Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Воэйро 5741 (2)

Сихойс койдеш 5741 т. 2

 

стр. 88

Мы находим несколько раз в комментарии Раши (на Тору), что он говорит «ло йодайти[1]». Что на первый взгляд это непонятно: ведь Вс-вышний дал Тору для того, чтобы учили и понимали в понимании и постижении, то, что учат, так, как даже пятилетний ребенок, который начинает учить Тору, понимает это, — и как же это Раши говорит «лой йодати» — «Я не знаю»!?

Объяснение в этом:

Раши хочет сказать тем самым, что «лой йодати» — это смысл посука по пшату[2], что это есть его способ изучения Торы, но по способу «драш[3]» и т.д. он знает объяснение, (но, поскольку это не есть его способ изучения в его комментарии — это «лой йдати»)

И «лой йодати» — это еще один пример того, как одна часть в Торе делает необходимым объяснение, даваемое в других частях Торы — и в нашем случае: пшат (где это не имеет объяснения) делает необходимым и неизбежным, что в других частях Торы (как ремез[4], друш, и сод[5]), есть объяснение в этом посуке (ибо, если нет — становится снова тот же самый вопрос — ведь Тора дана для того, чтобы ее понимали и постигали, — и что значит «не знаю»?)

 

 

стр. 89 (там же)

симан самех

 

И тут приходит еще лимуд[6] и гойроо[7]:

То, что народ Израиля мучается в изгнании, — это настоящее «лой йодати», это не имеет никакого объяснения ал пи сехел – с точки зрения логики, что хотя, действительно, «хаваль ал дэавдин вело миштакхин»[8] – «жаль тех, кого уже нет с нами» и т.д., и не следует задавать никаких вопросов и т.д., и нужно иметь веру и уверенность и т.д.,

То тем не менее, после всех объяснений в этом, и, насколько можно понять это при поверхностном изучении, но, если не хотят сами себя обмануть, — остается вопрос, который не имеет никакого объяснения — почему геула все еще не пришла, ведь уже «прошли все сроки, и все зависит только от тшуво», и, совершено однозначно, что нет такого еврея, который бы не сделал «вздох» тшувы, которая происходит в одно мгновение,

И, хотя они не сделали это одновременно, но — каждый в свое время, – но ведь Вс-вышний может же собрать всех их вместе!?

И это есть настоящее «лой йодайти» — но, когда говорят «лой йодати» — это не делает легче на душе, и хотят, чтобы это было в понимании и постижении, ибо ведь к этому стремится Хабад, чтобы было «народ мудрый и понятливый».

И пусть будет воля Вс-вышнего, чтобы это опустилось также в понимание и постижение, и чтобы таки было «йодати», и самое главное — что должна уже быть геула, и способом «нау», так, что это услышат также говорящие по-английски,  — истинная и полная геула, в скором времени в наши дни буквально.



[1] «Я не знаю»

[2] простой смысл, буквальный смысл

[3] иносказательный смысл

[4] намек

[5] тайный смысл

[6] поучение

[7] практическое указание

[8] Авраама, Ицхака и Яакова. См. Комментарий Раши на начало гл. ВоЭйро: Когда Мойше рабейну пришел к Вс-вышнему с претензией и вопросом «Зачем ты сделал зло этому народу», Вс-вышний ответил ему «хаваль ал дэавдин» и т.д. – что Авраам, Ицхак и Яаков – отцы еврейского народа – также подвергались тяжелым испытаниям, но не задавали при этом вопросов и т.д.