"Создавая субботу"
1. Сказано в Торе: "И будут хранить сыны Израиля субботу, создавая субботу" (Шмот, 31:16). Что значит "создавать субботу"? Объясняют наши мудрецы, что имеются в виду такие стороны человеческой деятельности, в которых как таковых нет ничего, что несло бы в себе нарушение субботы, но от которых, тем не менее, следует воздерживаться в субботу.
Например, даже походка в субботу должна отличаться от походки в будни - в субботу не следует быстро ходить (за исключением случаев, когда торопятся исполнить какую-нибудь заповедь). Не подобает во время субботней прогулки осматривать свои владения и решать, что там необходимо сделать на следующий день, или гуляя по городу, подыскивать себе подходящее средство транспорта, чтобы по окончании субботы воспользоваться им.
Однако, как выражаются наши мудрецы, "жалеет Тора еврейское имущество". Поэтому Галаха разрешает в субботу стеречь как свое собственное имущество, так и принадлежащее другому еврею.
2. "Разговор твой в субботу пусть не будет будничным разговором", - завещали наши мудрецы.
Поэтому в субботу не говорят о том, что будут делать после ее окончания.
В субботу неуместны пустословие, рассказы о чем-то неприятном или вызывающем переживания и т. п. Сказано в Торе о самой первой субботе: "Ибо тогда прекратил Г-сподь всю работу Свою" (Брейшит, 2:3). А "работа" Всевышнего состояла в сотворении мира одним только словом Его. Тора предписывает нам подражать нашему Творцу, и потому мы тоже обязаны воздерживаться в субботу от всяких слов, связанных с работой.
3. В принципе, думать о делах и работе в субботу не запрещено. Однако тот, кто желает, чтобы суббота для него действительно была блаженством, должен в этот день воздерживаться от посторонних мыслей. А потому лучше всего все свободное время в субботу посвятить изучению Торы. Следует внушить себе, что все дела уже закончены и думать о них незачем. Сказано в Десяти заповедях: "Шесть дней работай и делай всю работу свою" (Шмот, 20:9). Но разве действительно за шесть дней можно сделать "всю работу свою"? Однако именно здесь Тора намекает, что в субботу следует вести себя так, будто вся работа завершена еще до наступления субботы.
4. Все сказанное выше относится только к тому, что составляет интересы отдельного человека. Если же речь идет об интересах общества и уж тем более об исполнении заповедей Торы, все эти ограничения снимаются. Более того: Галаха разрешает в субботу обращаться даже к нееврейским властям, если это необходимо для общественных нужд.