫКА ВСЕГО. И КАЖДАЯ ИЗ СФИРОТ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИМЯ, И ИМЕНА ЭТИ НОСЯТ АНГЕЛЫ. У ТЕБЯ ЖЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ИМЕНИ НЕТ, ИБО ТЫ — ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ ВСЕХ ИМЕН. И ВСЕ ОНИ ЛИШЬ В ТЕБЕ ОБРЕТАЮТ СВОЕ СОВЕРШЕНСТВО. И КОГДА ТЫ УДАЛЯЕШЬСЯ ОТ НИХ, СТАНОВЯТСЯ ВСЕ ЭТИ ИМЕНА ПОДОБНЫМИ ТЕЛАМ, КОТОРЫЕ ПОКИНУЛА ДУША. ТЫ МУДР — НО МУДРОСТЬ ТВОЯ НЕПОЗНАВАЕМА, ТЫ ПОСТИГАЕШЬ ВСЕ — НО ТВОЙ ПОСТИГАЮЩИЙ РАЗУМ НЕПОЗ­НАВАЕМ. НЕВОЗМОЖНО СКАЗАТЬ О ТЕБЕ, ЧТО ТЫ ПРЕБЫВАЕШЬ В КАКОМ-ТО ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ. И ОБЛЕКСЯ ТЫ В ДЕСЯТЬ СФИРОТ ДЛЯ ТОГО ЛИШЬ, ЧТО­БЫ ЯВИТЬ ЛЮДЯМ СИЛУ СВОЮ И МОЩЬ И ПОКАЗАТЬ ИМ, ЧТО МИР УПРАВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОМ И МИЛОСЕРДИЕМ И ЧТО СУЩЕСТВУЮТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВОСУ­ДИЕ В ВОЗДАЯНИИ ЛЮДЯМ ЗА ИХ ПОСТУПКИ. ЗАКОН СВЯЗАН СО СФИРОЙ «ГВУ-РА»; ПРАВОСУДИЕ — СО СРЕДИННЫМ СТОЛПОМ, НА КОТОРОМ ПОКОИТСЯ МИРО­ЗДАНИЕ, — (СФИРОЙ «ТИФЕРЕТ»); СПРАВЕДЛИВОСТЬ — СО СВЯЩЕННОЙ СФИРОЙ «МАЛХУТ»; ТОЧНЫЕ ВЕСЫ СИМВОЛИЗИРУЮТ ДВЕ НАДЕЖНЫЕ ОПОРЫ — СФИРОТ «НЕЦАХ» И «ГОД»; ТОЧНАЯ МЕРА СИМВОЛИЗИРУЕТ («ЙЕСОД») — ЗНАК СВЯЩЕН­НОГО ЗАВЕТА. И ВСЕ ЭТИ СФИРОТ СУЩЕСТВУЮТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ НАМ, КАК ТЫ УПРАВЛЯЕШЬ МИРОМ; ОДНАКО ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МЫ В СО­СТОЯНИИ ПОСТИЧЬ ТВОЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ОСНОВАННУЮ НА ЗАКОНЕ ТВОЕМ; И НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МЫ В СОСТОЯНИИ ПОСТИЧЬ ПРАВОСУДИЕ ТВОЕ, ОСНОВАННОЕ НА МИЛОСЕРДИИ, — ИЛИ КАКОЕ БЫ ТО НИ БЫЛО ИЗ СВОЙСТВ, ПРИСУЩИХ ТЕБЕ. БЛАГОСЛОВЕН ГОСПОДЬ, АМЕН И АМЕН![4]

(Перевод и комментарии издательства Шамир)


[1] «Один» не как начало числового ряда, за которым следует «два», а как всеобъемлющее единство и единственность, исключающие возможность существования «второго».

[2] Дварим, 29:28. Эти сфирот не раскрываются в мире, на что, среди прочего, указывает их соответст­вие внутренним органам человека.

[3] 2. Йешаягу, 46:10. Эти слова означают, что «конец заложен в начале» (Сефер йецира) и, таким образом, в сфире «Кетер» (венец), первой из сфирот, присутствует в скрытом виде последняя из сфирот — «Малхут» (царство) ; поэтому «высший венец» является «царским венцом».

[4] Тикуней Зогар, предисловие