Параллельный текст на русском и иврите

Контрос ахаройн гл. 6

С Б-жьей помощью

(6)

Давид, песнями назвал ты их?!.[1]. В книге Зогар говорится, что Тора — это хвала и гимн [Всевышнему]. Следует понять, в каком смысле законы, говорящие о том, что такая-то ведь запрещена, а такая-то разрешена, являются хвалой Всевышнему, благословен Он. Это станет понятным из разъяснения стиха Как велики дела Твои, Г-сподь, бесконечно глубоки мысли Твои[2].

Известно, что все миры — высшие и низшие — зависят от точности исполнения каждой детали заповеди. Так, например, если жертвоприношение совершается как должно, происходит единение высших сфирот и все миры поднимаются на более высокую ступень, чтобы получить там жизненную энергию и благодать. Если же [коген] изменил [правильный порядок] и собрал кровь жертвы в сосуд, который он держал в левой руке, или в непригодный для этого храмовой сосуд, или если в этот момент между рукой, которой он держал сосуд, и сосудом был посторонний предмет[3], то миры не поднялись и не получили жизненной энергии и благодати из Источника жизни, [от] Бесконечного, благословен Он.

Подобно этому при возложении тфилин раскрывается в мирах высший разум Малого Лика и его Жены, являющихся источником жизни для всех миров. Если же одна деталь тфилин не соответствует закону, [тфилин} становится негодным и сияние высшего разума покидает миры. То же относится к деталям запрещающих заповедей. И поэтому тот, кто созерцает величие деяний Всевышнего, проявляющееся во множестве миров с творениями, наполняющими их, размышляет и о том, что существование этих миров полностью зависит от одной-единственной детали закона Торы. И в этом проявляется глубина мысли и мудрости Всевышнего, в том, что от тончайшего их нюанса зависит, поднимутся ли все миры и получат ли жизненную энергию и благодать или нет, не дай Б-г. Таким образом, человек может осознать бесконечную глубину мысли Всевышнего, которая неизменно превосходит всю жизненную энергию миров, ведь источник всей этой энергии — одна-единственная деталь [Б-жественной мысли], представляющая собой каналы, по которым распространяется эманация из Его мозга, о чем известно из книг Тикуними Идра раба.

И это было источником радости царя Давида, да покоится душа его в мире, которой утешал он свое сердце, изучая Тору в годину бедствий. Однако за то, что он гордился своим восхвалением Торы в этом ее качестве [-как источник жизни всех миров], говоря: Песнями были для меня законы Твои[4], — он был наказан. И сказал ему Всевышний, благословен Он: Песнями назвал ты их?!. Ибо на самом деле это достоинство Торы — то, что существование всех миров полностью зависит от малейшей ее детали, — всего лишь внешний аспект глубины мысли [Всевышнего], как говорится об этом в другом месте от имени раби Ицхака Лурии, в связи с объяснением изречения мудрецов. Тора — плод, упавший с Древа высшей мудрости[5]. Внутренние же аспекты этой глубины — сокровенная Тора — абсолютно едины с наполняющим их светом Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он; а пред Всевышним все миры — абсолютное ничто, Он — тот же после сотворения мира, что и до сотворения. И поэтому, [как и Самого Всевышнего], сокровенную Тору не пристало восхвалять за то, что она источник жизни всех миров, ибо перед нею они – абсолютное ничто. И сокровенная Тора не может быть источником радости и наслаждения для человека, она радует сердце и доставляет наслаждение Самому Царю Всевышнему, благословен Он, ибо [лишь] Б-гу ведом путь ее, Ему известно достоинство ее и место. И Его знание об этом — это как бы знание о Себе Самом. Однако от взоров всех живущих скрыта она[6], как сказано: ...Лика Моего не дано видеть[7]. То есть скрыт ее внутренний аспект, как я уже писал в соответствующем месте от имени раби Ицхака Лурии. И еще сказано: Я [Тора] была наслаждением Его[8], — именно Его. [И еще сказано:] Ликует она пред Ним[9], — именно пред Ним Самим, в глубинных аспектах Б-жествен-ного света. И еще сказано об этом: Я была Его воспитанницей [амон][10]. Читай не амон [воспитанницей], но оман [произведением Его искусства].

С другой стороны, о внешних аспектах Торы сказано: Я ликую на просторах земли Его. я дарую блаженство сынам человеческим[11], — ибо дарованная нам Тора содержит в себе как внешние аспекты, так и внутренние, как написано о явленном пророку Зхарье летящем свитке: Он был исписан изнутри и снаружи[12]. И за то, что Давид сосредоточил свое внимание на внешних аспектах Торы, он был наказан забывчивостью, связанной с внешними аспектами [разума]. И забыл он на время написанное в Торе: Самое святое в службе возложено на них, на плечах должны нести они [Ковчег завета][13]. [Духовный смысл этой заповеди — ] связать и объединить плечи, символ внешних аспектов мудрости, со служением самому святому, являющемуся высшей мудростью в ее глубинных аспектах, откуда происходят Скрижали завета. И так сказано о Скрижалях: На них были начертаны буквы с обеих сторон[14] — это означает, как объяснено в трактате Шкалим Иерусалимского Талмуда [6:1], что текст на Скрижалях [чудесным образом] одинаково читался с обеих сторон, — смотри там.

К отрывку шестому

[1] Заповеди Торы. См. Шмуэль II, 6:1-12. См. также Сота, 34а.

[2] Тегилим, 92:10.

[3] См. Звахим, 24а, 156 и 19а.

[4] Тегилим, 119:54.

[5] См. Тания, часть 4, поел. 19.

[6] Ийов, 28:21.

[7] Шмот, 33:23.

[8] Мишлей, 8:30.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Мишлей, 8:31.

[12] Зхарья, 5:2.

[13] Бемидбар, 7:9. См. также Сота, 35а.

[14] Шмот, 32:15.

דוד זמירות קרית להו כו'. הנה בזהר שבחא דאורייתא ורננה כו' ולהבין מהו השבח להקב"ה כשזה אסור או מותר הנה הוא ע"ד מה גדלו מעשיך ה' מאד עמקו מחשבותיך. כי הנה נודע שכל העולמות עליונים ותחתונים תלוים בדקדוק מצוה א' ד"מ אם הקרבן כשר נעשה יחוד עליון ועולים כל העולמות לקבל חיותם ושפעם. ואם שינה שקיבל הדם בשמאלו ד"מ או שלא בכלי שרת כשר או שהיתה חציצה אזי נתבטלה עליות העולמות וחיותם ושפעם מחיי החיים א"ס ב"ה וכן בתפילין כשרות מתגלים מוחין עליונים דזו"נ שהם מקור החיים לכל העולמות ובדקדוק אחד נפסלין ומסתלקין המוחין וכה"ג בדקדוקי מצות ל"ת והלכך המתבונן מה גדלו מעשי ה' שבריבוי העולמות וכל צבאם ואיך כולם בטלים במציאות לגבי דקדוק א' מדקדוקי תורה שהוא עומק מחשבה עליונה וחכמתו ית' אשר בדקדוק קל עולים כל העולמות ומקבלים חיותם ושפעם או להיפך ח"ו ומזה נתבונן גדולת עומק מחשבתו ית' שהוא בבחי' בלי גבול ותכלית ומעלתה לאין קץ ותכלית על מעלות חיות כל העולמות שכל חיותם שופע מדקדוק אחד ממנה שהוא נמשך ממקורו הוא עומק מחשבתו ית' כמו שער האדם הנמשך ממוחו עד"מ וכנודע מהתיקונים והאד"ר. וזאת היתה שמחת דהע"ה שהיה מזמר ומרנן לשמח לבו בעסק התורה בעת צרתו אך מה שהיה משתבח בתהלת התורה במעלתה זו ואמר זמירות היו לי כו' נענש ע"ז וא"ל הקב"ה זמירות קרית להו משום שבאמת מעלתה זו שכל העולמות בטלים לגבי דקדוק אחד ממנה היא מבחי' אחוריים של עומק המחשבה כמ"ש במ"א בשם האריז"ל על מארז"ל נובלות חכמה שלמעלה תורה. אבל פנימית שבעומק שהוא פנימית התורה היא מיוחדת לגמרי באור א"ס ב"ה המלובש בה בתכלית היחוד ולגבי א"ס ב"ה כל העולמות כלא ממש ואין ואפס ממש כי אתה הוא עד שלא נברא העולם וכו' והלכך גם לפנימיות התורה אין לשבחה כלל בתהלת חיות כל העולמות מאחר דלא ממש חשיבי ובבחי' פנימיותה אינה שמחת לבב אנוש ושעשועיו אלא כביכול שמחת לב ושעשוע המלך הקב"ה שמשתעשע בה כי אלקים הבין דרכה וידע מקומה ומעלתה בידיעת עצמו כביכול אבל נעלמה מעיני כל חי כמ"ש ופני לא יראו דהיינו בחי' פנימיותה כמש"ש בשם האריז"ל. וזש"ה ואהי' אצלו שעשועים אצלו דוקא. משחקת לפניו לפניו דוקא דהיינו בבחי' פנימיותה וע"ז אמר ואהיה אצלו אמון אל תקרי אמון אלא אומן כו' ועל בחי' אחוריים אמר משחקת בתבל ארצו ושעשועי את בני אדם כי התורה ניתנה בבחי' פנים ואחור כדכתיב במגילה עפה דזכרי' והיא כתובה פנים ואחור ולפי שתפס דוד בבחי' אחוריים לכך נענש בשכחה הבאה מן בחי' אחוריים ונעלם ממנו לפי שעה מ"ש עבודת הקדש עליהם בכתף ישאו לחבר וליחד את הכתפיים שהן בחי' אחוריים אל עבודת הקדש היא ח"ע בבחי' פנים שמשם נמשכו הלוחות שבארון כמ"ש כתובים משני עבריהם כו' וכמ"ש בירושלמי דשקלים שלא היתה בהן בחי' פנים ואחור ע"ש:

Запись опубликована в рубрике: .