Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вера как путь

Вера как путь. Рабби Нахман, история о пропащей царевна

Комментарии на сказки рабби Нахмана.

Жизнь человека – это его дорога. Рабби Нахман говорит, что есть дорога наверх и вниз, и надо хорошо знать, каким образом идти наверх и каким образом идти вниз.

«Когда человек получает какое-то богатство, он забывает о Всевышнем. Это аспект того, что сказано: «И глаза его не видели».

Когда есть богатство, то не видят божественности.

«Поскольку он приходит близко к божественному свету, тогда божественный свет как бы слепит ему глаза».

Так же как физический свет может ослепить глаза, так же и духовный свет может повредит человеку.

«Если человек будет смотреть непосредственно на солнце, то его глаза могут повредиться. Поэтому даже когда ты поднимаешься в духовные миры наверх, то тоже надо знать, как идти. Что надо знать? Знать, что два имени – Ашем и Элоким – это одно имя, одно целое, аспект милости и аспект суда. И тем более, когда человек падает, это аспект «дорога вниз». И тоже надо знать, как идти».

Говорили, что есть специальное имя, которое называется «баки», которое относится к дороге.

«Даже если человек падает в самую пропасть ада, он должен укрепиться еще сильнее».

Даже когда ты поднимаешься наверх, надо держаться, тем более когда ты падаешь, надо держаться еще крепче.

«И самое главное – не терять мужество, не терять силу воли. Даже если человек думает, что все, у него нет никаких шансов, нет никаких возможностей, нет надежды и нет шансов, и тем не менее, он должен подниматься и держаться, и не падать духом ни в коем случае. Даже если ты едешь в самый ад.

И даже если ему показалось, что все, у него нет шансов жить в этом мире или в будущем мире, и тем не менее…»

Очень часто человек ощущает, как будто у него нет шансов, он что-то сделал такое страшное, что у него нет шансов. Мы читали на эту тему у рав Кука, он говорит: это ецер ара. Очень часто человек думает, что он такой страшный грешник, что у него нет шансов ни в этом мире, ни в будущем. Это типичное ецер ара, типичное дурное начало, которое говорит это человеку.

Это комментарии на рабби Нахмана – насколько человек должен держаться и не падать духом.

У Баал-Шем-Това один из самых больших принципов – это «видь Всевышнего перед собой постоянно». И объясняет Баал-Шем-Тов, что «шавити» означает «быть равным». Что значит «быть равным перед Богом»? Это значит, что неважно, или происходят с тобой какие-то несчастья, или наоборот, у тебя происходят какие-то хорошие события – должно быть одно и то же. И похоже, что рабби Нахман говорит то же самое. Человек должен знать, что это происходит от Всевышнего – то, что у тебя получилось, то, что у тебя не получилось – это все от него. И это база, основа всей религиозной жизни в каком-то смысле.

«Кажется, что он потерял весь мир от этого».