Шмойс (1)

«Каждого  новорожденного мальчика бросьте в реку Нил, а каждую девочку оставьте в живых»

Самый страшный период египетского рабства начался с приказа Фараона: «Каждого  новорожденного мальчика бросьте в реку Нил, а каждую девочку оставьте в живых».

Почему Фараон закончил приказание словами «а каждую девочку оставьте в живых»? Ведь на первый взгляд он хотел, чтобы новорожденных мальчиков бросали в реку, а то, что будет с девочками, его не интересовало. Но, раз он закончил указ именно этими словами, значит, это важная часть приказания Фараона. Объяснить это можно так: мальчиков нужно бросить в реку, чтобы умертвить их физически. А девочек физически нужно оставить в живых, но умертвить их души, то есть воспитать в своих обычаях, в египетской культуре.

Вообще, слова «в Нил бросьте» имеют двоякое объяснение: Фараон хотел, во-первых, уничтожить, не дай Б-г, тело еврея, во-вторых – уничтожить, не дай Б-г, его душу.

Нил обожествлялся египтянами, был идолом, которому они поклонялись. Ведь река служила для них источником богатства и пропитания: в Египте не бывает дождя, и поля орошаются только водой Нила. В переносном смысле бросить ребенка в Нил означает не только утопить его физически, а погрузить в египетскую жизнь, в обычаи и заблуждения этой страны. Там он утонет духовно, полностью растворится в чуждой культуре с самого младенчества.

Древний приказ Фараона можно сравнить с обстоятельствами современной жизни. К сожалению, в наши дни мы вновь и вновь видим повторение древней трагедии. Сейчас тоже есть «Фараон, царь Египетский». Это привычный стиль жизни страны, с точки зрения которого следует «бросать еврейских детей в реку» обычаев и законов данной страны, чтобы дети погрузились и утонули в реке, которая дает пропитание. И нужно замуровывать еврейских детей в стены Писома и Раамсеса, т.е. отдавать их в те области, от которых зависит сила и мощь государства. Как много родителей видят в «Ниле» источник процветания, надежное средство, при помощи которого их ребенку может быть обеспечена «хорошая жизнь»? От самой колыбели мы думаем о карьере. С момента рождения ребенка родителей занимает его будущее материальное благосостояние. Почему же одновременно нас не беспокоит будущее его души?!

Эти идеи можно выразить в словах: «Давайте умудримся против него – против Вс-вышнего». Родители здесь дважды не правы. Первая наша ошибка в том, что мы недооцениваем важность для ребенка духовной жизни. Вторая в том, что гарантий будущего материального благополучия никакие родители на самом деле дать не в силах. Не будет у еврея благополучной жизни, пока этого не захочет Вс-вышний. Судьбой нашей нации управляют иные законы, совсем не те, что у других народов. Б-г управляет будущим других народов, пользуясь естественным порядком вещей. Но благополучие еврея – явление совсем не естественного порядка, оно напрямую зависит от нашей связи со Вс-вышним.

Практически это означает следующее: когда речь идет о воспитании детей, не нужно и нельзя топить их в Ниле – идоле страны. Нельзя топить, не дай Б-г, детей в «тахлис зухн» (с детства думать о заработке и пропитании). Единственный путь к жизни – это полноценное воспитание по нашей Торе – Торе жизни. Нечего смотреть на других родителей, чьи дети с малых лет думают о том, кем станут, когда вырастут. Этот станет доктором, другой – адвокатом, на худой конец – чистильщиком сапог. Но если вы пошлете своего сына в ешиву, он вырастет бездельником, он даже не сможет чистить сапоги, он не будет знать, как держать щетку в руке.

Необходимо знать, что Вс-вышний дает жизнь и пропитание всем. И когда человек будет делать то, что Он хочет – «учи им своих сынов и говори о них, сидя в доме твоем и идя по дороге, ложась и вставая» – Он будет делать то, что у него просят – для этого человека и его детей.

Нужно отдать ребенка к Учителю, который сам живет Торой и заповедями, «и живет по ним» – по законам Торы. И этот Учитель воспитает детей по дороге Торы и мицвойс, и только этим можно спасти собственных детей и весь еврейский народ.

«Наш хлеб насущный дается свыше»

Нашу прямую зависимость от Г-спода можно увидеть, сравнив Египет и Эрец Исроэль.

Основой для хозяйства древнего Египта были разливы Нила, дававшие ежегодное орошение земли. С первого взгляда в этом нет никакого Б-жественного влияния, достаточно естественного хода вещей. Не так в Земле Израиля. Там нет большой реки, и вся жизнь зависит от того, упадет дождь или нет. Мидраш объясняет, что в такой зависимости – Б-жественное Предопределение. Когда люди ждут дождя, «все глаза обращены вверх» к «Тому, кто обладает ключом, отворяющим дождь». Сколько ни трудись, ни прикладывай усилий, конечный урожай все-таки зависит от Б-жьего Благословения.

Тора – наш Источник жизни, не только в духовном смысле, но также и в материальном. Когда еврей приходит к смирению, он узнает, где на самом деле находится источник жизненной силы. Не полагаясь на естественные, надежные на вид источники существования, он тут же получает и большие возможности.. Еврей, конечно же, должен работать, зарабатывать на жизнь, но при этом он всегда должен знать, что его усилия – это не больше, чем только средство, через которое Б-г может дать ему все.

«Они первыми узрели Его»

Так же, как Египетское рабство сильнее всего испытали на себе еврейские дети, так и в освобождении из Египта их роль и судьба необычайно глубоки и важны. Наши Мудрецы учат: «В заслугу праведных жен того поколения наши предки были искуплены из Египта». Вопреки приказу Фараона еврейские женщины самоотверженно рождали детей, прятали их от египтян, учили их Еврейству, не боясь грозной опасности. Это воспитание дало детям того поколения невероятную духовную силу. Почувствовав на себе чудесную заботу Б-га, ощутив Его защиту в Изгнании, эти дети «первыми узрели Его», когда шли через Море. Моше, Агарон, Йегошуа, все старейшины и весь Еврейский народ были при этом. И все же Б-г прежде других явился детям.

Египетское Изгнание – корень всех Изгнаний. Декреты, подобные тем, которые издал египетский Фараон, есть и сейчас. Также грядущее Избавление нашего народа будет подобно освобождению из Египта. Как было сказано: «Как в дни Исхода твоего из Египта явлю чудеса».  А значит, нужно готовиться к Избавлению, делать то же самое, что делали наши предки, совершать поступки, подобные тем, что принесли Избавление от Египта.

Про освобождение из Египта сказано: «в заслугу праведных еврейских женщин, что были в том поколении, наши отцы были освобождены из Египта». Что сделали праведные женщины? Они вырастили поколение евреев. Они сказали, что не надо считаться с указом Фараона бросать всех новорожденных мальчиков в реку. Ибо нужно поступать так, как приказывает Вс-вышний, и не пытаться предугадать, каков будет результат. Именно это ставится в заслугу праведным женщинам. Именно за это наши отцы были освобождены из Египта.

Так же и сейчас: в каждой стране не нужно обращать внимание на страсти, которые кипят в государстве, и втягивать в это своих детей. Нужно воспитывать еврейских детей как приказал Вс-вышний, и Он позаботится и о сынах, и об отцах. Если родители не считаются «с декретами Фараона», а спасают собственных детей, то они приносят общее Избавление всему еврейскому народу, через нашего праведного Машиаха, буквально в скором будущем. Ожидая этого дня, мы должны воспитать наших детей как «авангард освобождения из рабства», дать им знание о том, что такое освобождение, и что такое рабство, наполнить их стремлением к Избавлению. И в ближайшем будущем эти самые дети «первыми узрят Его», когда мы будем проходить «с нашими юными и с нашими старшими ..., с нашими сыновьями и с нашими дочерьми», чтобы приветствовать Мессию.

Да произойдет это в ближайшем будущем!


 
Запись опубликована в рубрике: .