"И когда человек изучает Тору, и не открывается ему в ней ничего нового, это потому, что его разум и постижение в ней в аспекте беременности. И это называется именем Яакова, ибо Яаков это аспект беременности (указывающей на изгнание). И тогда он должен кричать... И тот, кто изучает Тору, и не открывает в ней ничего нового, не должен учить других людей. Ибо, чтобы учить других, он должен говорить ясные, очищенные слова"
(Ликутей Моаран, Тора 21)
Когда рабби Нахман говорит об изучении Торы, в которых присутствуют «мохин» («разум», «мозг») — он не имеет в виду лишь понимание смысла прочитанного, не затрагивающее лично изучающего. Для рабби Нахмана изучение Торы — это когда она воздействует на самого изучающего. Когда тот обновляется и наслаждается Торой, которую он изучает.
Можно приготовить интеллектуально совершенный урок, блестяще выстроенный с точки зрения эстетики и т.д. Но он может быть чем то гораздо большим, если он приводит людей к итгалут, к раскрытию, к ощущению близости к Вс-вышнему. Человеку, не открывающий ничего нового в своей учебе, обьясняет рабби Нахман, не следует ему учить других — ибо он не способен привести своих слушателей в соприкосновение с Бесконечностью. Учеба, не пробуждающая самого изучающего — несомненно, не способна пробудить также и слушателя.
(Уроки рава Шагара по Ликутей Моаран)