Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пришло время вашего избавления

С Б-жьей помощью

Вера в приход Машиаха и ожидание его прихода — это основы еврейской религии. О приходе Машиаха говорится уже в Торе, а относительно книг Пророков — "не нужно приводить доказательства, ибо все книги полны этим".

(Рамбам, Законы Царей, гл. 11-12).

Важность веры в Избавление и просьба о приходе Машиаха находят свое выражение и в наших молитвах. Каждый, кто просматривает Сидур (молитвенник), сразу обратит внимание на множество молитв за полное Избавление и строительство Третьего Храма. Шесть молитв из Шмонэ Эсрэ ("восемнадцать благословений") посвящены просьбе о Геула (избавлении) и приходу Машиаха, не считая бесчисленного количества упоминаний об этом в других частях молитвы.

Также сказали ХАЗАЛ (наши мудрецы, благословенна их память), что одна из первых вещей, о которых спрашивают у человека, когда он предстает перед Высшим Судом, это "Циписо лишуо?"(Ждал ли ты спасения?). Все это подчеркивает центральное место, занимаемое верой в приход Машиаха в иудаизме, и обязанность каждого еврея жить верой и ожиданием прихода Геула.

Вера укрепляется

И действительно, в течение всех поколений не иссякала в народе Израиля вера в приход Машиаха. Праведники всех поколений молились за Геула, и ждали. что она прийдет в их дни. Некоторые из них также вычисляли сроки ее прихода, из-за большого желания пробудить сердца к приходу Машиаха.

Но за наши грехи мы не удостоились, чтобы Геула пришла в предыдущих поколениях, и Ам Исроэл (народ Израиля) вынуждени был пройти через страшные испытания Галута (изгнания), бедность, притеснения и преследования. Более 1900 лет находится еврейский народ в изгнании, и все еще не удостоился Вечного Спасения.

Но с течением времени, вера в Избавление не только не ослабела, но еще больше усилилась. Каждый следующий день, когда мы остаемся в Галуте, укрепляет нашу надежду на то, что мы приближаемся к Концу Дней — Освобождению, и поэтому нужно еще больше молиться за Геула и ожидать ее прихода.

Начало сияния света Машиаха

Двести пятьдесят лет назад развитие событий начало ускоряться. Если в предшествующие годы идея Геула воспринималась в аспекте чистой веры и затаенной надежды души, то с началом деятельности Баал-Шем-Това "начал сиять свет Избавления". От надежды и жажды Израиль подошел к этапу, на котором "начали сиять лучи света из мира Освобождения".

И это одно из основных объяснений, почему учение Хасидизма, Пнимиюс га-Тойро, было открыто именно в последних поколениях, хотя "ахшур доро?" (достойно ли поколение?). Именно потому, что Геула близка, и нужно ней подготовиться, посредством того, что "попробовать от субботних явств" еще в "канун субботы", и поэтому в канун освобождения начали открываться тайны Торы, которые "дают нам попробовать" от Торы, которую будет учить Машиах.

Известно также письмо Баал-Шем-Това, в котором он рассказывает об Алият Нешама (восхождение души), которое у него было, и как он достиг Гейхолой шел Машиах (дворец, в котором находится душа Машиаха).  На вопрос его к Машиаху "Эймосай кооси мар?" ("когда ты прийдешь?") ответил ему "Лихшэйофуцу майанойсэхо хуцо" ("когда твои источники — т.е. твое учение — распространятся наружу"). Следовательно, открытие учения Хасидут и его распространение также в Хуцо (наружу) — это одн из тех дел, которые извещают о приходе Геула и приближают приход Машиаха.

Хэвлей Машиах позади

Новый этап начался, когда начали происходить различные события, которые можно объединить в понятии Хэвлей Машиах (буквально "родовые схватки" прихода Машиаха), как знали евреи во всех поколениях, — по словам ХАЗАЛ — что период  Иквэсо димшихо (букв. "пятки Машиаха") будет периодом тяжелым и страшным как в материальном, так и в духовном смысле.

Бегашмиют (в материальном смысле):

Эпоха Хэвлей Машиах характеризуется как эпоха, когда  произойдут страшные несчастья. Некоторые из мудрецов, пропочески предвидевшие страшные события этой эпохи, говорили "пусть он прийдет, но я его не увижу". (Сангедрин, 98,2).

Берухниют (в духовном смысле):

Это будет эпоха оставления Торы , моральной деградации и забвения веры. Говорится про два поколения мехорфим (осквернителей), которые встанут перед приходом Машиаха. Первое — "Ашер хейрфу ойвехо Гашем" — которое восстанет против Вс-вышнего и его Торы. Второе — "Ашер хейрфу иквойс мешихехо" — поколение, которое будет отрицать веру в приход Машиаха и будет говорить об освобождении собственными силами. Только после этих двух поколений прийдет Геула, как сказано "Борух Гашем леойлом омейн веомейн" ("Благословен Вс-вышний во веки веков, амен и амен").

И действительно, во всей еврейской истории не было такой эпохи, когда исполнились бы все признаки Хэвлей Машиах — и страшные физические страдания, и духовное падение — как это произошло в последние два поколения.

Поэтому, именно в это тяжелое время укрепилась вера у верных еврейской религии, что это — Хэвлей Машиах, предвещающие близкое Избавление.

Мудрецы Израиля единодушны

Хотя вышесказанное выглядит достаточно ясным и открытым для всех, тем не менее, людям нашего уровня трудно было бы твердо установить и точно знать, что это действительно Хэвлей Машиах, о которых пророчествует Тора, и что именно это — признаки Избавления, которое стоит "за нашими стенами". И в этом вопросе, так же как и в любом другом, мы поднимаем наши глаза к светилам Израиля, глазам общины — к праведникам поколения.

И действительно, мы слышим совершенно ясные слова: истинные гдолей исроэл (мудрецы Израиля) едины в мнении, что события, произошедшие с нашим народом в минувшие несколько десятков лет — это Хэвлей Машиах, предшествующие приходу Машиаха и полному Избавлению. Особенно подчеркивают это Любавический Реббе Рабби Йосеф Ицхок и его зять и преемник рабби Менахем Мендел Шнеерсон, — они не оставляют никакого места для сомнения, что мы действительно находимся в самом разгаре подготовки к приходу Машиаха и полному Избавлению.

Окунание в кипящей воде

В сумрачный период между первой и второй мировыми войнами Предыдущий Любавический ребе — ребе Райяц писал: "Каждый, кто задумывается о происходящем в мире, видит, что это время Эрев Шабос перед зажиганием свечей; все несчастья и испытания, которые призошли и происходят, — это "окунание в кипящую воду", очищающее от всякой грязи, чтобы встретить "доброго гостя" (т.е. Машиаха). Глаза всех наших братьев Бней Исроэл устремлены на него".

Когда начала происходить страшная Катастрофа евреев Европы, и еще перед тем как в широком мире стали известны ее ужасные масштабы, Ребе обратился ко всем евреям с Крие Кдойшо (святым призывом) "Леалтер литшуво — леалтер лигеуло" (сейчас же Тшуво — раскаяние и возврашение — сейчас же Геуло). В своих выступлениях и письмах говорил об этом ясными словами, что страшные события — это часть Хэвлей Машиах, и с помощью Тшуво можно сократить эти страшные несчастья и удостоиться "Леалтер лигеуло".

В последующие годы говорил с горечью и болью, что его воззвание не вызвало должного отклика, и это задержало Геуло. В праздник Шавуот 1949 года, за полгода до гисталкус (ухода из этого мира), выразился с горечью: "Чего ждут? Ведь задерживают Геуло! Уже "эрев шабос ахар хацойс" ("канун субботы после полудня").

Если подытожить его высказывания на эту тему, можно различить два параллельных акцента:

1) Освобождение очень близко и оно находится буквально "за нашими стенами";

2) Еще требуется действие со стороны Ам Исроэл, Тшува и Маасим тойвим ("добрые дела"), и по крайней мере "Цихцуах кафторойс" ("начистить пуговицы"), чтобы войти в Геуло.

Ясные высказывания

Дополнительный поворот произошел с восхождением Ребе  Менахем Мендла Шнеерсона на трон Несиут (руководства движением Хабад). В первом Маамар Хасидут, который он сказал в йуд шват 1951 года, установил, что задача нашего поколения — привести Геуло. "Задача, возложенная на наше поколение", сказал он, — "завершить  духовную работу, проделанную Ам Исроэл в течение всех поколений и завершить постройку "диро лой йисборах батахтойним" ("жилища для Вс-вышнего в нижних мирах") /таким будет мир во время Геула/.

Несмотря на то, что также Ребе Шлита говорил о необходимости определенной работы "завершить", "закончить", — можно было услышать в его словах новую интонацию. Его определение нашего поколения как Дор га-геуло (поколение Избавления), было сказано без всяких предварительных условий. Бессчетное число раз он сказал, что наше поколение — это последнее поколение Галута и первое поколение, которое войдет в Геуло. Единственном оставшимся вопросом было, удостоимся ли мы его прихода в начале этого поколения, или на более поздней ступени. Это, вероятно, зависело от нас.

По-видимому, мы не удостоились, и Геула задержалась. Но с течением времени можно было заметить, как изменяется интонация высказываний Ребе. Постепенно, в процессе последовательном и точном, его слова становились все определеннее и определеннее. от  высказываний о том, что "Геула близка", перешел к тому, чтобы говорить о "вот вот приходит Машиах", а от  этого — к "Машиах ахшав" (машиах сейчас), к  "закончилась работа Бней Исроэл в Галуте", и до "пришло время освобождения" — слова, которыми пользуется Ребе Шлита в эти дни.

И да будет Воля Вс-вышнего, что в заслугу изучения вопросов прихода М ашиаха и Геула и укрепления веры в приход Освободителя, — мы удостоимся буквально в эти дни увидеть чудеса истинного и полного Освобождения, стороительство Третьего Храма и собирание изгнанников Израиля в нашу Святую Землю, посредством Довид Малко Мшихо (Довид, царь Машиах), тейхеф умийад мамош (буквально сейчас).

Отсутствие просьбы задерживает геула.

Не требовали строительства Храма

Учил Раби Шимон Бар Йохай, пример на одного человека, который бил своего сына, и не знал сын, за что его бьют. После того, как побил его, сказал ему, иди и сделай такое-то дело, которое я приказывал тебе сегодня и несколько дней, и ты не слушал меня. Так, все те тысячи, что погибли на войне во время Довида, не погибли, но только за то, что не требовали строительства Храма.

И ведь это кал вехоймер[1] — и что, если эти, что не был Бейс-микдош среди них, и не был разрушен в их дни, и были наказаны, за то что не просили его, мы, что разрушен в наши дни, и мы не плачем за него, и не будем просить милости на него — тем более и тем более.

Поэтому установили Хасидим ришойним[2], чтобы молились три молитвы каждый день, и установили в них "ано рахум берахамехо горабим гошейв шхиносхо лецийон весейдер авойдо лирушолаим"[3], и установили "бойнэй Йерушолаим"[4] отдельным благословением в молитве и биркат гамазон[5].(Мидраш Тегилим, 17)

"Ад шейахзэру вивакшу"

Раби Шимон Бар Йохай говорит, три вещи в будущем отвергнут: малхус шомаим[6], и малхус бейс Довид[7], и бинъян бейс микдош[8]. Сказал Раби Шимон бен Менасия: не увидят Исроэл симан геула[9] пока не вернутся и не будут просить их троих. 


 [1] тем более

[2] первые праведники

[3] "пожалуйста, Милосердный, Твоей великой милостью верни Твою Шхину в Сион и служение в Храме в Иерусалим"

[4] "отстраивающий Иерусалим"

[5] молитва после еды

[6] небесное царство

[7] царство Давида

[8] строительство Храма

[9] знака Избавления