В этой удивительном учении рабби Нахмана, ставится проблематика, кажущаяся мне лично безумно актуальной.
Ну хорошо, мы убедили еще одного еврея одеть тфилин. Ходить в синагогу. Соблюдать кашрут. Еще один сюртук. Еще одна "голова" в ешиве.
Рабби Нахмана интересует другое: добавляет ли это "Славу" Вс-вышнему или наоборот? Добавляет ли это Славу Израилю или наоборот? Можно ли вообще служить Вс-вышнему истинно, когда народ Израиля унижен? Когда Тора его находится в грязи и прахе?
Во времена рабби Нахмана "Аскала" только начиналась. Все еврейские войны были еще впереди. Удивительно, но, кажется, пророческим взглядом рабби Нахман находит в "маскилим" стремление возвысить Славу Израиля, Славу Его Торы и Славу Творца. Увы, кажется, он слишком опередил свое время...
Сто лет спустя, когда отход от еврейства будет бушевать как пламя, не оставляя ни одну семью, об этом будет говорить рав Кук.
Интересует ли нас это сегодня? - Давайте будем кормить пенсионеров бесплатными обедами, и они начнут ходить в синагогу... Давайте будем давать бесплатное высшее образование параллельно с религиозным, и тогда молодые люди согласятся получить религиозное образование, как бесплатное приложение к светскому... Давайте создадим сеть школ, где все будет "на халяву", и единственная плата за это - необременительные религиозные заповеди...
Это - "Слава Вс-вышнего"? Это - "Слава Торы"?
Может, я что-то не понимаю?
"И невозможно возвысить Славу («кавод» - почет, слава, уважение) Вс-вышнего, иначе как с помощью Торат-хесед (букв. «Торы милосердия»). И что такое Торат-хесед? Сказали мудрецы, «это тот, кто изучает Тору, чтобы обучать ей других» (Трактат Сота, стр. 49). Ибо этим прославляется Его Имя, когда люди, которые бывшие далеки от Святости, приближаются к Святости, и это геры, принимающие на себя иго заповедей, и это баалей тшува, которые также были далеки. И когда они возвращаются к Святости — прославляется Имя Его. И сегодня Слава Его находится в изгнании, ибо почет и уважение находятся в основном у народов мира, а мы, сыны Израиля, униженны и презренны"