Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Эмуна и битахон (1)



Рав Ицхак Гинзбург. «Лев Ладаат»

Вера освобождает сознание от «кипящих вод» заботы

Подобно тому, как тот, кто верит в силу истинного праведника, «праведник постановляет, и Б-г исполняет», освобождает свое сознание от всякого помысла или поиска различных средств, способных помочь ему в достижении того, что ему необходимо, и в своей великой привязанности к праведнику, в великой любви и трепете перед его возвышенностью («Вс-вышнего Б-га твоего, бойся» — включая также мудрецов Торы», и как объясняет Баал Шем Тов, «да, относительно Моше это маленькая вещь», т.е., что посредством трепета перед Моше легко достичь трепета перед Б-гом), полагается лишь на него, и не отстраняется от него ни на шаг —

— подобным же образом одно из основных свойств силы чистой веры во Вс-вышнего состоит в том, что верующий освобождает свое сознание и мысль от всякого дурного помысла и заботы, но «бесхитростен будь перед Вс-вышним Б-гом твоим», и, как объясняет Раши, «иди с Ним бесхитростно и уповай на Него, и не старайся предугадать будущее, но все, что произойдет с тобой, принимай бесхитростно, и тогда ты будешь с Ним и Его уделом».

Отсюда мы учим, что сила вера — это великая сила в душе, освобождающая сознание от всякой (посторонней) мысли. Ибо ведь все мысли приходят к человеку от силы его воли («рацон» — «воля» от «меруцат а-нефеш» — устремление души) достичь то, что, как ему кажется, не хватает ему.

Все эти мысли, поток воображения, затопляющие сознание подобно кипящим водам (подобно тому, как сказано «и сварил Яаков похлебку»), все они — дурное устремление, дурное создание и умение, и их исправление — лишь в их уничтожении и освобождении от них сознания, силой чистой веры только в одного Вс-вышнего.

Начало творения — создание вакуума. То же в душе человека

Первичное умение (уманут) Б-жественной души, «части Творца, ставшей творением», и подобной своему Творцу в том, начало любого доброго творения в святости требует цимцум[1] (устранения абсолютно всех мыслей), и создания вакуума, чтобы освободить место для создания миров (исправленных моральных качеств).

Это есть служение итбодедут (уединение) в Святости, укрепление силы веры, коренящейся в «рэйша дэло яда вело итьяда[2]» (т.е., она не знает ничего, там отсутствует какая-либо мысль, ибо она выше всякой воли), с тем, чтобы она опустилась в сознание человека, освободила и очистила его.

Это есть смысл того, что сказано: «в начале тьма», «и веру твоя в ночи».

(«Рассказывать по утрам милость Твою» подобно тому, что сказано: «полагающийся на Б-га окружит его милостью», служение битахон, и притяжение («сообщить» означает притяжение) «нити милости» (привлечение кав-ва-хут в пустоту, созданную посредством силы веры) днем, как будет объясняться далее, с помощью Вс-вышнего), когда «и зашло солнце и очистится», «очистится день», когда устраняется и освобождается вся «яркость» прежних мыслей.

И лишь после этого возможно «и потом свет» — «И сказал Вс-вышний, да будет свет», и достаточно постигающему.

«И праведник верой своей будет жить» — вера, оживляющая мертвых

И это есть смысл стиха «И праведник верой своей будет жить», как объясняется в Тании[3], что это происходит посредством итбоненут и углубленного размышления об устранении всех творений (т.е., всех мыслей, которые только могут возникнуть в мозгу человека) перед Ним, благословен Он, полное и абсолютное устранение.

Тем самым он освобождает место, если можно так сказать, для раскрытия света ацмут, ибо «нет места свободного  от Него» в действительности (первые буквы слова «лэйс» («нет», арам), составляют фразу «Перед Вс-вышним очиститесь» в святой день Йом Кипур, один раз в год, «Я Гавайе, не изменился». Масореты говорят, что лэйс означает, что «нет подобного ему», и достаточно постигающему).

И еще объясняется там: «И это то, что сказали Разаль: «613 заповедей даны Израилю, пришел Хавакук и установил их на одной, как сказано, «и праведник верой своей будет жить», т.е., как будто бы есть только одна заповедь — одна только вера, ибо посредством одной только веры он прийдет к исполнению всех 613 заповедей, т.е., когда его сердце наполнится радостью и весельем от его веры в единство Вс-вышнего полной радостью, как будто бы не было на нем, но только одна эта заповедь, и она и только она цель его творения и творения всех миров, то силой и жизненностью своей души в этой великой радости возвысится душа его выше и выше, над всеми препятствиями, мешающими исполнению 613 заповедей изнутри и снаружи».

Следовательно, также множество мыслей, нарушающих покой человека, со стороны ига Его заповедей, благословен Он, которое очень тяжело для него, как ему кажется, поскольку он не очистил себя как нужно, следует «сбросить» с себя в рацо к простому ацмут, вере в истинное единство.

И лишь тогда, когда «возвысится душа его выше и выше над всеми препятствиями», т.е., его первоначальными мыслями, он может вернуться к жизни, в двух аспектах «жив в сущности» и «жив, чтобы давать жизнь», чтобы строить Ему, благословен Он, жилище в нижних, что это есть цель творения (и про это сказали «верой будет жить, именно жить, ибо это подобно оживлению мертвых», т.е., оживить оба этих аспекта «мертвых», и достаточно постигающему).

Постоянное «рацо вешов»

Только посредством такого постоянного служения «рацо вешов», сбросить первоначальное иго, когда «эл аль икрауhу», (не читай «эл аль», но «аль оль»), «каждый раз, когда мы взываем к нему», «к нему, но не к его мидот» («мидот» здесь означает Его заповеди, 248 заповедей, двести сорок восемь органов царя», и особенно, общая заповедь, «идти по путям Его», «как Он милосерден, так и ты будь милосерден»), чтобы ожить заново, вечной жизнью (жизнью, способной победить «все препятствия, мешающие исполнению заповедей изнутри и снаружи»).

Оживление мертвых из Торы

В этом мире, моменты «рацо» устраняются перед часами «шов», но в будущем, когда мир перевернется (в процессе постепенного подъема, когда рацо будет становиться все сильнее, когда галаха в будущем мире установится по мнению дома Шамая, корень которых из гвурот, поднимающихся наверх, и достаточно постигающему), «заповеди устранятся в будущем мире», «одно тысячелетие разрушен», когда «жилище в нижних» поднимется, чтобы соединиться с высшими, по мнению Рамбама и достаточно постигающему.

Тогда ночная тьма начнет светить, в аспекте превосходства сущностного света действительно, в тайне «новый свет («новый» в том смысле, что он, в принципе способен раскрыться и светить, ибо это раскрытие ацмут, который, в принципе, тьма, а не свет) на Сион (точка чистой веры в сердце всего Израиля) освети» и достаточно постигающему.

Это есть вера в оживление мертвых из Торы (Тора — те же буквы, как в «И забеременела и родила сына», и достаточно постигающему), без которой он не способен вернуться к жизни.

Вера в то, что Вс-вышний есть само благо

И вот, про Авраама, нашего первого отца, «главу всех верующих» (и в его заслугу мы, сыны Израиля, также «верующие дети верующих») сказаноוהאמן  «и поверил» (написано без буквы йуд, те же буквы, как и в слове אמונה, числовое значение которого шесть раз טוב, т.е., вера в то, что Вс-вышний есть сама сущность блага, и само собой, все есть действительно раскрытое благо.

Но в раскрытии есть шесть цируфим, которые соответствуют шести краям высшего управления, которые соответствуют шести дням Берейшит, и пока не исполнится «и увидел Вс-вышний все, что он сделал, и вот, весьма хорошо», и достаточно постигающему)

בה’ ויחשבה לו צדקה, числовое значение которого равно לא יהיה לך אלקים אחרים על פני, т.е., устранение и освобождение от всех мыслей, как говорилось выше. И т.е., как сказано «положи на Вс-вышнего все свои заботы, и он даст тебе пропитание», когда он перекладывает на Вс-вышнего все свои заботы, все свои желания и мысли.

И это есть смысл слов «И засчитал ему в цдака», когда он отдает Вс-вышнему силу своей мысли, как будто бы он дает цдака нищему (от языка «ответь мне, Вс-вышний, ответь мне») и достаточно постигающему.

И после этого он спросил «как я узнаю», чтобы иметь также качество битахон, и как далее будет объясняться.  



[1] сжатие и устранение бесконечного Б-жественного света, предшествовавшее творению

[2] Высшая ступень в Кетер, называемая РаДЛА

[3] Гл. 33