Сегодня день седьмого ноября. "Красный" (от крови) день календаря.
Может быть, единственное, в чем мы все на этой ветке согласны, так это в оценке революции 17 года. Вам никогда не приходило в голову спросить себя: "чему меня учит этот день?" Я много думал об этом в последний Рош аШана. Почему столь возвышенные идеалы, почему сто лет развития демократической мысли в России (декабристы, Герцен, народовольцы, революция 1905 года), почему стремление к свободу равенству, братству и счастью вылились в море крове? В разрушение целой (в общем, по тогдашним понятиям достаточно благополучной, как мы знаем сегодня) страны?
Ответ, на мой взгляд, в следующем. Есть в каббале такое понятие. Называется "жестокий суд". Тот самый, "письменный" суд, тот самый писаный закон, к которому тут все взывают. Каббала говорит что "писаный закон" (он же жестокий суд) - это нечто, что мир не способен выдержать. Нечто, разрушающее мир. Звучит странно, даже дико. Письменная Тора - это нечто разрушающее мир? Ответ: да! Почему? - Слишком жестоко. Мир не способен выдержать этой жестокости. Что же сделать, чтобы мир был способен устоять? Ответ: добавить неписаный закон. Добавить Устную Тору. Добавить милосердие, и сделать акцент на милосердии. И "кулэй ай веулай" - надо еще много молиться - чтобы мир, основанный на милосердии, устоял...
В Октябрьской революции все были правы. Все руководствовались идеалами. Никто не готов был идти на какой-либо компромисс. В результате - мы все хорошо знаем, что в результате.
Государство Израиль создавалось с одной только мыслью: сделать все, чтобы избежать гражданской войны. Когда Бен Гурион отдал приказал расстрелять "Альталену", только что созданное государство оказалось на грани гражданской войны между "Аганой" и "Эцель". Но Бегин сказал: мы не будем отвечать. Нас расстреливают - но мы не ответим ни одним выстрелом по своим братьям. И Израиль победил в той войне, несмотря ни на что. Это - ДНК Израиля. Поэтому Израиль превратился в то, что он превратился.
Это "Устная Тора", это милосердие, которое предшествует суду.
Возвращаясь к нашим харейдим. Если на входе в религиозный район висит табличка, что здесь - религиозный район, и т.д. - можно на это наплевать. А можно - лишний раз подумать, стОит ли сюда заходить в субботу. И на самом деле, это абсолютно безразлично, кто прав, а кто не прав. Они просят не заходить на их двор - так уважьте их просьбу, и не заходите. Сложно? Да, сложно. С нашей российской ментальностью - очень сложно. Но это то, что в конечном счете делает (и сделает) нас настоящими израильтянами.
Мы все приехали оттуда. У всех нас в голове "революция" (мне лично об этом все мои друзья говорят). Мы приехали в страну, где не нужно делать революцию. Где нужно уметь договариваться. Где нужно соблюдать видимые и невидимые границы. Где нужно уважать писаный и неписаный закон. И поверьте, так лучше для всех.
"С праздником, дорогие товарищи!"