Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шабос Шуво 5741

בס»ד

Мелукот т. 3

Контрос Шабос шуво 5749

Шуво Исроэл ад Гавайе Элойкехо ки хошалто баавойнехо[1], и объяснил Алтер Ребе, что то, что говорится шуво… ад Гавайе Элойкехо[2] (хотя на первый взгляд следовало бы сказать леГавайе Элойкехо[3]) означает, что тшува[4] должна быть вплоть до того, что Гавайе будет Элойкехо. И необходимо понять, что тот, кто имеет отношение (и требуют от него) такую высокую тшуво, он находится на высокой ступени также перед тем, как он делает такую тшуво, и как понятно также из того, что сказано шуво Исроэл, что имя Исроэл – на имя ки сорисо им Элойким ве-им аношим ватухол[5], что он властвует над сокрытием имени Элойким[6], и над силами, которые распространяются от него (аношим), и как возможен в нем аспект греха, чтобы он нуждался в тшуво. И хотя известно, что тшуво — это не только на грехи, но {чтобы} вернуть свою душу к ее источнику и корню [веhо-руах тошув эл hоЭлойким ашер несоно[7]], и такая тшува есть также у совершенных праведников, но ведь в Писании сказано ясно, шуво Исроэл… ки хошалто баавойнехо, и как возможен аспект авойнос[8] у того, кто находится на такой ступени. Также необходимо понять, то, что продолжает в Писании, кху имохем дворим вешуву эл Гавайе[9], ведь после того, как уже сказал шуво Исроэл, что добавляет в (кху имохем дворим) вешуву эл Гавайе. Также необходимо понять значение того, что говорится после этого, имру эйлов кол тисо овойн[10], что также слова и просьба тисо овойн связано с аспектом тшуво, и из этого ясно, что после тшуво шуво Исроэл и шуво эл Гавайе должна быть еще тшуво. Также необхоидмо понять, что в первой тшуво и в третьей тшуво упоминает аспект овойн (ки хошалто баавойнехо, тисо овойн), но не во второй тшуво.

Бейс

И идея объяснения в этом, в соответствии с тем, что объясняется в Ликутей Тойро, что в тшуво есть три аспекта. Тшуво сур мейро[11], тшуво асей тойв[12], и тшуво бакейш шолойм[13], которая указывает на Тору, ибо кол hоойсек батойро мейсим шолойм бепамалио шел маало увепамалио шел мато[14], и кол hатойро нитно лаасойс шолойм боойлом[15]. И эти три тшувы, о которых говорится в этих псуким [шуво Исроэл, вешуву эл Гавайе, имру эйлов кол тисо овойн] это три тшувы сур мейро, асей тойв и бакейш шолойм. И это есть также то, что эти псуким — это начало гафторо[16] шабос шуво[17], ибо в шабос тшуво должны быть все три аспекта. И как рассказывал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур что у Цемах Цедека были в субботу тшуво три свечи тшувы, и сказал Цемах Цедек, «есть три тшувы», и объяснил Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, что это три тшувы, которые объясняются в Ликутей Тойро. И это есть также что в первой тшуво сказано шуво… ки хошалто баавойнехо, но во второй тшуво (вешуву эл Гавайе) не упоминается аспект греха, ибо первая тшуво – это тшуво сур мейро (кошалто баавойнехо), но вторая тшува – это тшуво асей тойв. И это есть также, что впервой тшуво упоминается имя Элойким, ад Гавайе Элойкехо, а во второй тшуво упоминается только имя Гавайе (вешуву эл Гавайе), а в третьей тшуво сказано имру эйлов, ибо тшуво сур мейро – это, чтобы Гавайе был Элойкейну, и тшуво асей тойв – это чтобы связаться и прилепиться к имени Гавайе, ккак оно выше чем имя Элойким, и тшуво бакейш шолойм — это прилепиться и слиться с ацмус Ойр Эйн Соф, который выше, чем имя Гавайе.

Гимел

И вот, различие между тшувой сур мейро и тшувой асей тойв, и бакейш шолом, в том, что тшуво сур мейро – чтобы не были авойнойс мавдилим бейнейхем левейн Элойкейхем, а тшуво асей тойв и бакейш шолойм, это чтобы было служение привлечь более высокий свет. Ибо притяжение {света}, притягиваемое Свыше само по себе, со стороны того, что Он, благословен Он, эцем hа-тойв[18], и тева hа-тойв леhейтив[19], оно ограниченно, и посредством авойдо[20] притяжение бесконечно. И как известно в идее эйле тойлдойс Перец[21], тойлдойс – полное написание, что это выше также эйле тойлдойс hашомаим веhоорец веhибором[22], полное написание, ойлом ал милуой нивро[23], ибо полное написание тойлдойс[24], которое говорится в отношении творения небес и земли (творение со стороны {желания} Свыше) пожелал Творец, чтобы это было ограниченно, но полное написание тойлдойс Перец, которое будет, (когда придет Мошиах), посредством наших дел и нашего служения, это то, что Мошиах (из потомков Переца, и называется Пойрец) проломит все преграды. И в самом этом (притяжение посредством авойдо) притяжение посредством занятия Торой (бакейш шолом) это более возвышенно, чем hамшохо посредством исполнения заповедей (ваасей тойв). Ибо кроме того, что посредством мицвойс притяжение в аспекте макиф, а посредством Торы притяжение в пнимиюс, также само притяжение оно более возвышенно. Ибо посредством исполнения мицвойс притягивается свет сойвев, а посредством изучения Торы притягивается ацмус Ойр Эйн Соф, который выше аткеже чем сойвев.

Далет

И в соответствии с вышесказанным, что шуво Исроэл ки хошалто баавойнехо — это тшуво сур мейро, понятно, что также тот, кто на ступени Исроэл имеет отношение у него аспект кошалто баавойнехо, намерение в этом не (только) что есть в нем некоторый недостаток [что это также у цадиким], но что возможны у него также авойнойс мавдилим[25] (но только это в дакус дэдакус[26]), и поэтому должна быть у него тшува сур мейро[27]. И эта идея [что также у цадиким (Исроэл) есть также тшуво сур мейро], понятно также из того, что тшува – это заповедь [и как говорит Алтер Ребе в игерес атшуво, «мицвас hа-тшуво»], что из этого понятно, что заповедь тшувы она (как все заповеди) для каждого и каждого из Израиля, также для цадиким гмурим. И поскольку заповедь тшувы это (как объясняет Алтер Ребе там) это оставление греха («уйди от зла»), понятно, что кроме того, что также у цадиким гмурим должна быть тшува веhо-руах тошув эл hоЭлойким ашер несоно[28] (как объясняется в Ликутей Тойро (в нашей главе), что корень души он в аспекте Элойким (ашер несоно), что это аспект цур, который выше чем Гавайе, hээлем шеэйной бимциюс[29], и притяжение души из этого аспекта это способом ашер несоно, и кол hанойсен беаин йофо hу нойсен[30], и идея тшуво веhо-руах тошув эл hоЭлойким ашер несоно – это возвращение и подъем души к ее корню и источнику, что также как душа облачена в тело (ибо заповедь тшувы – как все заповеди – для душ внутри тел именно), была в аспекте совершенного самоустранения, как она была в своем корне, в аспекте Элойким ашер несоно], должна быть у них также тшуво по простому смыслу. И необходимо понять, и ведь в Ацилус (даже Ацилус протис[31]) сказано лой йегурхо ро[32], и поскольку тшуво праведников (как говорилось выше из Ликутей Тойро) эл hоЭлойким ашер несоно, выше чем аспект бросо, йецарто, нефахто би (БИА), и выше даже чем шеносато би (Ацилус), как возможно у них аспект тшуво сур мейро.

hей

И на первый взгляд, возможно было бы объяснить это в соответствии с тем, что говорится в Ликутей Тойро, что тот, кто со стороны достоинства своей души имеет отношение к служению в аспекте руах (ваасей тойв), и тем более – тот, кто имеет отношение к служению нешомо (бакейш шолом), когда не хватает у него в этом служении – это пгам[33]. И более того, поскольку он находится на высокой ступени, его пгам (хотя он и в дакус) он более велик, чем настоящий грех простого человека. И как сказал Межеричский Магид, что махшовос зоройс[34] совершенных праведников повреждают больше, чем тяжелые грехи простых людей. И подобно «пятну на одежде талмид хохом[35]«. И в соответствии с этим можно сказать, на первый взгляд, что заповедь тшувы (т.е., оставление греха) у совершенных праведников, это тшуво за то, что было у них хисорон[36] в служении асей тойв или по крайней мере в служении бакейш шолом, что также эта тшуво – это оставление греха, поскольку пгам посредством этого это еще больше чем грех (по простому смыслу) простого человека. Однако, из самого того, что говорят, что есть три эти аспекта (сур мейро, асей тойв и бакейш шолом), ясно, что служение асей тойв и бакейш шолом – это добавление и подъем в самой святости, и даже когда не хватает в этом служении, это не аспект зла (даже в тонком смысле). И в соответствии с этим необходимо понять, что есть идея заповеди тшуво (оставление греха) у праведников, что про это говорится шуво Исроэл… ки хошалто баавойнехо, что также тот, кто находится на ступени Исроэл, должна быть у него также тшуво сур мейро.

Вов

И это будет понятно в соответствии со словами РаЗаЛ, ман дэмехавей бемохойг камей малко[37], ибо перед царем должно быть в совершенном битуль, и когда мехавей бемохойг камей малко – он показывает собственный мциюс перед царем. И отсюда понятно, что даже когда он служит Вс-вышнему, но его служение – в аспекте мциюс, это подобно мехавей бемохойг камей малко, хас ве-шолом. И в соответствии с этим будет понятно, что также у совершенных праведников должен быть (также) аспект тшуво сур мейро, ибо поскольку тсакже когда он цадик гомур, служит Вс-вышнему со страхом и аhаво бесаанугим, он не самоустраняется полностью, но это самостоятельная вещь, которая боится Вс-вышнего и любит Его («йеш ми шеойhейв[38]» и «йеш ми шейорей[39]«), как объясняется в Тании[40], следовательно, каболас ол малхус шомаим у него не совершенна, и относительно его ступени это подобно прикас ол[41]. И поэтому также у совершенных праведников должна быть тшува сур мейро.

И это есть шуво Исроэл ад Гавайе Элойкехо, ки хошалто баавойнехо, что тшуво за то, что споткнулись в грехе на уровне Исроэл (йеш ми шеойhейв), это, чтобы Гавайе стал Элойкехо. Ибо для того, чтобы устранить аспект йешус (йеш ми шеойhейв) – это посредством раскрытия Гавайе именно. Ибо относительно имени Элойким, поскольку творение от имени Элойким это путем hислабшус[42] (берейшис боро Элойким), творения, сотворяемые от него, тойфсим мокойм[43], и их самоустранение это только битуль йеш, но относительно имени Гавайе, что творение от него это бедерех мимейло[44], (йеhалелу эс шейм Гавайе, ки hу циво венивреу[45]), нивроим[46] «не занимают места» (эйном тойфсим мокойм), полное самоустранение, битуль бимциюс[47]. И это есть, что тшуво за кошалто баавойнехо на уровне Йисроэл, йеш ми шеойhейв, это чтобы Гавайе был Элойкехо, что посредством того, что светит в нем раскрытие Гавайе, и вплоть до того, что это (Гавайе) становится Элойкехо, койхахо вехайусхо, он приходит к битуль бимциюс.

Заин

И вот, объясняется в Ликутей Тойро, что шуво Исроэл ад Гавайе Элойкехо означает, что тшуво должна быть таким образом, вплоть до того, что Гавайе будет только аспектом Элойким и цимцум[48] относительно ацмус Ойр Эйн Соф, который выше, чем Гавайе. И подобно объяснению в Гавайе hу hоЭлойким[49], который говорится в неило в Йом Кипур, что ЗО[50] (Гавайе[51]) когда поднимается в атико[52], считается как Элойким. И это будет понятно в соответствии с тем, что известно, что также относительно имени Гавайе, поскольку оно – источник творения, ибо Гавайе — это язык меhаве[53] (только, что hисhавус[54] – творение – происходит бедерех мимейло), необходимо сказать, что есть какой-то тфисас мокойм для творений, и истинный битуль – он именно относительно ацмус Ойр Эйн Соф, который выше чем Гавайе, который не в идее (эйной бегедер) источника миров. И это есть, что тшуво на кошалто баавойнехо (йеш ми шеойhейв) она до Гавайе Элойкехо (как объясняется в Ликутей Тойро), что Гавайе – это Элойким и цимцум относительно ацмус Ойр Эйн Соф, что посредством раскрытия ацмус Ойр Эйн Соф (атико, который нивдол венээток умувдол от существования миров), достигают полноты битуль.

И следует добавить, что аспект йешус (есть тот, кто любит) по простому смыслу исправляется уже посредством служения тшувы месяца элул, увохсо эс овиhо веэс имо йерах йомим[55], который указывает на месяц элул[56] (как приводится в кисвей Аризал), месяц милосердия, что тогда царь находится в поле,


[1] «Обратись, Йисраэйль, к Г-споду, Б-гу своему, ибо споткнулся ты о вину свою.» (Ошеа 14, 2)

[2] До Вс-вышнего Б-га твоего

[3] К Вс-вышнему Б-гу твоему

[4] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[5] «Ибо ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел.» (Вайишлах 32, 29)

[6] Элойким — Имя Вс-вышнего. Указывает на гвуро, цимцум, в противоположность имени Гавайехесед, тиферес, гилуй

[7] «А дух возвратится к Б-гу, Который дал его» (Когелет 12, 7)

[8] Мн. число от овойн — грех

[9] «Возьмите с собою слова и возвратитесь к Вс-вышнему» (Ошеа 14, 3)

[10] «Скажите Ему: «Прости все прегрешения»» (Ошеа 14, 3)

[11] «Уйди от зла» (Тегилим 34, 15)

[12] «делай добро» (Тегилим 34, 15)

[13] «Ищи мира» (Тегилим 34, 15)

[14] Каждый, кто занимается Торой, устанавливает мир в высших мирах и в нижних мирах

[15] Вся Тора дана дана, чтобы установить мир в мире

[16] Гафтара — отрывок из пророков, читаемый после еженедельного чтения Торы

[17] Суббота «Вернись Израиль» (суббота между Рош аШана и Йом Кипур)

[18] Сущность блага

[19] Природа доброго — творить добро

[20] Работа; служение.

[21] «И вот родословная Пэрэца» (Рут 4, 18)

[22] «Вот порождения небесные и земные при сотворении их» (Берейшис 2, 4)

[23] «Мир в своей полноте был сотворен» (Берейшит Рабо 14, 7)

[24] Порождения; родословная

[25] Грехи, которые отделяют

[26] в тонком смысле

[27] «Уйди от зла» (Тегилим 34, 15)

[28] «А дух возвратится к Б-гу, Который дал его» (Когелет 12, 7)

[29] сокрытие, которое не в аспекте существования

[30] Каждый дающий (подарок)- с избытком дает он

[31] частный

[32] «Не водворится у Тебя зло.» (Тегилим 5, 5)

[33] Пгам — Повреждение, букв. «зазубрина» (посредством греха)

[34] дурные мысли

[35] Мудрец Торы

[36] Недостаток. Нехватка

[37] Тот, кто делает знак своему товарищу, находясь перед царем

[38] есть тот, который любит

[39] есть тот, который боится

[40] Гл. 35 (стр. 44, 1 и далее)

[41] сбрасывание ига Небесного Царства

[42] Одевание. Редукция Б-жественного света до уровня восприятия творений

[43] букв. «занимают место», т.е., обладают некоторой значимостью и ценностью

[44] Само собой

[45] «Пусть хвалят имя Вс-вышнего, ибо Он повелел и они сотворены были.» (Тегилим 148, 5)

[46] творения

[47] Полное самоустранение

[48] Цимцум — Сокращение ( первичного света). Сжатие

[49] «Г-сподь – Он Б-г» (Млахим Алеф 18, 39)

[51] Гавайе — Четырехбуквенное Имя Вс-вышнего. Указывает на постоянство творения — «меhаве».

[52] Атик — Внутренняя (высшая) часть сфиры кесер.

[53] творящий

[54] Гисгавус — Творение (из ничто)

[55] «И оплакивает своего отца и свою мать в продолжение месяца» (Ки сейцей 21, 13)

[56] Элул — Месяц Элул