Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рээй 5751

В формате Microsoft Word dvar_malchus/reey_5751.zip

Алеф

Главу Рээй читают всегда во время, которое относится к месяцу элул: в большинстве лет — в шабос меворхин хойдеш элул[1] (что в него притягивается благословение на и во все дни и аспекты месяца элул), а в некоторые годы — как в этом году — в (первый день) рош хойдеш[2] элул (который включает все дни и аспекты месяца элул).

И нужно понять связь и отношение главы Рээй к месяцу Элул (как известно, что времена года имеют отношение к главам, которые читаются в это время) – ведь, на первый взгляд, они наоборот, противоположны друг другу:

Идея месяца элул — «ани ледойди ведойди ли[3]«, первые буквы этих слов составляют название месяца «элул» — служение человека снизу вверх, «Ани ледойди» (что человек пробуждается, чтобы приблизиться к Вс-вышнему), и посредством этого и после этого достигается «ведойди ли» (раскрытие Вс-вышнего человеку).

А в главе Рээй — «Рээй онойхи нойсен лифнейхем гайойм брохо[4]» – подчеркивается, напротив, притяжение сверху вниз (что Вс-вышний дает человеку).

Бейс

И следует добавить в подчеркивании притяжения сверху вниз — во всех деталях слов «Рээй онойхи нойсен лифнейхем гайом»:

«Рээй» «смотри» — видение, выше, чем слушание [«не похоже слушание на видение», что поэтому «свидетель не может стать судьей… поскольку видели его… не найдут ему оправдания», в отличие от этого, когда он слышит (судья) из уст свидетелей, которые это видели], и из различий между ними — что шмио — слушание — это движение внизу вверх, когда он схватывает деталь за деталью, пока не постигает идею целиком, а видение — это движение сверху вниз, когда он схватывает сначала общую идею, и только после этого постигает детали.

«Онойхи» – «Я» — «сообщение Сущности и Сути Его (Того, к которому обращаются словом «Онойхи»)… путь возвышенности» (сверху вниз), что это есть различие между «ани» и «онойхи» (хотя их смысл и большая часть их букв (алеф, нун, йуд) одинаковы), ибо «когда сообщает вообще, говорит «ани», а когда сообщает о возвышенности, говорит «онойхи», как «онойхи горойэ[5]«, и как подчеркивается в «различие между «ани» и «онойхи» в добавлении буквы «хоф», которая указывает на кесер, что там основная идея возвышенности».

«Нойсен» – «даю» — сверху вниз — и «нойсен» именно, «кол анойсен беаин йофо гу нойсен[6]«.

«лифнейхем»- «перед вами», что означает — внутрь вас[7], что в этом подчеркивается еще больше притяжение свыше, которое приходит с самого начала в аспекте пнимиюс[8], и после этого притягивается также в аспект хицойниюс[9] (не так, как порядок движения снизу вверх, от хицойниюс к пнимиюс[10]).

«га-йом» – «сегодня» — что указывает на свет и раскрытие, и как сказано «и назвал Вс-вышний свет днем[11]«, и указывает также на вечность, что «сказали Разал, всюду где сказано «гайом» — это вечно и вовеки, также сегодня», сегодня буквально, ибо, поскольку притяжение света идет сверху вниз, то это постоянно и вечно (вне зависимости от состояния и уровня нижних).

«Брохо» «благословение» — что идея ее — это притяжение («брохо» от языка притяжения[12]) сверху вниз, и вплоть до полноты благословения — с самого высокого уровня, который в аспекте сокрытия, поэтому говорится языком, противоположном благословению[13], как говорится в продолжении и завершении посука после «брохо»), подобно тому, как  «идея агады в масехес Моэд Котон, когда Рашби послал своего сына к рабби Йонатану и рабби Йегуде, чтобы благословили его, сказали ему … и пришел сын к Рашби, и сказал, что огорчили его, пока не объяснил ему отец, что все это благословения,.. что посредством этого притягивается из аспекта более высокого.. то, что переворачивается проклятие в благословение.. также, как тшува[14] стоит выше, чем аспект праведника, посредством того, что тьма переворачивается в свет,.. то, что переворачивается из зла в добро, это выше, чем добро само по себе».

И, тем не менее, читают «Рээй онойхи нойсен лифнейхем гайом брохо…» (притяжение свыше вниз) в шабос (когда благословляют месяц элул или в шабос) рош хойдеш элул, смысл которого «ани ледойди ведойди ли», служение человека снизу вверх именно.

Гимел

На первый взгляд, можно объяснить это в соответствии с тем, что объяснялось выше, что поскольку месяц элул включает в себя служение всего года целиком (как хешбон цедек[15] (и исправление и совершенство) уходящего года, и также подготовку к будущему году), в котором есть два способа служения — снизу вверх (в месяцы зимы, начало которых от тишрей, включая также подготовку в месяц элул, «ани ледойди ведойди ли»), и сверху вниз (в месяцы лета, начинающиеся от нисана, «дойди ли ваани лой[16]«), включаются оба они в самом месяце элул: «ани ледойди» — снизу верх, «ведойди ли» — сверху вниз.

И, более подробно:

Хешбон цедек (и исправление и совершенство) уходящего года — его начало (и основа) — со служения месяцев лета уходящего года (ближайших к месяцу элул) способом сверху вниз (и после этого добавляют также хешбон цедек месяцев зимы перед ними), и подготовка к будущему году — ее начало (и основа) от работы месяцев зимы будущего года (ближайших к месяцу элул, который им предшествует) способом снизу вверх (и после этого добавляют также подготовку к месяцам лета после этого).

И следует сказать, что оба эти аспекта указываются в двух днях рош хойдеш элул (что он из тех месяцев, что их рош хойдеш всегда два дня) — что первый день рош хойдеш — это тридцатый день месяца менахем ов, который относится к порядку служения месяцев лета (начало которых с нисана), способом сверху вниз («дойди ли»), а второй день рош хойдеш — это первый день месяца элул, что в нем начинается подготовка к порядку служения месяцев зимы (которые начинаются с тишрей), способом снизу вверх («Ани ледойди»).

И это подчеркивается еще сильнее в квиюс[17] этого года, когда рош хойдеш элул приходится на субботу и на первый день недели — ибо шабос (первый день рош хойдеш, тридцатое число месяца ов) указывает на служение способом сверху вниз (когда занимаются только святыми делами, Тора и молитва, и вплоть до того, что святость проникает также в материальные аспекты, еда и питье, что посредством их исполняют заповедь наслаждения субботы); и в первый день недели (второй день рош хойдеш, первый день месяца элул) начинается работа шести дней действия, способом снизу вверх (когда основное служение состоит в том, чтобы заниматься будничными вещами, чтобы очистить их и поднять их к святости).

И в соответствии с этим можно объяснить связь и отношение главы рээй к субботе (меворхин или шабос) рош хойдеш элул – ибо, поскольку шабос (меворхин хойдеш элул находится всегда в месяце менахем ов, а шабос) рош хойдеш элул приходится всегда на первый день рош хойдеш, что это тридцатый день месяца менахем ов, подчеркивается в нем сильнее (хешбон) способа служения сверху вниз, и поэтому читают в него «рээй онойхи нойсен лифнейхем гайом брохо».

Далет

Однако, более логично сказать, что глава рээй относится (не только к способу служения сверху вниз, но также) к способу служения снизу вверх, ибо:

Хотя чтение главы Рээй в субботу, когда благословляют месяц элул или в субботу рош хойдеш элул — это в конце месяца менахем ов, тем не менее, основной аспект этого дня субботы относится к месяцу элул, как в отношении шабос меворхин месяц элул, что его идея — это притяжение благословения в месяц элул, и также (и тем более) в отношении шабос рош хойдеш элул, что, несмотря на то, что относится к счету дней месяца менахем ов, тем не менее, первый день рош хойдеш («рош», который включает все дни месяца) элул.

И еще и главное: также (окончание) месяца менахем ов (когда благословляют месяц элул) и на него приходится первый день рош хойдеш) относится уже к месяцу (элул и) тишрей (начало месяцев зимы), как известен обычай Израиля, что от пятнадцатого ава и далее благословляют друг друга благословение ксиво вахасимо (и гмар хасимо) тойво, и как указывается в созвездии месяца менахем ов, созвездие льва («лев — это Вс-вышний, что сказано про него «арье шоаг кто не устрашится»), рошей тейвойс Элул Рош ашоно Йом кипур Гойшано рабо, т.е., что в месяц менахем ов указывается окончание и завершение доброй записи, выносимой в Гойшано Рабо.

И необходимо сказать, что глава Рээй (которую читают в конце месяца менахем ов, в субботу меворхин мсяц элул или в первый день рош хойдеш элул) относится также (и в основном) к способу служения снизу вверх, основная идея месяца элул, «ани ледойди».

И как указывается также в содержании главы — что ее окончание и завершение [главой праздников, пейсах и швуос, — праздники лета, которые относятся к порядку служения «дойди ли», и вплоть до окончания и завершения буквально (чтение Мафтир) «хаг асукойс таасе лох» (включая также Шмини Ацерес), праздник месяцев зимы, которые относятся к порядку служения «ани ледойди».

Гей

И следует сказать объяснение в этом — сначала объяснив то, что говорилось выше, что в месяце элул есть (кроме двух способов служения снизу вверх «ани ледойди», и сверху вниз «дойди ли» также (и в основном) соединение «ани ледойди ведойди ли», что из соединения их вместе составляется имя (что имя указывает на его сущность и содержание) месяца элул, рошей тейвос «ани ледойди ведойди ли», что включает их обоих в одном слове.

И идея объяснения — что есть достоинство в «ани ледойди» относительно «дойди ли», и есть достоинство в «дойди ди» относительно «ани ледойди», и истинное совершенство достигается соединением этих двух достоинств («ани ледойди ведойди ли» также вместе:

Достоинство «ани ледойди» — работа человека («ани») способом исарусо дилсато[18] (снизу вверх). Но, с другой стороны, поскольку человек сам по себе он ограничен, он способен достичь уровень Б-жественности («дойди») что есть у него уровень и соотношение к ограничению человека («ани»), и, выражаясь языком хасидизма: исарусо дилэйло[19], которая приходит посредством (и сравнима с) исарусо дилсато.

Достоинство «дойди ли» — раскрытие уровня Элойкус («дойди») которая несравнима с ограничениями человека [«дойди» второй раз, «ани ледойди ве_дойди_(ли)», который выше, чем «дойди» первый раз, который указывает на уровень {Элойкус}, который сравним с ограничениями человека], и, выражаясь языком хасидус, исарусо дилейло из такого уровня, что исарусо дилсато не достигает там, и посредством притяжения ее к человеку (сверху вниз) раскрывается истинный смысл бли гвул (также со стороны ограничений человека), что поэтому называется человек (не «ани», но) «ли», что указывает на вечность (и связанную с этим бесконечность) «всюду, где сказано «ли», не сдвинется вовеки». Но, с другой стороны, это есть раскрытие свыше, которое не приходит посредством работы человека, нагамо дэкисуфо[20].

И истинное совершенство достигается в соединении двух достоинств, («ани ледойди ведойди ли») вместе («элул») — достоинство работы человека и достоинство бесконечности, как указывается в начале и окончании слова «элул» (которые включают все слово) «ани» (работа человека) «ли» (бли гвул), т.е., что также работа человека (снизу вверх) происходит способом выше измерения и ограничения (как раскрытие сверху вниз).

И следует сказать, что эта идея указывается также в пяти рошей тейвойс[21] в «элул» — три линии — Тора («ино лейодой весамти лох[22]«) (авойдо[23]) молитва («ани ледойди ведойди ли[24]«), гма»х[25] («иш лереегу уматонойс лоэвйоним[26]«), тшуво[27] («эс левовхо веэс левов[28]«) и геуло («оширо лаГавайе вайоймру леймойр[29]«) — что работа человека в трех линиях, про которые сказано «мир (который подразделяется на три мира БИ»А) стоит[30]» — происходит способом выше измерения и ограничения (человека и мира), посредством того, что она пронизана работой тшувы, идея которой — «и дух вернется к Вс-вышнему, который дал его» (мир Ацилус, четвертый мир), и вплоть до аспекта геуло, пятый мир, (хамишис лепарой[31], дэиспериу веисгалйон минэй кеол негойрин[32]), который несравним со всем порядком гишталшелус[33] четырех миров АБИА[34], и подобие этого в душе человека — что его работа пронизана и делается со стороны аспекта йехидо[35].

Другими словами: служение человека снизу вверх («ани ледойди») оно (не в нижней ступени (мато[36]), которая соответствует уровню и положению человека, но оно изначально) на высшей ступени (маало[37]), которая выше измерения и ограничения, поскольку она со стороны истинной и внутренней сущности человека («атэм круим одом[38]«) на имя «эдомэ лоэльйон[39]«), душа человека, которая «часть Б-га Свыше буквально, «йехидо лейахедхо[40]«, которая в полном единстве с Вс-вышним, «Исроэл и Вс-вышний — одно целое».

Вов

В соответствии с этим следует объяснить связь и отношение месяца элул к главе рээй:

Для того, чтобы служение месяца элул было в совершенстве, посредством соединения обоих достоинств «ани ледойди ведойди ли» вместе, чтобы работа человека («ани») была способом бли гвул («ли») — человек (ограниченный) должен находиться на такой высокой ступени, которая выше измерения и ограничения (посредством того, что раскрывает свою истинную сущность, которая едина с Вс-вышним).

И это есть содержание главы Рээй, — «смотри Я даю перед вами сегодня благословение» — что в качестве подготовки к работе человека (снизу вверх) во всех отдельных ее аспектах – «делай» и «не делай» (как продолжает Писание – «ашер тишмеу эл мицвойс Гавайе…[41]«, и отрицание «веим лой сишмеу[42]«) подчеркивается величие уровня работающего человека (каждый и каждый из Израиля), что говорят ему:

«Рээй» — что возможен и должен быть (не только) уровень шмио[43], но (также) уровень реио[44], «онойхи» — «онойхи ми шеонойхи[45]«, «нойсен» — «кол анойсен беаин йофо гу нойсен», «лифнейхем» — внутрь вас, «гайом» — способом дня и раскрытия и вечно, «брохо…» — все аспекты благословений, как явные благословения, и также более высокие благословения, которые из аспекта сосим[46] (как говорилось выше п.»)

Т.е.: общий подход к работе (служению) человека («ани ледойди») должен быть исходя из сознания и ощущения, что внутри него («лифнейхем») дается («нойсен») раскрытие («гайом») аспекта «онойхи ми шеонойхи», и посредством этого происходит все его служение снизу вверх («ани») более высоким способом, и вплоть до того, что оно становится выше измерения и ограничения («ли»).

[и, более детально, — подчеркивается в главе Рээй также соединение двух способов служения снизу вверх («ани ледойди») и сверху вниз («дойди ли») вместе («элул»):

«Нойсен лифнейхем»: «нойсен» — дарование сверху вниз, и «лифнейхем» — внутрь вас, что истинное совершенство в притяжении внутрь достигается тогда, когда это делается (также) со стороны работы человека снизу вверх.

«Брохо…» «брохо» — явное благословение, которое притягивается сверху вниз, и более высокие благословение, которое приходит посредством переворачивания проклятия в благоговение — снизу вверх. И подобие их в служении — работа праведников (сверху вниз) и работа баалей тшуво (снизу вверх) и работы их обоих вместе («вернуть праведников в тшуве»).

И сила на соединение двух аспектов — сверху вниз и снизу вверх («нойсен лифнейхем… брохо» и т.д.) — приходит с уровня, который выше их обоих — «рээй онойхи», онойхи ми ше онойхи, «Тот, что нельзя указать не Него ни буквой, ни кончиком буквы», аспект, который выше, чем ограничение «верха» и «низа» — что посредством него происходит соединение их обоих вместе].

И подобно этому в окончании главы — «праздник Суккойс сделай себе» — окончание и завершение которого в Шмини Ацерес – ибо идея Шмини Ацерес — «ацерес тигйе лохем» — «будут тебе только и нет чужим места рядом с тобой» «Исроэл и Царь только», и этот аспект указывается уже в чтении Торы в субботу (меворхин месяц элул или в шабос) рош хойдеш элул, чтобы научить нас, что служение человека должно быть способом наиболее возвышенным, и вплоть до того, что быть выше измерения и ограничения, со стороны сущности его существования, которая едино со Вс-вышним.

Заин

И следует добавить, что этот аспект (что работа человека происходит изначально на уровне, который выше измерения и ограничения) особенно подчеркивается, когда рош хойдеш элул приходится на шабос:

Состояние каждого из Израиля в день субботы — оно более высоким образом и вплоть до бесконечного возвышения относительно его состояния в будний день. И, следовательно, в рош хойдеш элул, который приходится на субботу, начинается работа «ани ледойди» (работа человека) когда человек находится в положении и состоянии субботы («а шабесдике ид») и в соответствии с этим продолжается работа месяца элул также в будние дни — в положении и состоянии субботы («ойф а шабесдикен ойфн»)

И более подробно, — в отношении двух дней рош хойдеш элул:

В нескольких месяцах, рош хойдеш которых продолжается два дня, может быть суббота рош хойдеш таким образом, что первый день рош хойдеш приходится на шестой день («йойм а-шиши»), а второй день рош хойдеш приходится на шабос, в отличие от этого, рош хойдеш элул, когда он приходится на шабос, это всегда таким образом, что первый день рош хойдеш приходится на шабос, а второй день рош хойдеш приходится на будний день (первый день недели).

И следует сказать, что в этом подчеркивается, что работа «ани ледойди» (снизу вверх) она не способом «от просто го к сложному», сначала способом «будней» и потом способом «шабос», но она изначально способом шабос, и не только, но что первый день рош хойдеш («ришойн» — также в уровне и важности — в аспекте рош хойдеш) который приходится на шабос, действует и влияет также на второй день рош хойдеш, который приходится на первый день недели (которая благословляется от субботы), что также в нем будет работа «ани ледойди» (работа человека) и за положения и состояния субботы (и посредством этого также на протяжении всех дней месяца элул).

Хес

и этот аспект подчеркивается еще сильнее в сам день субботы (первый день рош хойдеш) — в предшествовании субботы рош хойдешу:

Хотя в этот день есть два аспекта субботы и рош хойдеш, тем не мене, аспект субботы предшествует и подчеркивается сильнее, чем аспект рош хойдеш, как это подчеркивается в молитвах этого дня, что текст молитвы он субботний, но что добавляют и упоминают также аспект рош хойдеш (после аспекта шаббос), и подобно этому в молитве после еды, (что обязанность ее произнесения из Торы), что упоминают сначала аспект субботы («рцей»), и после этого аспект рош хойдеш («йаалэ вейовой»), и подчеркивается еще сильнее в кидуше этого дня, что не упоминают вообще аспект рош хойдеш, и подобно этому (больший хидуш) в благословениях гафтары, что хотя читают мафтир (не то, что относится к данной субботе, из «семи гафтарот утешения», но) то, что относится к рош хойдеш, «гашомаим кисъи[47]» (гафтара на субботу рош хойдеш) и первый и последний посук из «мохор хойдеш» (гафтара субботы в канун рош хойдеш), тем не менее, завершают благословение в аспекте субботы только (не так как в йом тов, который приходится на субботу, что завершают благословение также упоминанием йом това).

И следует сказать указание из этого в служении человека:

Предшествование субботы рош хойдешу — с начала творения, — ибо, рош хойдеш было добавлен после творения мира, как следует из диюк[48] языка Хазал, «С тех пор, как выбрал Вс-вышний свой мир, установил в нем рошей ходошим и шоним[49]» — «с того момента, как выбрал» (а не «С того момента, как сотворил») именно [и следует сказать, что этот аспект связан также с выбором Якова и его сыновей (как говорится в продолжение мидраша «и когда избрал Якова и его сыновей, установил в него рош хойдеш шел геуло[50]«), что посредством их делается установление месяцев и лет, «Израиль — они освящают времена»], в отличие от этого суббота, которая была установлена с начала (и раньше) творения (и как известно, что есть суббота, которая предшествуют шести дням творения) ,»шабос мекадшо векаймо».

И, более глубоко — «суббота предшествовала миру», выше времени, и, в отличие от этого рош хойдеш относится именно к миру, «С тех пор, как избрал Вс-вышний мир свой, установил в нем начала месяцев и лет».

И в соответствии с этим следует объяснить содержание подчеркивания аспекта шабос больше, чем аспекта рош хойдеш элул, посредством предшествования субботы рош хойдешу, и тем более и тем более, посредством того, что не упоминают аспект рош хойдеш (в кидуше и в благословении гафтары), а только аспект шабос — что работа человека («ани ледойди») должна быть таким образом, что в начале своей работы он находится в положении и состоянии, что совершенно выше мира, ибо идея дня субботы (бесконечность) ощущается у него больше, чем идея рош хойдеш (который относится к ограничению мира), и вплоть до того, что в некоторый аспектах ощущается только идея шабос (шабос сама по себе, выше, чем отношение к рош хойдеш), и само собой, также упоминание аспекта рош хойдеш не ограничивает аспект шабос (бли гвул), но наоборот, что посредством этого притягивается достоинство субботы (бесконечность) в аспект рош хойдеш, и в нашем случае, рош хойдеш элул, ани ледойди, что работа человека будет выше измерения и ограничения (шабос).

И это особенно подчеркивается со стороны чтения Торы в этот шабос — «Рээй онойхи нойсен лифнейхем гайойм брохо» — что поскольку аспект «онойхи ми шеонойхи» дается внутри него постоянно и вечно, то он, безусловно, бесконечно выше ограничений и определений мира (выше времени, и выше даже «порядка времен»), и когда он находится в таком положении состоянии, он делает свою работу (работа человека) внутри ограничений и определений мира.

*

Тес

И следует добавить, что связь и отношение главы рээй и месяца элул (служение человека, которое выше измерения и ограничения), это особенно подчеркивается в субботу рош хойдеш элул 5751 года, гойой тгэй шнас нифлоойс арэну.

И сначала следует объяснить, что служение человека таким образом, что это выше измерения и ограничения, вы ее истинности и совершенстве возможна только в истинном и полном избавлении, посредством Мошиаха цидкейну, что его душа — это аспект йехидо общности Израиля, и посредством него раскрывается аспект йехидо протис (искра Мошиаха) в каждом и каждом из Израиля, пятый уровень, который проникает во все детали служения, как это подчеркивается в пяти аббревиатурах «элул» (как говорилось выше п.5) и этот аспект подчеркивается особенно в субботу рош хойдеш элул этого года — ибо:

кроме общей идеи – «буду ждать его каждый день, что он придет», и в особенности, после того, как «прошли все сроки», и завершили все аспекты работы (как говорилось несколько раз), мы находимся в особом году, что ее начальные буквы «гойо тгэй шнас нифлоойс арэну», «как дни исхода твоего из Мицраим, явлю ему чудеса»,

— и уже видели практически несколько и несколько «чудес», как в отношении избавления множества евреев, включая и в особенности, в отношении наших братьев в той стране, что многие из них вышли из теснин к свободе, как в буквальном смысле, и также (и в основном) в отношении возможности жить еврейской жизнью в соответствии с Торой и ее заповедями, вплоть до того, что в последние дни буквально (и это продолжается также в эти дни) состоялся кинус шлухим посланников Хабада (из нескольких стран) в той стране — где находится Любавич, Ляды, Лиозно, Ростов и Петербург, что в них жили и действовали руководители Хабада в течение нескольких поколений, — собрались посланники главы Хабада в нашем поколении квойд кдушас Мойри веХами Адмур, в столице той страны (Москва), с целью добавить в еще большей степени и с большей силой в распространении Торы и распространении источников (учения хасидизма Хабад) наружу, что посредством этого «приходит господин — это царь Мошиах».

— и в самом этом году — мы находимся уже в рош хойдеш элул, месяц счета за весь год, что итог этого счета — это «ад мосай»!

Возможно ли, что по окончании 11 месяцев года «явных чудес», мошиах цидкейну еще не пришел?

И, говоря языком недельной главы, — «рээй онойхи нойсен лифнейхем гайом брохо», все аспекты благословений, и прежде всего главное благословение истинного и полного избавления — что недостаточно того, что мы слышим (и понимаем) что «вот он (царь Мошиах) приходит, но нужно видеть его мясными глазами, и не только «арэну» «в будущем времени, но «рээй» — в настоящем времени, и языком приказания!

Йуд

Более подробно — подчеркивается отношение к геула во всех детальных аспектах этого дня:

шабос — подобие и пример (и подготовка) к «дню, который весь он суббота и отдых для живущего вечно», и в особенности, третья суббота (в соответствии с третьей геулой и третьим Храмом) из «семи гафтарот утешения».

Первый день рош хойдеш элул — что рош хойдеш вообще связан с геула, «что они обновятся подобно ней», и в особенности, рош хойдеш элул, который приходит немедленно и рядом к месяцу менахем ов, имя Мошиаха (который родился в этом месяце), что «его созвездие — Арье», на имя того, что «придет Ариель — это Вс-вышний, и построить Ариель», и в особенности, когда мы находимся в тридцатый день месяца менахем ов, завершение и окончание и итог месяца менахем ов, что, также не-желательные аспекты которой были в нем, они только для того, чтобы «пришел Ариель… и построил Ариель», и имеет отношение также к месяцу элул, ибо алеф в Арель -это первая буква «элул».

Глава рээй — что геула приходит способом реио (как говорилось выше п.9), и как указывается также в завершении главы праздником Суккот, который завершается Шмини Ацерес, как известно, что Шмини имеет отношение к геуло, («скрипка дней Мошиаха — восемь струн).

И это подчеркивается также в гафтаре — что хотя в субботу главы роэй на рош хойдеш элул, не читают «шева дэнэхемосо[51]» («анийо сойаро»), а читают гафтару субботы рош хойдеш, но, также гафтара субботы рош хойдеш имеет отношение к идее «утешения», ибо кроме того, что она находится в книге Йешайа, которая «вся она — утешения», также объясняется в ней аспект утешения — «как человек, что мать его утешает, так же Я утешу вас», и «в Иерусалиме вы будете утешены», и еще несколько и несколько псуким, говорящих о предзнаменованиях избавления, как «веселите Иерусалим и веселитесь в нем», «И приведут всех ваших братьев из всех народов… в дом Вс-вышнего», и вплоть до окончания и завершения ее удвоением посука «и будет, из месяца в месяц, и из субботы к субботе придет всякая плоть, чтобы поклониться перед Вс-вышним» (хотя в нашем случае нет необходимости в этом для того чтобы завершить добрыми словами, поскольку даже без этого завершают первым и последним посуком гафтары кануна рош хойдеш).

И также в (добавлении первого и последнего посука от) гафтары кануна рош хойдеш: «мохор[52]» указывает на время будущего мира, «завтра получать награду за них», «хойдеш[53]» — указывает на то что «они в будущем обновятся подобно ней», «венифкадто[54]» — язык вспоминания, что Вс-вышний вспоминает каждого и каждого из сынов Израиля, которые были изгнаны («ки йипокейд мойшовехо[55]«) со стола отца своего, в истинном и полном избавлении посредством Довида царя Мошиаха, и способом (как заканчивает в продолжении псуким) «пока Довид преуспел», величие, что нет выше этого, и вечным способом (геуло, что нет после нее изгнания), как заканчивается и завершается гафторо: «вовеки».

И также в чтении Торы, которое читают (немедленно) в молитве (и перед молитвой амидо) минхо — «шойфтим вешойтрим титен лехо бехол шеорехо» — что исполнение этой заповеди будет в истинном и полном избавлении, посредством Мошиаха цидкейну, как сказано, «и верну судей твоих как в первые дни, и советников твоих, как в начале», и более подробно, как постановление Рамбама, что «кабала это, что в Тверию должны вернуться сначала, и оттуда идут в Микдош».

Йуд алеф

И практически:

следует распространить и пробудить в каждом и каждом месте по поводу особой работы месяца элул, которая указывается в пяти рошей тейвойс Торы, молитвы, добрых дел, тшувы и геула (как говорилось выше п.5) и с особенным подчеркиванием в отношении пятого сокращения, аспект геуло, как это проникает во все аспекты служения, посредством того, что они пронизаны и делаются в духе избавления (включая и в особенности посредством изучения Торы — в аспектах геуло и бейс амикдош), и из ожидания, без малейшего сомнения, что немедленно сейчас буквально мы видим материальными глазами что «вот он (царь Мошиах) пришел».

И по простому:

распространить и объявить во всех местах — словами, исходящими из сердца, — что Вс-вышний говорит (посредством рабов его — пророков) каждому и каждому из Израиля — «Смотри, я даю перед вами сегодня благословение», вплоть до того, что сегодня буквально видят материальными глазами благословение истинного и полного избавления.

[И следует добавить и подчеркнуть, что объяснение и распространение как выше, должно быть также посредством тех, которые утверждают, что все еще не уложился этого вопрос в их понимании и постижении и ощущении, ибо поскольку также у них есть аспект эмуно полностью, они могут (и само собой, должны) распространять эти слова другим, начиная с сыновей его дома (что, безусловно, они не должны «страдать» от того, что эта идея все еще не отложилась в его разуме), и все те, кто находится вкруг него, каждый и каждая из Израиля, и, безусловно, посредством надлежащих усилий будут восприняты эти слова и произведут свое действие, включая также самого объявляющего и распространяющего, что будет воспринято у него внутри и т.д.].

Йуд бейс

И да будет воля Вс-вышнего, что из разговоров в вышеупомянутом, мы удостоимся немедленно сейчас — в эту субботу — истинного и полного избавления посредством Мошиах цйидкейну практически действительно.

И в особенности, когда связывают это с тем, что говорят «лехаим» на хасидском фарбренгене, «беров ам гадрас мелех[56]«, синагога и дом учения и дом добрых дел, квойд кдушас мойри вехами Адмур носи дойрейну:

«лехаим», «лехаим веливрохо» — всем находящимся здесь, и посредством их всем сфынам Израиля, где бы они не находились, чтобы мы были благословлены все вместе как один всеми благословениями, способом «смотри, Я даю перед вами сегодня брохо», включая и в особенности благословение ксиво вахасимо тойво, для доброго и сладкого года,

и тем более и тем более, самое главное благословение — истинное и полное избавление посредством Мошиаха цидкейну, таким образом, что каждый и каждый из Израиля показывает пальцем и говорит «смотри»,

и, выражаясь языком Писания, в окончании и завершении главы «зойс аброхо ашер бейрах Мойше[57]» (которую читают в Симхас Тойро, по окончании праздника Суккойс, что про него говорится в окончании нашей главы) — «лээйней кол Исроэл» — «на глазах всего Израиля», и «соединяют начало и завершение — «Берейшис боро Элойким эйс гашомаим веэйс гоорец[58]«, «новые небеса и новую землю, которые Я создаю» (как говорится в гафтаре шабос рош хойдеш),

и так будет нам, — что в продолжение обновления творения в рош ашоно года явных чудес (что в него пришел и раскрылся «свет новый и обновленный, который не светил все еще никогда»), и мы удостоимся в день шабос койдеш рош хойдеш  элул (начала счета всего года) обновления творения в полноте совершенства — «новые небеса и новая земля, которые Я творю», вместе с обновлением Торы в полном совершенстве — «новая Тора от Меня выйдет».

И все общество отвечает омейн — как говорят Разал — «велик отвечающий омейн больше, чем благословляющий», способом «гибойрин нойцхин[59]» — омейн кейн йеги роцойн[60].

 



[1] Суббота, когда благословляют месяц элул

[2] Новомесячье. Букв. «голова месяца»

[3] «Я (принадлежу) другу моему, а друг мой – мне» (Шир гаШирим 6, 3)

[4] «Смотри, Я даю перед вами сегодня благословение»

[5] «Я – видящий» (Шмуэль Алеф 9, 19)

[6] «Каждый кто дает, с доброй душой он дает»

[7] «лифнейхем» может переводиться двояко – «перед вами», и «внутрь вас» (прим. переводчика)

[8] внутрь (человека)

[9] снаружи

[10] Порядок (постижения) «снизу вверх» (т.е. самостоятельной работой человека) идет от «хицойниюс» (поверхностного, внешнего смысла идеи или явления) к «пнимиюс» (внутреннему смыслу идеи или явления). Здесь же порядок обратный, (не человек движется к Вс-вышнему, от внешнего к внутреннему, а Вс-вышний раскрывается человеку, причем изначально на самом внутреннем и глубинном уровне). (прим. переводчика)

[11] Берейшис 1, 5

[12] одно из значений корня ברך – притяжение (прим. переводчика)

[13] свет, приходящий из «мира сокрытия», раскрывается в нашем мире как противоположность благословению. См. Тания гл. 26

[14] раскаяние

[15] самоотчет

[16] «Друг мой – мне, и я – ему»

[17] установлении (календаря)

[18] «Пробуждение снизу»

[19] «Пробуждение Свыше»

[20] «Хлеб стыда», т.е. незаработанная награда

[21] сокращение

[22] «Привел в руку его и Я положу тебе (убежище)»

[23] служение (т.е., молитва)

[24] «Я – другу моему, и друг мой – мне»

[25] благотворительность

[26] «Человек – товарищу своему, и подарки беднякам

[27] раскаяние, возвращение

[28] «Сердце твое и сердце (потомства твоего)»

[29] «Воспою Вс-вышнему, и скажут»

[30] «На трех вещах стоит мир – на Торе, на служении (т.е., молитве) и на благотворительности» (Пиркей Авот)

[31] «Пятая часть – фараону»

[32] «что раскрываются от него все света»

[33] букв. «цепочка» – система миров Ацилус Брия Йецира Асия

[34] Ацилус Брия Йецира Асия

[35] высший, пятый уровень души

[36] «низ»

[37] «верх»

[38] «Вы называетесь «одом» – человек»

[39] «Уподоблюсь Высшему»

[40] «йехидо – чтобы провозглашать единство Твое»

[41] «(благословение), что вы будете слушать заповеди Вс-вышнего»

[42] «И если не будете слушать»

[43] слушание

[44] видение

[45] «Я, который я» = «Скрывающаяся сущность»

[46] сокрытие

[47] «Небеса – престол Мой»

[48] точный смысл слов

[49] начала месяцев и лет

[50] начало месяца избавления (т.е. месяц Нисан) (прим. переводчика)

[51] семь (гафтарот) утешения

[52] «завтра»

[53] «месяц»

[54] «И вспомнят о тебе»

[55] «Ибо будет пустовать место твое»

[56] «во множестве народа – слава Царя»

[57] «Вот благословение, которым благословил Мойше» (начало последней главы Торы)

[58] «В начале сотворил Вс-вышний небеса и землю»

[59] «сильные, победители»

[60] Да будет на то воля Вс-вышнего!