Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Амалек — одна из «любимых» тем хасидизма

Амалек — одна из «любимых» тем хасидизма. Также праздник Пурим — один из важнейших праздников хасидизма. Почему эти темы так важны в хасидизме? Идея хасидизма, как ее трактует рав Гинзбург, это раскрытие и исправление сверх-сознательного, или над-сознательного в человеке. На языке хасидизма это называется «макифим», или «окружающими» силы души. Обычно структура души рисуется как состоящая из пяти ступеней, снизу вверх это: нефеш, руах, нешама, хая, йехида. Нефеш — это душа, облачающаяся в кровь, душа, дающая жизнь телу. Руах — это сфера эмоций. Нешама — это сфера разума. Эти три силы называются «внутренними» силами души, ибо каждая из этих сил имеет определенный «сосуд», в который она облачается. Нефеш облачается в кровь, руах — в сердце, и нешама — в мозг. Над этими тремя ступенями внутренних сил души есть еще две ступени, которые называются хая-йехида. Эти две ступени называются «макифим», «окружающими», «внешними» силами души. В мирах этим пяти ступеням души соответствуют, снизу вверх, миры Асия — нефеш, йецира — руах, брия — нешама, ацилут — хая. Йехида — это еще выше, чем Ацилут, это как правило ассоциируется с сущностью души, или с атик, или с кетер, или с пнимиют кетер, или с АК (Адам-кадмон). Раскрытие Мошиаха тесно связано с пробуждением ступени йехида. Смысл Пурима — исправление сверх-сознания (макифим) Как это все связано с Пурим и с заповедью стереть память об Амалеке? Амалек «отсекает» сознание от сверх-сознания, отсекает, изолирует, парализует высшие силы души, оставляя только сознание. 99.9 процентов психической энергии человека это его сверх-сознание, его хая-йехида. Человек, сверх-сознание которого парализовано, неизбежно будет испытывать дефицит энергии, страх, фобии, нерешительность, сомнения. Он не способен что-то делать последовательно и эффективно. Стержень его души сокрыт от него. Это «работа» Амалека. В Пурим наша задача — восстановить контакт между сверх-сознательным и сознательным в человеке. Вся идея заповеди «напиться до неразличения между благословен Мордехай и проклят Аман, это пробуждение макифим в душе, пробуждение над-сознания. Когда свет над-сознания пробуждается, человек выздоравливает от всех своих фобий, от своей нерешительности и стеснительности, от своей неспособности что-то по настоящему делать в мире. Сомнения — основной признак поврежденного сверх-сознания Как человек может узнать, что у него «что-то не в порядке» с сверх-сознанием? Хасидут предлагает известную гиматрию — «Амалек» = «сафек». Если на каждом шагу нас одолевают сомнения, если мы не способны ни на что решиться, а решившись, так и не исполняем задуманного — это Амалек. Это паралич высших сил души. Основная идея Пурима выражается стихом «в ту ночь царь не мог заснуть». Идея Пурима это проснуться, разбудить спящие силы души и начать действовать в мире, исполняя свой шлихут в полной мере. Как далее объясняется на уроке рава, Амалек строит пять «барьеров»: барьер между человеком и Вс-вышним; барьер между людьми; барьер между сознанием и сверх-сознанием; барьер между человеком и миром. На наш взгляд, тем не менее, основным является тот внутренний барьер, то недостаточное функционирование над-сознания, от которого зависит все остальное. Все остальные барьеры сидят на этом барьере бессознательного. В Пурим требуется пробудить ступень нецах Исраэль На одном из последних уроков рав говорил, что в Пурим нужно стать «ло-адам», подняться до ступени, которая называется «нецах Исраэль», «Вечность Израиля». Этот стих, произнесенный пророком Шмуэлем в ответ на оправдания Шаула, почему он оставил в живых Агага — содержит, таким образом, «ключ» к тому, чтобы стереть Амалека вовне, и стереть Амалека в душе человека. «Человек» — объяснил рав — скромен. Но «не человек» — стоит выше понятий скромности. Другими словами, требуется привлечь энергию ступени, которая называется нецах Исраэль, и это то, что требуется от нас в Пурим, и это то, что восстановит энергетику нашей души. Амалек и гаава Есть еще одна тема, близко связанная с функционированием (или не функционированием) надсознания. Это тема гаава, гордости. В известном смысле понятие Амалек и гаава взаимозаменяемы. Гаава это также паралич сверхсознания, как и Амалек. Как с этим бороться? Ответ рава известен — шифлут. Шифлут восстанавливает энергетическую магистраль души. В этом смысле должен быть «целый год Пурим», служение шифлут — это служение, которое должно быть постоянно. Шифлут тесно связан с симха, радостью и весельем. Радость и веселье — это не есть что-то сознательное. Это в чистом виде свет сверх-сознательного, раскрывающийся в душе в виде радости и веселья. Поскольку шифлут восстанавливает поврежденную энергетику организма, то он является источником радости и энергии в человеке. Два пути стать «не человеком» и разбудить «нецах Исраэль». Таким образом, мы получили два пути, как стать «не человеком» в Пурим, и разбудить нецах Исраэль в душе: исполнить заповедь ад-ло-яда в Пурим. И служение шифлут. Далее урок рава: