בס"ד
לע"נ מיכאל בן דוד ומוטל בן אברהם
Сиха Мойцей Шабос койдеш йуд шват 5730
Но, когда приходит еврей, ведь еврею дали свободу выбора, и это дал ему Сам Вс-вышний, и Вс-вышний говорит, каким образом Он дает ему это, что "человек стал как один из нас" – кивйохол, как Вс-вышний; также, как на Вс-вышнего не имеет отношения никакое принуждение, хас ве-шолом, у Него есть свободный выбор – как Рамбам объясняет – и также "человек стал как один из нас" – подобным образом есть выбор у еврея,
Следовательно, Вс-вышний, кивйохол, не хочет делать против выбора евреев, как сказано (Дварим 30, 15) "смотри, Я дал перед тобой сегодня… жизнь и добро…" и противоположность, и Вс-вышний просит "и выбери жизнь", но – не принуждает; даже "и выбери жизнь" – Он упрашивает его, и приказывает, и дает ему силы – "приходящий, чтобы очиститься, помогают ему", но никакое принуждение не имеет здесь отношения, как говорит Рамбам, "право дано каждому человеку", как он должен себя вести, ибо только это может привести его впоследствии к получению награды.
И тут есть "хидуш" – "сильной рукой вывел нас Вс-вышний из Мицраим, из дома рабства", не считались даже с выбором евреев, и "изгнать изгнали их из страны".
И это было тогда, когда Египет был государством, могущественной страной, как говорится в Мидраше, что Фараон царствовал над всем миром; с тех пор (как говорится в сегодняшней гафтаре – гл. Бо) он превратился в "Медина шфала" –
Но есть такие (по различным странным причинам), которые упрашивают у земли Египетской, чтобы сидеть за круглым столом, и мы отдадим вам кусочек земли Израиля! И Вс-вышний сделал так, что "сильной рукой вывел нас Вс-вышний из Египта", ты ломишься в закрытые двери Египта, и упрашиваешь, чтобы сели вмести с тобой разговаривать, и ты ему обещаешь, что ты отдашь ему часть земли Израиля. Говорят ему: "выгнать выгонит" – Фараон не подпускает их к своим дверям, он не хочет встречаться с ними; как будто бы не остается выбора – приходится держать Землю Израиля!
Для чего Тора должна рассказывать, Тора – это не "сборник рассказов", но Тора – это от языка указания, как говорится в Зогар (ч. 3, 53, 2) –
И это есть указание (и как Алтер Ребе говорит в отношении того, чтобы учить галахот недели в эту неделю), что должно быть известно, что "сильной рукой Я буду властвовать над ними", - "сила Его творений" была дана на то, чтобы "отдать им наследие народов", наследие семи народов;
… но что же тогда? Тем не менее, евреям дана была свобода выбора, и он рвется, он хочет обязательно сидеть с "медино шфоло", и упрашивать их, чтобы у него взяли часть того, что Вс-вышний отдал своему народу – "отдать им наследие народов",
И в этом есть порядок, что "сильной рукой вывел нас" – "выгнать выгонит", их выгоняют из "мирного кабинета", не хотят с ними садиться за одним столом!
Но сколько же можно полагаться на чудеса, уже настало время, что это должно показать, в чем должен состоять выбор еврея. То, что забрали выбор у еврея – "выгнать выгонит их из страны" – это было только на один момент, после этого им снова вернули право выбора. И это доказывается тем, что после этого они начали кричать "поставим во главе себя человека и вернемся в Египет", после "выгнать выгонит", это признак того, что они получили снова назад свободу выбора.
И сколько же можно ждать, пока будут заставлять Свыше? – Будут желать с ними разговаривать, и будут напрашиваться и убеждать, что невозможно иначе: мы обязательно должны встретиться и отдать, зная изначально, что "уста их говорят ложь", что не на чем строить!
Уже давно настало время осознать, что нам не на кого больше опереться, кроме как на Отца нашего Небесного, и когда приходят к гою, и говорят ему "нам не на кого больше опереться, кроме как на Отца нашего Небесного", но Вс-вышний хочет, чтобы было "И благословит тебя Вс-вышний во всем, что ты будешь делать", естественным путем, поэтому идут к этому гою, который сидит в такой-то и такой-то стране, и позволяет себе говорить, - но отвечают ему твердо, что "Holy Land" Вс-вышний отдал своему "Holy People!" (И уже ави-авот тумъа признал это также, что "холи Лэнд" принадлежит "холи пипл").
И когда гой поймет, что приходят к нему, исполняя послание Вс-вышнего, и не с именем Элойким, которое имеет числовое значение hатэва, но именно "так сказал Гавайе" – который был, есть и будет одновременно - но что же тогда? У тебя может быть заслуга; - поскольку я обязан там находиться, но я хочу находиться там путями мира и приятности. Это будет благо для тебя – ты сможешь исполнить волю Вс-вышнего (как говорится в Мидраше (Берейшис Раба гл. 10, 7), что Вс-вышний исполняет свою волю через все вещи, которые существуют в мире, как приводится там несколько примеров на это); это также будет благом для Египта, что она останется по крайней мере "мдино шфоло", поскольку если нет – то она вообще перестанет существовать, - тогда гой тоже будет смотреть по-другому,
Когда он задает вопрос: есть же здесь другой еврей, который тоже говорит от имени всего Израиля
[Сейчас стал такой порядок, что каждый знает, что говорится в Мишне, что он – целый мир, и для чего же ему говорить как частному лицу от имени собственного имени; он знает, что он только частное лицо, но он говорит от имени всего еврейского народа, где бы они не находились, само собой, все заявления, все дела, все декларации, и так, как он считает нужным, он говорит от имени всего Израиля]
И он сам слышал от этого еврея, который пришел к нему по поручению всего еврейского народа, и говорил ему диаметрально противоположное,
Надо иметь внутри себя достаточно твердости, чтобы сказать, что тот еврей – его просто жаль, он не знает, что говорится в недельной главе, он не знает и не считает, что недельная глава – это для него указание, как он должен себя вести; самое главное – что он не верит в еврейский народ, он не верит в силы, которые есть у евреев, поскольку вера во Вс-вышнего связана с верой в еврейский народ, в евреев поскольку они евреи,
Он не верит в силу евреев, само собой нет ничего удивительного, что он не может говорить с твердостью – он же не верит, что у евреев есть сила! Живут, по его мнению, по милости народов, само собой, все существование связано с милостью народов, и первым делом надо послушать, что гой хочет, и потом можно будет ему сказать, чего еврей хочет!
Гой вообще ничего не хочет! Он ждет, чтобы ему сказали, что еврей хочет. Приходит еврей и упрашивает его, что говорит ему, слушай сюда, скажи мне пожалуйста, что ты хочешь, до половины царства, эту половину, другую половину, и после того – три четверти тоже!
И нельзя предъявить к нему никаких претензий – вещь, которая связана с логикой – можно объяснить и доказать логически; если у него нет никакой веры в силу евреев, поскольку он смотрит на евреев, как сказано в Писании "вы меньшинство из всех народов" (и он говорит – так говорится в Торе тоже, у него есть даже доказательство из Торы!), и как же может одна овечка устоять среди семидесяти волков. И само собой, первым делом надо узнать, чего хотят семьдесят волков, и после этого он постарается примериться к их желанию.
Чего хотят семьдесят волков? – То, чего волк хочет от овцы, он не хочет, чтобы овца вела себя по справедливости и честности – что он с этого будет иметь; он не "горит" этим, ему это не нужно, это не то, чего ему не хватает. Он хочет, чтобы овца перестала существовать.