Несколько в сторону от нашего обсуждения.
В сущности, когда человек сталкивается с проявлением зла, есть две возможные реакции: 1) на зло отвечать злом. На ненависть отвечать ненавистью. На хамство отвечать хамством. На удар отвечать ударом. 2) На зло отвечать добром. На ненависть ответить любовью. На хамство ответить уважением.
Первое - очевидно. Первое - встроено в нас. Второе - требует большой работы человека над собой. В определенном смысле все развитие человечества идет от п.1 к п.2. Зашкаливая, конечно, кое-где.
Почему п.1 по большому счету, не работает? - Да потому, что количество зла в мире остается неизменным. Оно лишь перетекает из одного места в другое. Мне нахамили? Я нахамил кому то третьему - "сплавив" свою негативную энергию куда то еще. Этот третий обязательно найдет четвертого, кому он передаст свой негатив. И так далее. Цепочка домино.
Можно ли остановить эту цепную реакцию? - Можно. При условии, что кто-то в этой цепочке найдет способ изменить знак. Изменить направление с минус на плюс. Превратить энергию зла в энергию добра.
Собственно, в этом, на самом деле смысл религии, особенно, того, что связано с учением каббали и хасидизма. А более широко - все развитие человечества, особенно последние двести лет, имеет явно выраженный градиент в сторону позитивного взгляда на мир.
В Тании приводится со ссылкой на Зоар: "Кто из вас способен перевернуть тьму в свет? Кто из вас способен горькое сделать сладким?" - В этом суть тайного учения - каббалы. Как привлечь свет любви в мир - в этом смысл и суть и "тайна" каббалы.
Без этого света, без этого "смягченного суда" мы наблюдаем, увы, ситуацию с ультраортодоксами. Почему они такие? Почему они стали такими? Потому что жестокий суд "открытой" Торы не смягчен у них светом любви Торы сокрытой.
Почему, с другой стороны, рав Кук или Любавичский Ребе смогли подняться над раздорами и обьединить вокруг себя множество евреев - как религиозных так и светстких? - Им светил свет тайного учения.
Мне представляется, нам всем можно и нужно от них учиться. Независимо от цвета и размера кипы, платка, рукавов на платье и т.д. Тора не является чьей то собственностью. Каждый человек, который открывает Тору и находит в ней источник воодушевления, чтобы стать более человечным, более терпимым, более понимающим - Тора принадлежит ему