(из того же урока рава. Хотя рав облачает это в шуточную, "пуримскую" форму, но редко можно встретить столь беспощадный и трезвый взгляд на себя, как это предлагает здесь рав: если ты правда думаешь, что ты такой цадик, скорее всего ты просто не догадываешься в какой грязи ты сидишь... То самое "двойное сокрытие" Пурима. Человек сидит по уши в грязи, и думает что он такой весь из себя такой цадик..., и его, бедного, несчастного не оценили по достоинству эти примитивные двуногие создания, называемые людьми. Ну ничего, он найдет себе учеников среди ангелов... Проблема что у ангелов нет счета в пайпале... :) Еще один момент этого отрывка: рав здесь режет на самом деле очень глубоко и очень больно. Но - он при этом делает "анестезию", он при этом улыбается. И от этого не так больно...
Мы как то говорили про "метакогницию". Метакогниция это "знание о знании". В известном смысле, метакогниция говорит человеку что он грешник. А обычный разум говорит ему что он праведник):
На самом деле, Хазаль учат нас, что, как правило, я должен смотреть на себя как на Амана-грешника! «Даже если весь мир говорят тебе что ты праведник – будь в глазах своих как грешник». Конечно, во мне есть очень много хорошего, во мне есть Б-жественная душа, которая чиста, которая «часть Б-га свыше действительно». Но моя базовая идентичность связана именно с самыми низкими сторонами личности, со стороной грубой и животной (то, что называется в хасидут животной душой). Это мое первичное «я», но что? Внутри меня есть «душа которую Ты дал во мне», и она может и должна властвовать над моей низкой первичной идентичностью. Таким образом, я «выхожу из себя» и «веду себя как человек», а не как животное, но внутри мое положение хуже не бывает, я «волк в овечьей шкуре». С другой стороны, тот, кто думает, что он праведник, у него есть серьезная проблема: отсюда начинается гаава, которая есть мать всякого греха. Другими словами, доброе начало говорит мне: «ты преступный Аман», а дурное начало говорит мне: «ты праведный Мордехай»