Вайигаш
Вайигаш эйлов Йегудо вайоймер би адойни[1]. Сказано "койройс ботейну арозим[2]…". И вот, следует понять различие между мишкан[3] и бейс ойломим[4], что мишкан был построен из кедров, как сказано ацей шитим оймдим[5], и покрытие было из овечьих и бараньих шкур, и шкур тхошим и т.д., а бейс микдош[6] был из камней и праха именно (и запрещено, чтобы было в нем открытое дерево и ахсадроойс шел эйц, как объясняет Рамбам гл. 1 из законов Храма, и см. в книге Хинух мицва 92), были только перекладины из кедра в потолке зала, и нужно понять это, почему в мишкане кедры были основой строения, и прах был только в подножии мишкана внизу, а в микдаше было наоборот, камни и прах - это было основное, ибо даже крыша была из них, и не было дерева, только клунсоойс шел эйц, о которых говорилось выше, которые были вспомогательной частью строения. И объяснение этого, ибо известно, что в каждом мире есть четыре аспекта ДаЦХаМ[7], и доймем[8] ниже, чем цоймеах[9], а цоймеах ниже, чем хай[10], и самый возвышенный среди них – это аспект медабейр[11], и на первый взгляд это непонятно, почему же тогда именно земля выращивает свои плоды, что цоймеах растет и рождается и происходит из праха земли, ведь цоймеах выше, чем доймем, которым является прах. Но дело в том, что они отличны один от другого, ибо несмотря на то, что доймем ниже, чем цоймеах, тем не менее, есть в нем превосходство со стороны его корня, который выше, чем цоймеах и хай и т.д. Ибо известен спор таноим в Геморо (Хагига 12): один сказал, "небеса были сотворены раньше, чем земля", как сказано "берейшис боро Элойким эйс hашомаим веэйс hоорец[12]", и один сказал "земля была сотворена раньше", как сказано "бейойм асойс Гашем Элойким эрец вешомоим[13]", и "эти и эти слова Б-га живого", ибо в мысли земля предшествовала небесам, а когда сотворил – сотворил небеса раньше. И идея этого – ибо "конечное действие в начальной мысли", т.е., поскольку земля – это конечное действие, следовательно, ее корень в мысли – в аспекте начальной мысли, но небеса, которые начало действия, они последние в мысли, ибо это общий принцип, что конечное действие поднимается в мысли раньше, и поэтому цоймеах выше, чем доймем, и также хай выше чем цоймеах, что это по порядку мироздания ДаЦХаМ в мирах, когда аспект доймем и прах земли - это конечное действие, а цоймеах и хай выше этого, и это есть аспект "небеса предшествовали земле". Но тем не менее, со стороны их корня в махшово кдумо[14], именно земля предшествовала всему в мысли. Поэтому именно в ней есть способность и сила произрастить растения, со стороны ее высокого корня, и поэтому цоймеах, и хай и медабейр все получают от нее и т.д.
И вот, в мишкане не было еще полного совершенства, ибо он был только "временным жилищем" для Вс-вышнего, как сказано "воэhйе мисhалейх боойhел увамишкон[15]". Поэтому он был создан в соответствии с порядком hишталшелус миров, в том порядке, как они были сотворены, когда небеса предшествовали земле. И поэтому стены мишкана были из балок, которые есть аспект цоймеах. И только пол мишкана был из земли. Что это как это в hишталшелус, когда цоймеах выше чем доймем, и поэтому балки были сделаны из кедров, ибо кедр растет очень высоко, что это есть наивысший аспект в цоймеах и т.д., выше и выше, чем аспект доймем, в котором нет добавления и роста совершенно. И покрытие над мишканом было из покрывал и шкур баранов и тхошим, что это есть аспект хай, который выше также чем цоймеах. Поэтому покрывала, что это есть аспект макифим, которые были простерты над стенами мишкана, были из аспекта хай, который выше, чем аспект цоймеах, из которого были сделаны стены мишкана. Следовательно, все это было сделано в соответствии с уровнем и ступенью hишталшелус, по порядку их сотворения сверху вниз, когда "небеса предшествовали" и т.д. Но в микдаше присутствовало полное совершенство, ибо это было "постоянное жилище" для Вс-вышнего, как сказано "зойс менухоси адей ад[16]", ибо он был подобен будущему миру, то, что будет в седьмом тысячелетии, когда будет "менухо ле-хайей hоойломим[17]", что тогда поднимется высшая земля, что это есть аспект малхус дэАцилус, чтобы быть выше всех сфиройс. И как сказано "эйшес хаиль атерес баало[18]", ибо она будет короной в будущем для ЗО дэАцилус. И это – со стороны ее корня, ибо она поднялась в первичной мысли раньше, "земля предшествовала небесам". Поэтому также в бейс Микдош, который был подобен будущему миру, основа строения была сделана из камней и праха, которые есть аспект доймем, что также крыша и маазиво, что это есть аспект макиф[19], были сделаны из камня и праха, а не из кедров, что это в соответствии с тем, как это будет в будущем мире, когда будет "эрец кодмо[20]", эшес хаиль атерес баало, со стороны ее корня и т.д., но только клунсоойс из кедра, которые были там в потолке, они были только в аспекте тамхин, только поддерживали основную часть крыши, которая была сделана из аспекта доймем, и подобно тамхин дэойрайсо.
И вот, видно воочию также этот аспект, что есть в земле особое достоинство, и это есть аспект битуль[21], который есть в ней, что ее все топчут, в отличие от цоймеах, который растет вверх и ввысь и т.д. И этот битуль притягивается со стороны ее высокого корня в махшово[22], ибо махшово - это аспект хошав-ма, что означает полное самоустранение, как сказал Мойше рабейну "венахну ма[23]". И оттуда притягивается и одевается аспект битуль в земле, и со стороны этого она поднимется в будущем чтобы быть атерес баало, поэтому Храм был построен из камней именно (…), но в Мишкане, который был построен в соответствии с порядком hишталшелус, который есть сейчас, когда цоймеах выше, чем доймем, шомаим кодму[24] и т.д., поэтому были стены из деревьев шитим, и прах был в подножии мишкана, и как объяснялось выше.
И это есть также аспект Йосефа и Йегуды. Ибо это также аспект и ступень небес и земли, и аспект цоймеах и доймем и т.д. Ибо Йосеф – от языка добавления и увеличения, что увеличивается все более, становясь все больше и выше, и это идея аспекта цоймеах, и в особенности аспект кедра, который растет выше и выше, устремляясь ввысь. И как сказано "цадик кетомор ййфрох, кеэрез балевонойн йисгэ[25]" (т.е., аспект ЗО дэАцилус, который называется цоймеах относительно малхус, которая называется доймем, как говорится в другом месте подробно, что в мидойс[26] есть рост и увеличение, но буквы – это аспект доймем и т.д., а в мидойс есть катнус[27] и гадлус[28]. И это есть аспект эйц эрез вээзойв[29], что эзойв - это аспект катнус, а эрез – аспект гадлус и т.д. И это есть то, что сказано "кеэрез балевонойн йисгэ", и Йосеф в особенности, ибо он аспект йесойд[30], который поднимается до даас[31], а даас поднимается до кесер[32] и т.д. И когда он связывает все ступени до самого верха, называется эрез балевонойн и т.д.) а Йегудо - это аспект эрец, малхус дэАцилус, которая аспект доймем в Ацилус. И поэтому Йегудо – язык hойдоо[33] и битуль[34], ибо в доймем есть аспект битуль в наибольшей степени, как говорилось выше.
И вот, в сейдер hишталшелус сейчас Йосеф выше, чем Йегуда, ибо малхус получает свое шэфа и хайус от ЗО, и поэтому Йосеф был царем в Мицраим, ибо это аспект цоймеах, аспект роста и возвышения, и он был машбир и машпиа для всех. А Йегуда – мекабель. И это то, что сказано "вайигаш эйлов Йегудо, вайоймер би адойни[35]", т.е., что в него будет притянуто шэфа от Йосеф-hацадик, и как объясняется в Зогар, что вайигаш означает тикрувто олмо бэолмо[36]. И т.е. нижний мир, аспект малхус, соединяется и подступает к олмо илоо[37], аспект ЗО, чтобы получить шэфа. И это подобно тому, как это было в Мишкане, цоймеах выше, чем доймем, как говорилось выше. Но в будущем возвысится Йегуда, чтобы быть выше чем Йосеф, как сказано "эйшес хаиль атерес баало", со стороны его корня, ибо он поднялся в мысли изначально, как говорилось выше. Ибо махшово[38] – это хошав-ма, т.е., полное самоустранение, что это есть аспект хохмо дэАцилус[39], койах ма[40]. И вот, або йисад барто[41], ибо хохмо илоо называется йиро илоо[42]. А хохмо сатоо[43] - малхус – это йиро сатоо[44], и это есть або йисад барто, что из аспекта йиро илоо дэхохмо притягивается малхус, йиро сатоо. И в будущем возвысится аспект йиро сатоо в йиро илоо, свой источник, поэтому будет тогда эйшес хаиль атерес баало, ибо битуль выше в своей ступени, чем аhаво и йиро в мидойс, которые притягиваются из аспекта ХуГ дэЗО. И поэтому также сейчас есть в земле аспект битуль больше, и как говорилось выше. И аспект битуль дэйиро илоо, это аспект и ступень Мойше рабейну олов hашолом, венахну мо[45], и т.д. (и смотри далее на посук Йегудо ато и то, что говорится на слова Зогара гл. Эмойр на посук вегам омно ахойси бас ови и т.д., по вопросу бехохмо йисад орец койнейн шомаим бисвуно. И см. то, что говорилось выше гл. Берейшис начальные слова леhовин гатаам шеништанто йецирас):
[1] "И подступил к нему Йеhуда и сказал: О господин мой!" (Вайигаш 44, 18)
[2] "Кровли домов наших – кедры" (Шир гаШирим 1, 17)
[4] Иерусалимский Храм. См. Бейс Микдош, микдош
[5] "Из дерева шитим стоячие" (Трумо 26, 15)
[6] Храм
[7] Доймем, цоймеах, хай, медабер (неживая, растительная, живая природа, человек)
[9] Растительный мир
[10] Живой; живая природа
[11] "Говорящий" - человек. Высший из четырех видов ДаЦХаМ
[12] "В начале сотворения Б-гом неба и земли" (Берейшис 1, 1)
[13] "В день созидания Г-сподом Б-гом земли и неба." (Берейшис 2, 4)
[14] первичная мысль о творении
[15] "А странствовал в шатре и в скинии." (Шмуэль Бет 7, 6)
[16] "Вот (место) покоя Моего вовеки," (Тегилим 132, 14)
[17] Менухо ле-хайей hоойломим - покой во имя дарующего жизнь мирам
[18] "Жена доблестная – венец мужу своему" (Мишлей 12, 4)
[19] "Окружающий" свет, свет, который выше, чем миры. см. макиф и пними.
[20] земля предшествовала (небесам)
[21] Битуль - Подчинение, самоустранение
[22] Мысль
[23] "Мы же, что (есть мы)" (Бешалах 16, 7)
[24] небеса предшествовали (творению земли)
[25] "Праведник, как пальма, расцветет, как кедр в Леваноне, возвысится." (Тегилим 92, 13)
[26] Мидойс - Букв. "меры". Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот
[27] Малость. Детство.
[28] величие. Рост. Взрослость
[29] "Кедровое дерево и эзов" (Хукас 19, 6)
[30] Основа. Сфира "йесойд", шестая из семи нижних сфиройс
[31] Даас - Знание. Сознание. Сфира "даат".
[32] Кесер - Корона; сфира "кесер"
[33] hойдоо - Благодарность. признание.
[34] Битуль - Подчинение, самоустранение
[35] "И подступил к нему Йеhуда и сказал: О господин мой!" (Вайигаш 44, 18)
[36] приближение мира (нижнего) к миру (верхнему)
[37] высший мир
[38] Мысль
[39] хохмо мира Ацилус
[40] Сила "ма" - битуль
[41] "отец породил дочь" Хохмо дэАцилус порождает малхус дэАцилус
[43] нижняя сфира хохмо - малхус
[44] Йиро сатоо - Нижний уровень страха перед Вс-вышним
[45] "Мы же, что (есть мы)" (Бешалах 16, 7)