Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 28 (2)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

ולא כטעות העולם שטועים להוכיח מנפילת המחשבה זרה מכלל שאין תפלתם כלום
велой кетоус hоойлом, шетойим леhойхиах минфилас hамахшово зоро — миклол шеэйн тфилосом клум.
Многие заблуждаются, считая, что возникновение посторонней мысли – доказательство того, что молитва неполноценна,
Они зря думают, что то, что им приходят в голову такие мысли, это доказывает, что их молитва ничего не стоит, поскольку
שאילו התפלל כראוי ונכון לא היו נופלים לו מחשבות זרות.
шеилу hиспалейл кероуй ве-нохойн, лой hойу нойфлим лой махшовойс зоройс
ибо, если бы человек молился как следует и правильно, у него бы не появлялись посторонние мысли, но это неверно.
и поскольку ему приходят в голову дурные мысли, они делают из этого вывод, что их молитва ничего
והאמת היה כדבריהם אם היתה נפש אחת לבדה היא המתפללת והיא המחשבת ומהרהרת המחשבות זרות.
веhоэмес hойо кидиврейhем, им hойсо нефеш ахас левадо, hи hамиспалелес ве-hи hамехашевес умеhарhерес hамахшовойс зоройс
Они были бы правы, если бы существовала только одна душа, она и молилась бы и она же думала бы и размышляла о постороннем.
это было бы правильно, если бы это была одна душа, которая делает все вышесказанное, тогда бы его дурные мысли доказывали бы, что «молящийся» — не такой, как нужно, ибо, если бы эта единственная душа была бы погружена целиком в молитву — тогда нет никакого места для каких-либо дурных мыслей,
אבל באמת לאמיתו הן שתי נפשות הנלחמו’ זו עם זו במוחו של אדם
авол беэмес лаамитой, hейн штей нефошойс, hанилхомойс зу им зу бемойхой шел одом
Однако на самом деле это две души, борющиеся друг с другом в мозгу человека.
в действительности же существуют две различные души, которые воюют между собой, кто будет властвовать в мозгу человека, чтобы он был наполнен ее делами только,
כל אחת חפצה ורצונה למשול בו
кол ахас хэфцо урцойно лимшойл бой
Желание и воля каждой из них – господствовать в нем
в мозгу
ולהיות המוח ממולא ממנה לבדה.
лиhйойс hамойах мемуло мимэно левадо
так, чтобы мозг был полон только ею.
וכל הרהורי תורה ויראת שמים
ве-хол hирhурей тойро вейирас шомаим
Все размышления о Торе и страх небесный –
происходят
מנפש האלקית
минефеш hоЭлойкис
от Б-жественной души,
и с другой стороны,
וכל מילי דעלמא
ве-хол милей дэолмо
а все дела этого мира –
все мысли и размышления о делах этого мира происходят
מנפש הבהמית
минефеш hабаhамис
от животной души,
таким образом, намерение в молитве происходят от Б-жественной души, а дурные мысли — от животной души, отсюда ясно, что дурные мысли не доказывают, что его молитва не такая как надо. Однако, если так, что Б-жественная душа занимается кавоной и молитвой — почему же ей тогда мешает, что животная душа размышляет о махшовос зорос? — Говорит на это Алтер Ребе:
רק שהאלקית מלובשת בה.
рак, шеhоЭлойкис мелубешес бо
и Б-жественная душа лишь в нее облечена.
Б-жественная душа облачается в животную душу, и поэтому дурные мысли животной души мешают Б-жественной душе в намерении молитвы.
והוא כמשל אדם המתפלל בכוונ’ ועומד לנגדו עו»ג
ве-hу кемошол: одом hамиспалейл бехавоно, веоймейд ленегдой орейл
Можно ее сравнить с человеком, сосредоточенно молящимся, против которого стоит грешник-нееврей
гой
רשע ומשיח ומדבר עמו כדי לבלבלו
рошо, умейсиах умедабейр имой, кдей левалбелой
и мешает и говорит с ним, чтобы его запутать,
и помешать ему в его молитве. Если бы гой не хотел бы мешать ему молиться, но только спросить у него что-то — тогда можно было бы ответить на его вопрос, и он бы перестал ему мешать. Но поскольку намерение этого нечестивца — помешать его молитве, то не поможет попытка подружиться с ним,
שזאת עצתו בודאי
шезойс ацосой бе-вадай
и для молящегося, наверное, [единственный] выход –
самое лучшее для молящегося, это
שלא להשיב לו מטוב ועד רע
шелой леhошив лой митойв веад ро
не отвечать ему ни добром, ни злом,
не отвечать ему ничего
ולעשות עצמו כחרש לא ישמע
велаасойс ацмой кехейреш велой йишма
стать как бы глухим и не слушать его,
ולקיים מה שכתו’ אל תען כסיל באולתו פן תשוה לו גם אתה
улекайем ма шекосув: «ал таан ксил веивалтой, пен тишве лой гам ато», ках
и исполнять написанное: «Не отвечай неразумному в глупости его, чтобы и ты не стал ему подобен»[Мишлей, 26:4].
когда приходят ему в голову дурные мысли,
כך אל ישיב מאומה ושום טענה ומענה נגד המחשבה זרה
ал йошив меумо, вешум таано вемаано негед hамахшово зоро
Так пусть он ничем не отвечает посторонней мысли,
пусть не вступает ни в какую дискуссию, и не начинает размышлять, как победить эти дурные мысли,
כי המתאבק עם מנוול מתנוול ג»כ
ки hамисабейк им hаменувол — миснавейл гам кейн
никакими доводами и возражениями, ибо тот, кто борется с мерзостью, сам также оскверняется,
и поэтому, пусть не занимается совершенно с дурной мыслью,
רק יעשה עצמו כלא יודע ולא שומע ההרהורי’ שנפלו לו ויסירם מדעתו ויוסיף אומץ בכח כוונתו
рак, яасэ ацмой келой йодейа велой шоймеа hаhирhурим шенофлу лой, вейасирейм мидаатой вейойсиф оймец бехойах кавоносой
но он пусть будет как не знающий и не слышащий размышлений, у него появившихся, пусть устранит их из своего внимания и с тем большей силой сосредоточится в молитве.
в своей молитве.
ואם יקשה לו להסירם
ве-им йикше лой леhасиром
Если же ему будет трудно от них отвлечься,
эти дурные мысли
מדעתו מפני שטורדים דעתו מאד בחזקה אזי ישפיל נפשו לה’ ויתחנן לו ית’ במחשבתו
мидаатой, мипней шетойрдим даатой меойд бехозко — азай йашпил нафшой ла-Гашем вейисханейн лой йисборах бемахшавтой
потому что они очень сильно ему докучают, пусть тогда смирит свою душу перед Всевышним и мысленно взмолится перед Ним,
если он занят теми частями молитвы, когда запрещено разговаривать, но пусть молится мысленно Вс-вышнему,
לרחם עליו ברחמיו המרובים כרחם אב על בנים הנמשכים ממוחו
лерахейм олов берахамов hамерубим, керахейм ов ал боним, hанимшохим мимойхой
чтобы Он смилостивился над ним великим милосердием Своим, как отец жалеет детей, происходящих от его мозга[1].
וככה ירחם ה’ על נפשו הנמשכת מאתו ית’ להצילה ממים הזדונים
вехохо йерахейм Гашем ал нафшой hанимшехес мейитой Йисборах, леhацило мимаим hазейдойним
Так и Всевышний смилостивится над его душой, от Него, благословенного, происходящей, дабы избавить ее от коварных вод,
от дурных мыслей, которые из животной души,
ולמענו יעשה
улемааной йаасэ
и ради Себя Он сделает это,
Вс-вышний сделает это ради Себя, кивйойхол,
כי חלק ה’ ממש עמו:
ки хейлек Гавайе мамош амой
ибо «народ Его» на самом деле – «доля Всевышнего»[Дварим, 32:9].
и поэтому, если он будет молиться, чтобы пожалели его — он может, иногда, пробудить на себя диним , не дай Б-г: будут судить его, достоин ли он, чтобы пожалели его, но если он просит «лемааной » — ради Вс-вышнего — то понятно, что тогда нет места, чтобы судить молящегося, достоин ли он рахмонус . Еще одно объяснение есть в этом: Алтер Ребе обещает, что Вс-вышний действительно сделает это ради Себя, и пожалеет его, ибо душа — это часть Вс-вышнего.



[1] Ср. гл. 2 (Шамир)