Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мошиах и "перевернутые" наклонности



У меня такое впечатление что основная идея мошиаха — это итапха («переворот», превращение). Начиная от известных слов Баал Шем Това, что из цара следует сделать цоар.

Вообще хохма стимаа — ступень Мошиаха —  это именно итапха. Когда тьма становится светом, горечь сладостью и т.д.

Главная итапха Мошиаха — когда мертвый становится живым (есть где-то у Ребе такая фраза).

Главный праздник Мошиаха — это Пурим. Венаафох у («и перевернулось оно»).

И Мошиаха, естественно, зовут Мордехай. Последний отредактированный маамар Ребе явно намекает на то, что следующий Наси а-дор (праведник поколения) — это аспект Мордехая.

Йехида — это не только мсирут нефеш. Йехида, скорее, это нечто гиюли (лишенное формы), когда все может перевернуться в один момент

Это ступень Мошиаха.

Седьмое поколение («последнее поколение изгнания») — макиф дэ-хая, Ацилут. Иткафья, кабалат ол

Восьмое поколение («первое поколение избавления») — йехида, пнимиют атик, ми итен таор митаме[1], тшува, итапха.

(Рав этого не говорил. Но это написано под впечатлением слышанного от рава)

***

О чем рав да говорил, это о том, что «перевернутые наклонности», точнее их исправление, связано с Пуримом. Это говорилось на Пуримскую трапезу дома у рава полтора года назад. Получается, что «перевернутые» души (те самые, которые ходят на «парады») — это, как раз самые высокие души. Если эти души вернутся — они приведут Мошиаха.

Если про баалей тшува в общем говорится, что исправление баалей тшува зависит от праведников поколения, то тем более и тем более для «перевернутых» душ

***

«Перевернутые» души — в сущности, это нечто «мессианское».

Но, по-видимому, только Мошиах сумеет их по-настоящему исправить.

Полтора года назад был урок рава на эту тему (на Пурим в прошлом году, я давно собираюсь перевести).

Рав говорит, что в писаниях Ари ясно, что Мордехай был «перевернутой» душой, и также наш праотец Ицхак был «перевернутой» душой (и только во время акеда получил «мужскую» душу, как известно).

«Тикун», исправлением души Ицхака была акеда, как известно.

«Тикун» Мордехая — был мсирут нефеш в действии (при этом он подвергал опасности как самого себя, так и других — есть известный вопрос, имел ли он право не поклоняться Аману и т.д. — по-видимому, в этом состоял «тикун» его души)

Так или иначе, оба они идут на мсирут нефеш.

Можно отсюда понять, что тот, у кого «перевернутая» душа — его тикун это мсирут нефеш на деле, а отнюдь не в том, чтобы, как предлагают некоторые, разрешить то, что запрещено.

Понятно также, что «тикун» таких перевернутых душ зависит только от праведников поколения.



[1] «Кто способен очистить нечистого — лишь Единый»