Рав Шагар утверждает (уроки по Ликутей Моаран, Тора 14) что для большинства общества, называющего себя "религиозным" или "харейдимным" - религия это чисто социальная функция. Религия без религии. Религия без Б-га.
Может, это обьясняет, почему в Хабаде так не любят рава Гинзбурга. Он "осмеливается" верить в Б-га... А хабадники считают, что верить в Б-га это привилегия одного только Ребе. А всем остальным достаточно верить в Ребе, и это "автоматически" засчитается как вера в Б-га...
Откуда я знаю, что Шагар прав? Очень просто. Если бы хабадники бы верили в Б-га - они бы делали баалей тшува. А так - большинство шлухим занимаются социальной работой, а не приближением баалей тшува. Было бы странно, если бы это было иначе. Тот для кого Б-г - это некая абстрактная концепция, тот, кто сам ни разу в жизни не испытал живого религиозного чувства - чем, спрашивается, он будет "делать" баалей тшува?
У баалей тшува - по Шагару - есть потенциал стать реально верующими людьми. Поскольку они воспринимают все всерьез. И в этом Шагар видит надежду религиозного общества.
Понятно, что попадая в "нормальное" харейдимное общество, где Б-гоискательство признак сумасшествия, где все что "требуется" - это "шиурим", хасидские обычаи и т.д. - нормальные люди тоже перестают искать Б-га. У большинства это успешно получается. У некоторых - несмотря на все усилия - нет....