Перед самым приземлением в Дакаре пассажирам самолета объявили: придется здесь немного задержаться - возникли какие-то технические проблемы.
Раввин Йосеф Вайнберг был эмиссаром шестого Любавичского Ребе Йо-сефа-Ицхока Шнеерсона и остался на том же посту при его преемнике. Ребе неоднократно говорил ему: «Ваша миссия — сеять духовное, а пожинать — материальное». И раввин Вайнберг хоть и добывал средства на любавичскую ешиву, но никогда не считал, что его задача сводится лишь к сбору денег. Нет, он старался содействовать распространению иудаизма (главным образом — в свете хасидской философии), приобщать евреев к их духовному наследию, давая им возможность выражать эту приобщенность практически. Задолго до того как соблюдение законов иудаизма распространилось в самых отдаленных уголках мира, по которым рассеян наш народ, раввин Вайнберг ездил в Южную Африку, Бразилию, во многие другие страны, общался с евреями, вдохновлял их на соблюдение еврейского образа жизни и законов Торы. Когда Ребе Менахем-Мендл стал духовным лидером, раввин Вайнберг, перед тем как отправиться по делам любавичской ешивы в Южную Африку, пришел к нему, и Ребе его спросил:
— Будете ли вы по дороге в Южную Африку заезжать в другие страны?
Раввин Вайнберг ответил, что самолет делает несколько посадок для под-заправки, но очень ненадолго. Тогда Ребе спросил:
— Вы нигде не задержитесь на день или на два?
Раввин Вайнберг не собирался. Но в конце беседы Ребе снова поинтересовался, не собирается ли он задержаться в пути.
Зная Ребе достаточно давно, раввин Вайнберг понимал, что это — не обычное любопытство. Вернувшись домой, он сказал жене, что должен прибыть в Южную Африку в среду, но пусть она не волнуется, если телеграмму от него получит, только готовясь к Субботе, так как, судя по тому, что сказал Ребе, на день или два он задержится в пути, и, возможно, не сможет связаться с ней раньше.
Подходя к самолету, раввин Вайнберг увидел раввина фирмы «Вина Ганелес-Ленгер». Оба они обрадовались, что будут путешествовать вместе.
По дороге в Южную Африку самолет должен был заправиться в Дакаре, маленьком государстве на западном побережье Африки, но перед посадкой экипаж объявил, что придется немного задержаться, чтобы решить какие-то технические проблемы.
Приземлились в десять часов утра. Сидя в зале ожидания, раввин Вайнберг заметил, как какой-то молодой человек не сводит с него глаз. А когда он снял шляпу и остался в ермолке, этот человек подошел к нему и представился как господин Пинто, еврей-сефард из Египта. Он прожил в Дакаре уже полгода и за все это время не видел ни одного еврейского лица. Ему очень не хватало еврейского окружения, к которому он так привык дома, и его беспокоило, как жизнь вне еврейской среды скажется на его детях.
Раввин Вайнберг объяснил ему, что ощущение принадлежности к евреям легче поддерживать, если тщательно соблюдать все законы.
— У вас здесь есть тфилин? — спросил он у сефарда.
— Да, — ответил господин Пинто, — тфилин есть, но он отвык надевать их каждый день.
— Если ваши дети будут видеть, как вы каждый день надеваете тфилин, — сказал ему раввин, — для них будет понятней, что такое быть евреем. Это будет осязаемый пример.
Господин Пинто пообещал ему отныне каждый день надевать тфилин. Они поговорили еще несколько минут, и раввина пригласили на посадку. Он шел и думал, что, наверное, его разговор с господином Пинто и был причиной задержки и что он исполнил то, что имел в виду Ребе, говоря об остановке в пути.
Но оказалось, это не так. Через несколько часов полета объявили: из-за неполадок с двигателем самолет возвращается в Дакар. Когда он приземлился, пассажиры узнали, что один из двигателей сгорел и на его замену понадобится длительное время.
Господин Ленгер, попутчик раввина Вайнберга, забеспокоился. Уже наступила среда. Если их задержат дольше, чем на два дня, вряд ли удастся добраться в Южную Африку до начала Субботы. Но раввин Вайнберг успокоил его, рассказав, что Ребе говорил о задержке на день, самое большее — на два.
Когда раввина Вайнберга поселили в местной гостинице, он, несколько часов отдохнув, решил поискать местных евреев. Задача была не из легких: в стране евреев было очень мало. Многие люди даже не знали, кто это такие.
Наконец он обнаружил магазин, хозяина которого считали евреем. Зайдя туда, он попросил позвать хозяина. Ему представили молодого человека по имени Клемент. Это был племянник хозяина магазина. Еврей ли он? Да, еврей.
Клемент охотно разговаривал с раввином Вайнбергом. Он приехал сюда из Ливана, потому что решил, что финансовые возможности, открывающиеся в Дакаре, стоят того, чтобы оставить родной дом и привычное окружение. Они с дядей знают здесь еще четыре еврейских семьи.
Раввин Вайнберг заговорил с ним о еврейской общинной жизни. Клемент признался, что не разбирается в этих вопросах.
— У вас есть тфилин? — спросил раввин.
Оказалось, Клемент оставил их в Ливане.
— Если я пришлю вам тфилин, вы будете их носить?
Клемент ответил утвердительно.
Они побеседовали еще немного, и раввин Вайнберг почувствовал расположение Клемента.
— Сегодня ведь тоже день, — сказал он юноше. — Пойдемте со мной, я дам вам тфилин, и вы сразу их наденете.
Тот согласился, и они отправились в гостиницу. На обратной дороге в магазин они встретили господина Пинто, и тот очень удивился, узнав, что раввин еще в Дакаре.
Вайнберг представил ему Клемента.
— Вы жаловались, что прожили в Дакаре полгода и не встретили ни одного еврея, — сказал он господину Пинто. — Я здесь менее суток, но одного уже сумел найти.
Ббльшую часть следующего дня раввин провел с Клементом. Молодой человек показал ему город, они много беседовали. Раввина беспокоил один вопрос, и когда он почувствовал, что отношения стали дружескими, то решил, что можно об этом заговорить.
— Как насчет женитьбы? — спросил он Клемента. — Сумеете ли вы найти здесь еврейскую девушку?
Клемент признался, что надежды на это практически нет.
— Пообещайте мне, что никогда не женитесь на нееврейке, — попросил раввин. И Клемент пообещал, сказав, что общение с ним произвело на него неизгладимое впечатление.
Самолет починили в срок, и раввин Вайнберг успел прилететь в Южную Африку до начала Шабоса. При первой же возможности он написал Ребе письмо, где сообщил обо всем, что было в Дакаре. Ребе послал туда евреям тфилин и сидуры.
Несколько месяцев раввин Вайнберг поддерживал связь с Клементом и господином Пинто, посылал им на великие праздники открытки, иногда писал письма. Перед Пейсахом Ребе попросил своего личного секретаря, раввина Хо-дакова, послать в Дакар мацу.
Клемент и господин Пинто, получив мацу, решили устроить сейдер для всей общины. На сейдере они с большой теплотой говорили о том, как заботится Ребе о евреях всего мира. Даже живя в Нью-Йорке, он чувствует, что творится в сердце еврея, живущего в
Африке, который хочет держаться своих еврейских корней. После праздника они написали Ребе проникновенное письмо с благодарностями и рассказами про сейдер.
Следующим летом раввин Вайнберг перед отъездом в Бразилию и Южную Африку был на аудиенции у Ребе.
— Вы будете проезжать через Дакар, — сказал с улыбкой Ребе. — Может быть, задержитесь там на несколько дней, даже если самолет будет исправен? На сей раз вы можете предупредить всех о своем приезде.
Раввин Вайнберг написал своим дакарским друзьям, и они устроили собрание всей общины. Знаменательно, что происходило оно 12 Тамуза, в шестую годовщину освобождения шестого Любавичского Ребе из советской тюрьмы.
Одно только огорчило раввина Вайнберга в этот приезд: он узнал, что Клемент все еще не женат.
— Вы не забыли свое обещание? — напомнил ему раввин Вайнберг. Клемент ответил, что нет. Он рассказал, что ездил во Францию, чтобы познакомиться с еврейской девушкой, которая могла бы стать ему женой, однако безуспешно.
— Но вы можете не беспокоиться, — сказал он раввину, — на нееврейке я никогда не женюсь.
Через несколько месяцев раввин Вайнберг получил от Клемента приглашение на свадьбу (и второе — для Ребе). Клемент нашел невесту в Ливане и после свадьбы собирался вернуться оттуда в Дакар.
— Когда я получил это письмо, — рассказывал раввин Вайнберг, — то понял: моя миссия в Дакаре успешно завершена.