Рава Глуховского говорит:
Есть люди, которые начинают объяснять, почему и за что эта война (Война Симхат Тора – октябрь 2023 ) произошло.
Как ты можешь говорить такие слова? Не оправдывай «другую сторону», не оправдывай Сатану! Не добавляй Сатану объяснений – для чего должна быть эта война.
Не время говорить об этом. Не время сейчас – искать, кто виноват, и проблемы, которые есть в Израиле. Не время говорить такие слова. Не время обвинять народ Израиля. Не время оправдывать суд Всевышнего.
Наоборот, мы должны оправдывать народ Израиля и весь еврейский народ. Надо говорить, наоборот, о лучшее, что есть у еврейского народа.
Мы должны говорить только хорошие слова о народе Израиля. Те нерелигиозные люди, которые выступают против религиозных (по-видимому, это был вопрос к раввину), не получили никакого воспитания, поэтому они так себя ведут. Надо их жалеть, надо их приближать добрыми путями, путями добрыми и человечными. И у них тоже есть искра Всевышнего в своей душе.
Ни в коем случае нельзя говорить плохо о них и обвинять их. И это одна из вещей, которым мы должны научить весь еврейский народ. Только добрыми путями можем приблизить людей. Я предлагаю каждому хасиду выучить слова Ребе, когда Ребе говорил против рава Шаха.
(Один из ведущих ортодоксальных раввинов (1990) начал объяснять, за что была Шоа (Катастрофа). Что на это сказал Ребе? Ни в коем случае не надо искать объяснений – за что это было. Это урок Ребе, который объясняет, как надо оправдывать еврейский народ, особенно в такое время, как сейчас.)
Посмотрите, как Ребе говорил о народе Израиля, когда была иракская война в заливе. Ребе постоянно оправдывал народ Израиля.
Не открывай рот для Сатана, не говори такие слова! Не оправдывай ! Не ищи объяснений! Ты даешь дополнительные очки для Сатана – для чего нужна эта война. Нет никаких объяснений. Мы не готовы слышать никаких объяснений.
Один раз сын раби Нахума из Чернобыля был смертельно болен и пребывал без сознания, поднялся в Ган эйден (рай), чтобы попросить у своего отца молиться за него. И отец ему говорит:
- Я тебя не знаю! Кто ты такой?
- Что я сделал такого, что ты говоришь, что ты меня не знаешь? Я ничего такого не сделал. Может быть, только одно есть. Один раз ко мне пришел один хасид и у него были проблемы с деньгами. У него было много долгов, он занимался каким-то бизнесом и вложился в неправильный проект, и у него не было денег. И он пришел просить в долг какую-то сумму денег. Он просил 300 рублей в долг, чтобы вернуться в бизнес. У меня не было такой суммы. А что у меня было – я ему дал, это были какие-то копейки, чтобы хоть что-то ему помочь. Я ему сказал, что написано, что все, что Всевышний делает, наказывает Всевышний – это любовь Всевышнего.
(Это известный стих. И поэтому Всевышний тебя наказывает – это его любовь. Он очищает тебя от зла. Это из-за его любви он это делает (и в Тании написано то же самое)).
Слышит это раби Нахум из Чернобыля на небе. Слышит, что это говорит его сын. Он говорит:
- Это то, что ты ему сказал? Ты ему сказал, что тебе положены эти страдания? В Ган эйден мы так не объясняем.
- Но что я сказал в этом плохого? Я все правильно сказал!
- Нет, мы этот стих про Ган эйден немножко по-другому читаем. Тот, кого ты любишь, когда ты видишь, что у него есть трудности, проблемы, ты скажи об этом Всевышнему, ты упрекай в этом Всевышнего! Не надо говорить, что это Всевышний сделал. Наоборот, ты скажи Всевышнему: «За что ты это сделал?» Ты должен сказать Всевышнему: «Как ты это делаешь, за что ты это делаешь?» Ты должен упрекать Всевышнего!
(Это известная хасидская традиция. Есть похожая история про Баал-Шем-Това, что он говорил примерно то же самое. Он пришел в какую-то синагогу и там была какая-то драша (проповедник). Обычно, проповедник стоял и рассказывал, какие большие грехи есть у еврейского народа и за что получаются все его проблемы. И пришел Баал-Шем-Тов в эту синагогу и сказал: «Подожди, остановись. Что ты хочешь от еврейского народа? Скажи этом Всевышнему»).
То же самое реб Нахум с Чернобыля говорит здесь: «Я не знаю, кто ты такой, если ты так говоришь». Хотя это написано в Торе, он говорит: «Скажи это Всевышнему. Всевышний ждет этого, чтобы ты оправдаешь этого еврея. Он наш Отец, мы его дети. И Отец хочет, чтоб один сын оправдал второго сына. Мы должны сказать Всевышнему: «Хватит страданий! Мы не заслужили этих страданий». Все столетия, когда десятки и сотни евреев погибали за Имя Всевышнего, этого мало? Нужно кричать: «Сколько может это быть?» Нет никакого оправдания на это, за то, что произошло.