Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тематический указатель

В данном разделе маамары, беседы и письма Ребе сгруппированы по темам, а не по книгам, и представляют ссылки на соответствующие книги. Указатель по недельным главам см. в разделе «Недельная глава»
Творение продолжается постоянно, каждую минуту и каждую секунду.
Известно высказывание Рабейим – Руководителей Хабада, что шабос Берейшис (суббота, когда читается недельная глава "Берейшис") касается всего года, и так, как ставят себя в шабос берейшис, так идет весь год. Творение само по себе также и сейчас полное ничто, и все его существование лишь потому, что Вс-вышний его постоянно творит, и само собой, его все существование это – Б-жественность.
» Одиннадцать мизморов сказал Мойше». Притяжение аспекта «Ты Один» в десять заповедей и десять речений, которыми создан мир.
«Тфило леМойше иш гоЭлойким…», и объясняет Квойд Кдушас мой тесть и учитель Адмор, в его известной сихе, что этот мизмойр имеет отношение к освобождению Йуд Тес кислев, как известно, что Алтер Ребе говорил каждый день раздел Тегилим, как он разделен по дням месяца, и поскольку мизмойр Тфило леМойше — это начало раздела тегилим 19 числа месяца, следовательно, он сказал в день своего освобождения (19 кислев) этот мизмойр].
Народы мира, одни из них служат солнцу, и из них служат луне…, но Исроэл не служат никому, но только Святому, благословен Он
«В одиннадцатый день глава колена Ошера» и приводится в Мидраше: «все колена на имя избавления Израиля и на имя их славы названы имена их, и Ошер – названо имя его на имя избавления Израиля, как сказано: «веишру эсхем кол га гоим ки тигйу атем эрец хефец омар Гашем Цво-ойс», и на имя их славы, как сказано: «Счастлив народ, что таково ему, счастлив народ, что Гашем – Б-г его»
Посах Элийогу веомар, рибон олмин ант гу хад вело бехушбон, ант гу илоо ал кол илоин ссимо ал кол ссимин, лэйс махшово тфисо бох клол,
Раскрытие Сущности Б-жественности в материальном мире. Смысл имен Гавайе и Элоким. Имя Элоким и законы природы
: возможно ли, что, несмотря на все действия, все еще не привели к приходу праведного Мошиаха практически?!.
Вера в приход Машиаха и ожидание его прихода — это основы еврейской религии. О приходе Машиаха говорится уже в Торе, а относительно книг Пророков — "не нужно приводить доказательства, ибо все книги полны этим".
Что значит «мошиах нау»
В соответствии со сказанным выше становится понятно особенное указание, которое мы учим из жертвоприношения Менаше в восьмой день нисана – как велико должно быть желание и стремление и ожидание будущего избавления, как это находит выражение в деталях жертвоприношения Менаше, связанных с будущим избавлением!
С Лаваном злодеем жил я и 613 заповедей соблюдал я
Материальные вещи этого мира были для Якова "пришельцами" — чуждыми, не затрагивали его сути. Лишь духовное, Тора и ее заповеди были ему близки и родственны. Духовное влияет на материальное, так что сама материальность становится духовностью и святостью. Приход Мошиаха зависит от работы "очищения" мира. Тем, что каждый еврей очищает и исправляет свое тело, животную душу и свой удел в мире и использует их для святых дел – он "притягивает" Б-жественный свет Грядущего мира Даже если его окружение, весь мир, еще не готов к Избавлению, ибо еще не завершено его исправление, он сам со своей стороны должен подготовить себя и свои дела к полному Избавлению.
Письменная и устная Тора о Мошиахе
Машиах уже здесь, гине зе оймед ахар кослейну (Шир гаширим,2, 9) В высшем мире уже радость и веселье, он уже пришел, но здесь, внизу, он ждет Бней Исроэл, что они сделают Тшуву. (Сейфер гасихойс, 5701 (1941) г.)
Йехи гамелех — это еженедельный буклет, выпускаемый студентами Любавичских ешив. Он представляет собой выборку из выступлений Ребе, посвященных вопросам Геула и Мошиах.
ЙЕХИ АДОЙНЕЙНУ МОЙРЕЙНУ ВЕРАБЕЙНУ МЕЛЕХ ГАМОШИАХ ЛЕОЙЛОМ ВОЭД
Сегодня буквально мир готов к освобождению, и евреи должны открыть это практически
Упрямство не кричать «ад мосай» совершенно непонятно
Сокрытие ради открытия
7)Всегда, когда открывается новый свет в Торе, и особенно такой высокий уровень, должно ему предшествовать сокрытие. И чем более высокий уровень должен открыться, тем более тонкое и глубокое сокрытие должно ему предшествовать
Вайизаку… вайейда Элойким («И возопили… и познал Б-г)
Исход из Египта произошел после того, как бней Исроэл кричали и просили Освобождения, как рассказывает Тора, "И было в те долгие дни… и застонали Бней Исроэл от работы и возопили, … и услышал Вс-вышний их крики и вспомнил Вс-вышний свой союз с Авраамом, Ицхаком и Яковом, и увидел Вс-вышний сыновей Израиля, и познал Вс-вышний" (Шмойс, 2, 23-25).
Машиах ахшав (Машиах сейчас)
Специальная задача и цель нашего поколения — привести Машиаха тейхеф умийад (прямо сейчас), ану роцим Машиах ахшав (мы хотим Машиаха сейчас).
Работа в мире — делай здесь Эрец Исроэл
Тут может быть вопрос, как некоторые спрашивают: даже если я лично делаю свою работу бишлеймус (полностью), до такой степени, что я достигаю ступени, что мое существование целиком посвящено "йофуцу", что это дает, когда веатэм гамеат микол гоамим ("вы меньшинство изз всех народов"), и в мире есть 70 народов, которые представляют подавляющее большинство относительно ‘одной овечки’.
Просьба она же помощь
Еврей должен хотеть и просить геула, и сама эта просьба (и то, что он задумывается на тему геула), дает ему большую помощь и поддержку в служении Вс-вышнему. Когда говорят еврею: вот вот идет Машиах, или мы хотим Машиаха сейчас, — это ускоряет и добавляет в служении Вс-вышнему, и особенно згирус (‘осторожность’), чтобы не было в его руках ничего, что могло бы задержать хас вешолем (не дай Б-г), приход Машиаха. (Ликутей сихойс, стр. 234)
Главный шлихус — каболас пней Машиах цидкейну
В субботу главы Хаей Соро 5752 года сказал Ребе: Уже закончили всю работу, и стоим готовыми навстречу Машиаху …Мы видим практически, как он «Воевал войны Вс-вышнего», и победил во многих вопросах, – и именно мирным путем… Уже завершили шлихус
У каждого и каждой из Израиля есть аспект Мойше внутри него
Также, как есть Мойше Рабейну в каждом поколении, также у каждого и каждой, внутри есть аспект Машиаха, и как объясняет Алтер Ребе в книге Тания, что у каждого и каждой из Израиля есть аспект Мойше внутри него. "Все, что создал Вс-вышний в своем мире, не создал ничего впустую". Израиль делают Тшува и немедленно они освобождаются. "И ты пойдешь в место, что выберет Вс-вышний, установить свое имя там"
Не следует думать про испытание вообще – ибо это видимость и нет в нем реальной силы
Поскольку мы находимся в последние дни изгнания, после того, как закончены уже все дела, как сказал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур Носи Дойрейну[1], что не осталось нам, но лишь начистить пуговицы, и сразу же «имду гохейн кулхем»[
Mиссия шлухим — встретить Мошиах цидкейну в истинном и полном избавлении
Миссия шлухим в нашем поколении вообще, и в особенности обновление, которое добавилось в последнее время в работе шлихус, — встретить Мошиах цидкейну в истинном и полном избавлении. Уже «прошли все сроки, уже сделали тшуву также. — Работа и шлихус сейчас состоит в том, чтобы быть готовыми практически к тому, чтобы встретить приход Мошиаха реально!
«Ибо они (Израиль) в будущем обновятся, так же, как она (Луна) обновляется»
Общий смысл новомесячья подчеркивается в его названии — "рош хойдеш". "Венифкадто ки йипокейд мойшовехо". В рош хойдеш открывается в каждом и каждом из Израиля искра Мошиаха в нем. "Я молюсь, как этот ребенок молится". …И раньше этого и выше этого — открытие его существования, как оно есть само по себе в момент, что пробудился от сна, что нет здесь ничего, кроме обновления и возрождения его существования после сокрытия во время сна, пробуждается иоткрывается Сущность и Суть в нем.
«Иди к фараону, ибо я ожесточил сердце его»
Паръой в кдушо – это самый высшее раскрытие Б-жественности, также в самом открытии – а) открытие всех светов, включая самые высокие света и уровни в Элойкус – «кол негойрин вехол буцинин», вплоть до «кол ма дэгаво сосим», и также в способе раскрытия – б) способом «дэиспэриу» от слова «поруа» (беспорядочный), т.е., выше, чем порядок, измерение и ограничение.
Ступени раскрытия Мошиаха
Еврей не должен бояться того, что он видит, что это такой мир, что он может скрывать очевидную истину — поскольку есть ясный псак дин Рамбама, каким образом должно начаться избавление.
КЕЙЦ СОМ ЛЕХОЙШЕХ
Кейц сом лехойшех, и приводится в мидраш, «время установил миру, сколько лет будет находиться во тьме. И объясняет Цемах Цедек, что это подобно тому, что сказано в Зогар, на посук «лакол зман вээйс лэхол хефец», что есть установленное время для тьмы изгнания. И нужно понять, ведь поскольку все вещи в мире, есть у них установленное время, лакол зман, в чем хидуш в кейц сом лехойшех
Вопрос, который не имеет никакого объяснения — почему геула все еще не пришла!
То, что народ Израиля мучается в изгнании, — это не имеет никакого объяснения с точки зрения логики, что хотя, действительно, «жаль тех, кого уже нет с нами» и т.д., и не следует задавать никаких вопросов и т.д., и нужно иметь веру и уверенность и т.д.,
То тем не менее, после всех объяснений в этом, и, насколько можно понять это при поверхностном изучении, но, если не хотят сами себя обмануть, — остается вопрос, который не имеет никакого объяснения — почему геула все еще не пришла!
Распространять слова великих мудрецов Израиля о надежде, ожидании и требовании избавления
Сказали в Ялкут Тегилим ремез 736: даже если нет в руках Израиля, но только кивуй, они достойны избавления в заслугу кивуй
«Когда ты схватываешь часть от сущности, ты схватываешь ее целиком»
"Когда ты схватываешь часть от сущности, ты схватываешь ее целиком". Сущность еврея, то, что он еврей, — это неизменно вовеки. "Так или иначе сыновья они, и заменить их на другой народ я не могу". Имя пробуждает сущность души. Любвовь Вс-вышнего к каждому и каждой из Израиля больше, чем любовь родителей к своему единственному сыну, что родился у них на старости лет. Когда распространятся источники наружу, именно тогда придет Царь Машиах, в скором времени буквально.
Распространять Тору и мицвойс всюду и всюду, даже в таких местах, которые (на первый взгляд) совершенно не являются сосудами для восприятия Тойро и мицвойс. Работа по распространению Тойро и мицвойс должна вестись как можно более энергично. Также сейчас в каждой точке мира, и даже там, где выглядит внешне, что как будто бы есть противодействие к Святости, этот мир есть жилище для Вс-вышнего в нижних.
Все Рабейим — одно целое, и каждый из них делал все. У каждого есть мицва, которая называется "ворота его души". Первым делом давать добро, благословение и успех, и тогда упрекать. "Освещает глаза обоих Вс-вышний"
…Можно спросить: ведь известно, чтобы отвечать на йехидус, нужно иметь какое-то отношение к этому. Связь хасидим с Ребе, не так как две вещи, которые объединяются вместе, но одно целое буквально. У хосида, он с Ребе со Вс-вышним одно целое. Ребе находится с нами также как раньше. Рабейну гакодойш приходил в пятницу вечером домой в субботних одеждах, и делал кидуш и выводил многих. Ребе поведет нас навстречу Машиаху.
«Вейосфу ановим багашем симхо»
1. В маамаре праздника швуос, начинающемся словами «Вейосфу ановим багашем симхо[1]», объясняет мой тесть и учитель, что существует связь между аново (скромность) и симхо (радость), что они не только не противоположны но, наоборот, помогают друг другу.
И жил Якойв
"Яков, отец наш, не умер… и разве впустую плакали плакальщики и бальзамировали бальзамировщики и хоронили хоронильщики… посук я учу, что сказано "и ты не бойся, раб мой Яков, Слово Вс-вышнего, и не страшись Израиль, ибо вот, я спасаю тебя из далека и потомство твое из земли пленения их, приравнивает Якова к потомству его, как потомство его – живо, так же он сам – жив", "жив он вовеки". Укрепление сынов Израиля во время изгнания осуществляется через объявление "и жил Яков",
«Пришел Я в сад Мой, сестра Моя, невеста»
«Я пришел в Свои свадебные покои — в то место, где изначально была явлена Моя Сущность». «В начале Творения Сущность Шехины была созерцаема в низшем мире. Однако, вследствие греха Древа Познания, Шехина покинула Землю и поднялась в небесные сферы
После семи грехов, вызвавших удаление находившейся в нашем низшем мире Шехины на семь духовных ступеней, — в этот мир пришли семь праведников, которые снова вернули Шехину на Землю. Благодаря заслугам Авраама Шехина вернулась с седьмой небесной сферы на шестую, благодаря заслугам Ицхака — с шестой на пятую, и т.д., до тех пор, пока Моше, седьмой из праведников (а как утверждает Мидраш, «все седьмые — любимы» ), завершил возвращение Шехины на Землю.
Седьмое поколение — поколение Геулы, поколение Мошиаха
И вот это, что требуют от каждого и каждого из нас, дойр гашвии, и "кол гашвиин — хавивин", что вместе с тем, что то, что мы в дойр гашвии (седьмом поколении), это не наш выбор, и не через нашу работу, и в некоторых аспектах возможно, не по нашему желанию, тем не менее, все швиин — хавивин, что мы находимся в иквесо димшихо, и в конце иквесо, и работа — закончить притяжение Шхино, и не только Шхино, но икор Шхино, и в тахтойним именно!
Причина творения желание Вс-вышнего, чтобы у Него было жилище в нижних мирах
Нижние станут жилищем для Сущности Б-жествености со стороны понятий самих нижних
Кислев — третий месяц — время раскрытия внутреннего смысла Торы. Сиван — Дарование открытой Торы Кислев — дарование скрытой Торы.
«Искупил с миром душу мою от воевавших против меня, ибо многие были со мной» — сказал Царь Довид про победу в своих войнах, в заслугу рабим (многих)
Смысл Праздника Освобождения Йуд-Тес Кислев, подчеркивается в посук "подо бешолейм нафши", как понятно из слов Алтер Ребе в его известном письме: "Когда я читал в книге Тегилим посук подо бешолейм нафши, я вышел с миром от Вс-вышнего, дарующего мир.
Смысл освобождения Алтер Ребе в йуд-тес Кислев — это "распространение источников наружу".
Распространение источников хасидизма — это внутреннее содержание прихода Машиаха и освобождения Шехина и Бней Исроэл. Мир будет полностью покрыт знанием Б-га. "Гойу имоди", что каждый из "рабим" он "имоди" — с Довид Малко Мшихо, и с гаКодойш Борух Гу, со стороны аспекта йехидо, который в его душе, которая есть искра от нишмосой шел Довид Малко Мешихо, — аспект йехидо гаклолис. Геуло уже есть, и что все бней Исроэл готовы во всех деталях "подойти и сесть к столу".
Не спит и не дремлет страж Израиля
"Как дни твоего исхода из Египта покажу ему чудеса"… Безусловно, что также во время изгнания "Не спит и не дремлет страж Израиля". И в особенности, через "И вернет сердца отцов к сыновьям – с помощью сыновей" – что через это также возвращают сердце нашего Небесного Отца с помощью его сыновей. Причина того, что колеблются в вопросах безопасности, как говорилось ранее, это то, что колеблются в вопросах еврейства. Через то, что евреи будут идти твердо, само собой прекратятся помехи со стороны народов мира. "У всех сынов Израиля был свет в их поселениях".
Сущность хасидизма – притяжение нового света из аспекта пнимиюс кесер, и еще выше – притяжение аспекта пнимиюс атик, аспект Эйн Сойф[4], находящийся в РДЛ"О. "Из награды ее (заповеди) постигнем суть ее". Основной смысл Мошиаха – йехидо. Довид удостоился уровня нефеш, Элиягу – руах, Мойше – нешомо. Одом горишойн – хайо. И Мошиах удостоится йехидо.
Изучение Хасидизма пробуждает из обморока и привод
Когда человек находится в сильном обмороке, то через то, если назвать его по имени, он очнется. Свыше внушают родителям дать ребенку имя, соответствующее и связанное с душой, входящей в него. Имя связано с сущностью души, оно имеет силу притянуть и открыть сущность души в открытые силы, и это пробуждает из обморока. Открытие души Баал Шем Това, а затем его руководство и его учение — Торат Хасидус, пробудило душу еврейского народа. Хасидус- это не для группы людей или партии, но для всех евреев.
На посук "Зэ йитну… махацис гашекель" говорится в Иерусалимском Талмуде и мидраше, "как огненную монету вынул Вс-вышний из-под Престола Славы и показал ее Мойше и сказал "вот такую монету евреи должны дать за полшекеля". Огонь сущности души указывается в том, что зэ — махацис гашекель — йитну.
Беседа Любавичского Ребе о значении праздника Ханука
Гемора (Талмуд) рассказывает (Шабос, 21,2), Что (произошло в) Ханука? Когда вошли греки в Храм, осквернили все масла в Храме, и когда победили их Хашмонаим… на следующий год установили их и сделали праздником …»
«Ато» — указывает на сущность и Суть Вс-вышнего
"Ато" — указывает на сущность и Суть Вс-вышнего, что только про него могут сказать "ато", обращаясь к стоящему напротив, поскольку он находится всюду, (куда ни поглядишь, везде Он), ибо хотя он непознаваем и непостижим, тем не менее, так как Он в сущности своей, непознаваемый и не постижимый, Он находится всюду, поэтому можно сказать про него "Ато", язык "нойхах".
И вот имена сыновей Израиля, приходящих в Египет
Вс-вышний пересчитывает евреев и называет по именам, чтобы они даже в изгнании не растворились и не потерялись. Евреи "подобны звездам", ибо среди самого небесного воинства, звезды имеют превосходство перед солнцем и луной. Про солнце и луну сказано: "и побледнеет луна и устыдится солнце", но звезды существуют вовеки веков, и то же самое евреи. Б-жественный свет, который спускается вниз, чтобы давать жизнь этому миру, это только аспект "шейм" — "имя" — Вс-вышнего. Со стороны связи еврейских душ с сущностью Вс-вышнего, все миры не имеют перед ними никакого сравнения, и все творения не имеют никакой власти над еврейскими душами. Сущность души еврея никогда не находится в изгнании
«Зачем ты сделал зло этому народу, зачем ты послал меня. И с тех пор. как пришел я говорить от имени твоего, хуже стало народу этому, и спасти не спас ты народ твой»
И как было сказано выше, что служение "лой гиргеру ахар мидойсай" это со стороны "тойв лешомаим", что тогда единственное, что важно ему , это желание Вс-вышнего, и ничего кроме этого, однако, со стороны "тойв лабрийойс", благо Израиля, — Мойше Рабейну предъявлял претензию перед Вс-вышним "зачем ты сделал плохо этому народу", идя на самопожертвование, чтобы не считаться с аспектом "хорошо для неба" (размышлять за поведением Вс-вышнего)
Скажи сынам Израиля и пусть идут вперед
Служение должно состоять в том, чтоб идти к горе Синай: не отрешаться от мира, не влачиться, безжизненно и безучастно, под бременем своей Работы, не бросать свое Служение и свою задачу ради войны с этим миром, не складывать рук, передавая всё Вс-вышнему (как предлагали четыре группы евреев), но – действовать в самом мире, освещать мир и приблизить его и самих себя к Торе (вот это и есть "двигаться вперед").
«Иди к фараону, ибо я ожесточил сердце его»
Паръой в кдушо – это самый высшее раскрытие Б-жественности, также в самом открытии – а) открытие всех светов, включая самые высокие света и уровни в Элойкус – «кол негойрин вехол буцинин», вплоть до «кол ма дэгаво сосим», и также в способе раскрытия – б) способом «дэиспэриу» от слова «поруа» (беспорядочный), т.е., выше, чем порядок, измерение и ограничение.
СИХА СУББОТЫ ГЛАВЫ ВОЭЙРО РОШ ХОДЕШ ШВАТ 5722
Каждого новорожденного бросьте в реку…
В наши дни мы вновь и вновь видим повторение древней трагедии. "Фараон, царь Египетский" — это привычный стиль жизни страны, с точки зрения которого следует "бросать еврейских детей в реку" обычаев и законов данной страны, чтобы дети погрузились и утонули в реке, которая дает пропитание. Благополучие еврея напрямую зависит от нашей связи со Вс-вышним. Вс-вышний дает жизнь и пропитание всем. Когда человек делает то, что Он хочет – "учи им своих сынов и говори о них, сидя в доме твоем и идя по дороге, ложась и вставая" – Он сделает то, что у него просят – для этого человека и его детей. "В заслугу праведных жен того поколения наши предки были искуплены из Египта". Дети "первыми узрели Его". Нужно воспитывать еврейских детей как приказал Вс-вышний, и Он позаботится и о сынах, и об отцах
Не слышать плач ребенка — это не путь служения Вс-вышнему
Когда ставится вопрос о еврейских детях, которые плачут и жаждут еврейского воспитания, то эта проблема и работа имеет приоритет, и предшествует всем другим делам, которыми занимаются.Нужно приложить максимум усилий, чтобы дать возможность для ешив и начальных школ, которые воспитывают еврейских детей в настоящем еврейском духе, чтобы они смогли принять максимальное число учеников есть такие дома, где дети совершенно не чувствуют, что им что-то не хватает, и поэтому они не плачут. По отношению к таким детям обязанность и ответственность много больше. Ибо само то, что они не знают, что они должны плакать, доказывает, что они нуждаются в еврейском воспитании в еще большей степени.
Тора была дарована евреям в месяц Сиван, третий месяц года. Поскольку это событие было частью Б-жественного замысла, между ним (событием) и датой его исполнения, между Торой и третьим месяцем года, должна существовать важная связь. Это разъясняется в Талмуде: «Да будет благословен Всевышний, даровавший Тору, состоящую из трех частей, трехсоставному народу через сына, рожденного третьим в третий день третьего месяца». Число «три» проходит как лейтмотив. Три части Торы: Пятикнижие, Пророки и Писания (собственно Тора, Невиим и Ксувим). Три колена сынов Израиля: Коаним, Левиим и Исраэлим. Моше – третий в семье после Мириам и Аарона. Тора дарована в третий день, как уже было сказано, третьего месяца года.
Месяц Элул, последний месяц года, как известно, месяц Милосердия и Прощения. Вместе с тем это время отчета перед самим собой во всех поступках и действиях в течение года, всех промахах и неиспользованных возможностях.
Баал-Шем-Тов учил: все, что слышит или видит человек, должно явиться для него уроком в служении Б-гу. Поэтому, пытаясь понять события, происходящие в мире, мы должны обострить наше восприятие – заглянуть в глубины социально-экономических причин и оценить их духовные предпосылки.
Никогда не следует быть настолько занятыми собой, чтобы стать нечувствительными к окружающей нас обстановке. Каждый может что-то сделать, начиная с самого себя, со своей семьи, со своего соседа. Необходимо осознавать, что наш мир – это единое целое; улучшить его частично значит улучшить в целом. Ребе
Пурим мы празднуем в память о чудесах, которыми Всевышний спас еврейский народ от полного истребления.
Ребе Шлита обращает особое внимание на то, как жизненно важно приводить в мир еврейских детей, и осуждает получившее распространение в наши дни «планирование семьи». Во время фарбрейнген 6 Тишрея 5741 года, в годовщину ухода его достопочтенной матери ребецн Ханы Шнеерсон, он говорил о величии дел женщины-матери. Ребе считает рождение и еврейское воспитание детей в семье подготовкой к приходу Мошиаха.
Лаг Баомер, тридцать третий день Омера, — радостный праздник еврейского народа. В этот день отмечается годовщина ухода из нашего мира рабби Шимона бар Иохая (Рашби), одного из величайших мудрецов своего времени, автора книги «Зогар» – основного текста кабалы. Годовщина смерти – йорцайт – является праздничным днем, ибо в иудаизме душа первична, а тело вторично. Жизнь – не просто физическое существование, она есть Тора и мицвойс, служение Вс-вышнему, а это все вечно. В йорцайт цадика духовные усилия его жизни поднимаются на самый высокий уровень, достигают совершенства. Таким образом, йорцайт становится причиной празднества. Сам Рашби призывал всех евреев во всех поколениях праздновать годовщину его смерти с «великой радостью».
В каждом из нас заложено врожденное природное желание поступать правильно. Однако в повседневной жизни это желание не всегда легко реализуется. Одно дело достигнуть на теоретическом уровне понимания того, что правильно, а что ложно, несколько другое -применить это понимание на практике, в реальной жизни.
Когда евреи, выйдя из Египта, дошли до моря Ям-Суф, а сзади их настигал фараон со своим войском, они разделились на четыре группы с различными точками зрения. Решив, что они попали в ловушку -впереди море, сзади войско фараона – одни бросили клич: «Бросимся в море!» – т. е. утонем, но не станем опять рабами фараона; другие стали предлагать: «Вернемся в Мицраим» – т.е. лучше добровольно признаем власть фараона, чем погибнем; третьи призывали: «Сразимся с ними» – может быть, удастся победить египетское войско; четвертые решили, что ничего не надо предпринимать: «Возопим против них» – т.е. обратимся с мольбой о помощи к Вс-вышнему. И все они получили ответ. Моше Рабейну сказал первым: «Станьте и смотрите, какую помощь окажет нам Б-г»; вторым: «Возвращаться некуда, ибо как видите вы Мицраим сегодня, не увидите его больше вовеки»; третьим: «Б-г будет сражаться за вас»; четвертым: «А вы помолчите».
Приближается месяц Тамуз, когда мы отмечаем наш праздник–День Освобождения предыдущего Любавичского Ребе. Как известно, он был арестован в той стране из-за самоотверженной, в буквальном смысле этого слова, деятельности, которой занимался на протяжении семи лет: распространял идишкайт, помогал изучению Торы и исполнению ее заповедей.
Дни наших постов, как и наши праздники, не только напоминают о давно минувших днях. Они имеют также глубоко поучительный, всегда актуальный смысл. Наши посты и праздники никогда не «устаревают». 17-е Тамуза и 9-е Ава связаны с трагическими событиями в истории еврейского народа. 17-го Тамуза был захвачен врагами Иерусалим, а 9-го Ава – разрушен святой Иерусалимский Храм и народ уведен в изгнание.
Испокон веков – с тех пор как мы стали народом– важнейшей обязанностью и главным стремлением еврейских родителей было воспитание детей в еврейском духе. Сто лет назад в черте оседлости самым радостным и значительным для отца был день, когда, окутав трехлетнего сына в молитвенный талес, он на руках уносил его в хедер. В этот день ребенок приступал к изучению «Алеф-бейс» и отправлялся в путь к вершинам Торы, озаренным светом мудрости, чистоты и благородства. Впоследствии он мог стать ученым или скромным ремесленником, но в обоих случаях, полученные в хедере нравственные критерии, позволяющие ему отличать добро от зла, порядочность и благородство от бесчестия и лжи,– оставались с ним навсегда. С их помощью человек уверенно шагал по жизни, ясно представляя себе цель своих усилий. Он охотно помогал ближним, а в трудную для себя минуту знал, где найти совет.
Подрастая, еврейские дети часто спрашивают себя или окружающих: «Почему я еврей? Что такое иудаизм? Нужен он мне или не нужен?» И это вполне естественно. Представьте себе их огорчение, их досаду и обиду, если нет никого вокруг, кто знает ответ на эти вопросы, ответ, наполняющий гордостью за свое еврейство. Родители, друзья, чужие люди – все называют ребенка евреем, а он не понимает, что это значит – еврей, в чем смысл его причастности к народу, образ жизни которого пережил тысячелетия. Да, замешательство, разочарование и…
Чтобы постоянно совершать благие дела – от самовоспитания до воздействия на окружающих – желательно выучить наизусть несколько текстов из Торы. Это позволит – когда под рукой нет Великой Книги– повторить хотя бы один стих из письменной Торы и одно изречение мудрецов из Торы устной (конечно, чем больше вы знаете наизусть, тем лучше). Смысл, заложенный в этих отрывках, должен отразиться на поведении человека, повторяющего их, а также на поведении окружающих.
Сотворение мира продолжалось шесть дней. Оно началось 25-го числа месяца Элул и закончилось в первый день месяца Тишрей, когда был создан человек. Знаменательно, что наша Тора указывает отмечать годовщину сотворения мира – Рош Ашона, или начало года,– в первый день месяца Тишрей. Иными словами, годовщина сотворения мира отсчитывается не от первого дня творения, а от шестого – дня «рождения» человека.
Десять дней от Рош Ашона до Йом Кипур выделены в году как дни раскаяния, ибо в это время оно наиболее осуществимо, действенно, и влияние его распространяется на все дни нового года. В это время в еврейской общине преобладает дух раскаяния–тшува. И святейший день Йом Кипур становится высшей точкой начала нового года тем, что ставит тшува в центр жизни еврея.
Есть много заповедей, относящихся к Суккос, помимо закона о пребывании в сукко. Тем не менее праздник назван Суккос, а не именем другой заповеди, например мицвы «четырех растений».
Праздник Симхас Тойра отмечает завершение еженедельных чтений Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем Берейшит (начальную ее главу). Однако и праздник Швуэс посвящен Торе, ее получению на горе Синай. Почему же на Симхас Тойра мы должны радоваться нашей Великой Книге больше, чем на Швуэс?
Каждое слово, каждое выражение в Торе абсолютно точны, в них нет ничего лишнего. Воплощенная воля Б-га, Тора в каждом своем слове каждой из книг таит бездонную многозначность, откуда мы имеем возможность черпать познания, применимые к нашей повседневной жизни.
Существующая дихотомия разделяет нас, простираясь на наши важнейшие врожденные способности и устремления. Каждый человек полагает, что руководствуется рядом нерушимых принципов, аксиоматических законов, которые управляют его жизнью. В то же время он будет утверждать, что в душе революционер, что старое должно уступать место новому и никогда не следует погружаться в пучину былых убеждений. Что жизнь никогда не бывает черной или белой, а представляет собой серую массу неопределенности и такой должна быть. Что плохая работа – это мать изобретения, а раскаяние порождает духовное возрождение.
… Приближается праздник освобождения, когда мы мысленно возвращаемся к великому событию, происшедшему на заре нашей истории. Тогда евреи были выведены из Египта, чтобы обрести Тору уже как освобожденный народ.
В рассказе о даровании Торы сказано: «И проговорил Всесильный всё эти слова – леймор» (Шмот, 20:1). Последнее слово, леймор, оз­начает «чтобы сказать». Всюду, где оно встречается в Торе, это зна­чит, что Всевышний велит Моше пересказать Его слова сынам Изра­иля, которые не слыхали, как Всевышний сказал это Моше. Но здесь, во время дарования Торы, все евреи присутствовали и слыша­ли слова Всевышнего – чтобы тогда означает здесь слово леймор!
Судьба трех миллионов израильских евреев – общая наша судьба. Нет в мире еврея, которого бы не трога­ла, не волновала судьба Святой Земли.